Глава 3. Пони, отбор и набор персонала

персонала, а. несколько позднее — бухгалтеров), что объяснялось как общей психологической неготовнос- тью российских руководителей платить за то, что они привыкли получать бесплатно,  так и  стремительным обнищанием большинства государственных предприя- тий, их неспособностью расплатиться с рекруитерами. Второй этап становления рекруитмента в России начался в 1991 г. и, по мнению ряда специалистов, про- должается и сегодня.  Он характеризуется массовым начиная с 1994 г. появлением рекруитерских агентств. Менеджеры иностранных компаний, испытывавших в ту  пору жестокий «кадровый голод», приветствовали возникновение в России частных рекруитерских фирм и в ряде случаев   платили за подбор персонала по евро- пейским расценкам: 5— 15 тыс. долл. за специалиста.

В то же время рекруитерские агентства, обслужи- вавшие российские государственные предприятия, на- ходились на грани банкротства. Чтобы не разориться, они были вынуждены увеличивать количество выпол- няемых заказов, ориентироваться на подбор малоква- лифицированных работников, рабочих, обслуживающе- го персонала, вводить режим предоплаты. Пытаясь выжить, рекруитеры, оказывавшие услуги отечествен- ным государственным структурам, начинают проры- ваться на рынок, обслуживавший иностранные компа- нии, зачастую не обращая внимания на отсутствие необходимой профессиональной подготовки.

Примерно в это же время на российский рынок хлынули потоки рекруитеров с Запада (Preng&Associates, Eurospan, GEMM Consalting, Nickolson International), которые вплотную занялись обслуживанием инофирм, активно тесня российских конкурентов. С увеличени- ем количества рекруитерских агентств, в том числе и западных, менеджеры инофирм стали подходить к выбору партнеров более тщательно. Завоевать имя, и тем самым повысить прибыль, работая только на ино- фирмы, стало делом чрезвычайно трудным. Вот почему многие рекруитеры, специализировавшиеся ранее ис- ключительно на обслуживании инофирм и их предста- вительств, оказались вынуждены предлагать свои ус- луги и менее прихотливым российским компаниям.

Трансформация более или менее устