I. Теоретический раздел

сферы деятельности возможны, например, следующие типы организационной культуры:

культура торговли (характеризуется быстрой об- ратной связью и относительно малым риском, склонностью к принятию быстрых и несложных решений, большим стремлением действовать; ус- пех здесь измеряется объемом сбыта, а не риском);

спекулятивная культура — культура выгодных сде- лок; эта культура встречается везде, где проводятся сделки с ценными бумагами, сырьем, валютой. Элементы подобной культуры можно распознать в таких областях, как мода, косметика, реклама и фи- нансирование рискованных предприятий, где лю- бят быстрые сделки и быстрое получение денег. Спекулятивная культура требует от человека бой- цовских и агрессивных качеств; человек становит- ся тверд в своих решениях, он постоянно вступает в соревнование с другими. Чувствительность и эмо- циональность остаются в стороне, их нельзя пока- зывать. Люди постоянно находятся под бременем необходимости принятия решений и риска. Здесь общаются немногословно, зачастую очень быстро, языком коротких реплик и жестов. Сотрудничество внутри коллектива весьма относительно. Лихорадоч- ная деятельность и конкуренция не способствуют развитию  стабильных  и  зрелых  групп  людей. В этих условиях не может быть сильно развитой культуры, поскольку отсутствует то, что можно было бы передать дальше;

592
административная культура (на фоне низкой сте- пени риска и медленной обратной связи такая куль- тура проявляется на предприятиях  в хорошо на- лаженных  и  защищенных  отраслях,  в  крупных административных фирмах,  частично в банках и в системе страхования). Эти организации нацелены на обслуживание и сервис. Их сотрудники— акку- ратные и основательные, но в то же время осторож- ные, придирчивые, педантичные, покорные и уме- ющие  приспосабливаться  люди.  Решения  здесь принимаются продуманно, на их принятие требует- ся длительное вр0мя. Решения подстраховываются со всех сторон. Общение в сфере административ- ной культуры характеризуется обстоятельностью и иерархией. Сотрудники часто неудовлетворены, по- скольку практически отсутствует обратная связь,


 

Глава 12. Корпоративная                         культура

или с ними вступают в связь тогда, когда что-то не ладится. Основное внимание уделяется тому, как сделать, и меньше тому, что сделать. То есть на первом плане стоит форма, а результат— на вто- ром. Почти нет связи между результатом и возна- граждением;

инвестиционная культура   (проявляется  в  нефтяных компаниях,  инвестиционных банках,  строительстве, производстве  средств  производства).  Она характе- ризуется  ярко  выраженной  ориентацией на буду- щее  и  тем,  что  делаются  крупные  капиталовложе- ния  в  условиях  высокой  степени  риска,  открытым длительное  время  остается  вопрос   о  правильности подобного  рода  решений.  Сотрудники  работают основательно, осмотрительно,  осторожно, терпели- во и настойчиво, поскольку они вынуждены преодо- левать длительный  период неопределенности  в ус- ловиях минимальной обратной связи или ее полного отсутствия.

Итак, культура организации зависит от сферы ее деятельности. Так, в финансовой сфере она традиционно более определенна, строга: указано все, вплоть до цвета одежды и уместности макияжа и аксессуаров. Однако строгий темный костюм и минимальный макияж вряд ли будут уместны у представительницы косметической ком- пании. Таким образом, важно уметь соотнести уместность данной формы корпоративной культуры с определенным видом бизнеса, сегментом рынка. Главное, нельзя пус- кать все на самотек. Потому что форма корпоративной культуры может быть как положительной, так и отрица- тельной. «Тыкать», работать по принципу «я начальник — ты дурак», решать задачи авральным методом, постоян- но перерабатывать — все это тоже корпоративная куль- тура. Очень часто она оказывается весьма стойкой, и для ее преодоления требуются значительные усилия и дли- тельное  время.

Итак,  внешняя  среда  оказывает  на  организацию значительное  влияние,  что,  естественно,           сказывается  на ее культуре. Однако,   как свидетельствует  практика, две организации, функционирующие                           в    одном и        том               же ок- ружении, могут иметь очень                    разные культуры.          Это     про- исходит  потому,  что,  используя  свой  коллективный  опыт, члены  организации  по-разному решают две  очень важ-

ные  проблемы:  внешней  адаптации  и  внутренней теграции.


Таблица 1. Проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции

Проблемы  внешней  адаптаци и  и   в ыживания

• Миссия и стратегия: определение миссии организации и ее главных задач; выбор стратегии во исполнение этой миссии

• Цели:  установление специфических целей; достижение  согласия  по целям

• Средства:  методы, используемые  для достижения    целей; достижение  согласия  по  используемым  методам;  решения  по организационной      структуре, системам        стимулирования и подчиненности

• Контроль: установление критериев измерения достигнутых индивидом и группами  результатов;  создание  информационной системы

• Коррекция:  чипы  действий,  требуемые  в  отношении  индивидов  и     групп, _не в ыполнивши х з адания             

                       Проблемы  в нутренней   интеграции                           

• Обший язык и концептуальные категории: выбор методов коммуникации, определение значения используемого языка  и концепций

• Границы  групп  и  критерии  вхождения  и  выхода  из  групп: установление критериев членства в организации и ее группах

• Власть  и  статус:  установление  правил  по  приобретению, поддержанию и потере власти; определение и распределение статусов в организации

• Личностные отношения: установление правил  об  уровне  и характере социальных отношений в организации между полами, возрастами и т.п.; определение допустимого уровня открытости на работе

• Награждения   и наказания:   определение   желательного  и нежелательного  поведения

• Идеология и религия: определение  значения  вещей, не поддающихся  объяснению  и  неподвластных  контролю  со  стороны о рганизации; вера как снятие стресса                                           

 

594
Процесс внешней адаптации и вживания связан с поиском и нахождение^ организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняюще- муся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с пред- ставителями внешней среды. В данном процессе уре- гулируются вопросы, имеющие отношение к выполня- емым задачам, методам их решения, реакции на успехи и неудачи. Используя выработанный коллективный опыт, члены организации предлагают общие подходы, помогающие им в их  деятельности,'  определяют  мис-


 

Глава 12. Корпоративная                    культура

сию организации и ее главные задачи, выбирают стра- тегии исполнения этой миссии. Следующая группа вопросов относится к установлению целей и выбору средств их достижения. В одних организациях работни- ки участвуют в установлении целей и, таким образом, принимают на себя ответственность за их достижение (консультативный тип культуры). В других— работни- ки участвуют только в выборе методов и средств дости- жения целей («партизанский» тип культуры). В треть- их — может не быть ни того, ни другого (корпоративный тип культуры) или быть и то, и другое (предпринима- тельский тип культуры) (см. рис.  12.2).

В любой организации работники склонны участво- вать в следующих процессах:

—,выделять из  внешнего  окружения  важное  и  не важное для организации;

разрабатывать пути и способы измерения достиг- нутых целей;

находить объяснения успеху и неудаче в достиже- нии целей.

Отмечено, что работники нуждаются в развитии приемлемых способов доведения до представителей внешней среды информации о своих реальных возмож- ностях, преимуществах и успехах. Важно также, чтобы коллектив знал о том, когда можно допустить неудачу. Для этого при разработке новых проектов отдельные компании устанавливают рубежи, на которых проект сворачивается по причине неудачи.

Процесс внутренней интеграции связан с установ- лением и поддержанием эффективных рабочих отноше- ний по работе между членами коллектива. Это процесс нахождения способов совместной работы и сосущество- вания в организации. Процесс внутренней интеграции часто начинается с установления специфики в опреде- лении себя: это относится как к отдельным группам, так и ко всему коллективу организации. На формирование организационной культуры, ее содержание и отдельные параметры влияет ряд факторов внешнего и внутрен- него окружения. К проблемам внутренней интеграции относятся: выбор методов коммуникации, определение значения используемого языка и концепций; установ- ление критериев членства в организации и ее группах; установление правил по приобретению, поддержанию и утрате власти; определение и распределение стату- сов в организации; установление правил, касающихся

уровня и характера социальных отношений в организа-  595


 

 

 

  1     2  
  ОТНОШЕНИЯ   ОТНОШЕНИЯ
  АВТОКРАТИИ

 

-

  КОРПОРАТИВНЫЙ
      ОТНОШЕНИЯ

 

 

4

 

 

ОТНОШЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ

 

 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ

 

 

 

  АВТОНОМИИ
    «ПАРТИЗАНСКИЙ»
  3  

 

НИЗКАЯ

 

 

 

                               

 

Степень привлечения работников к выбору средств


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: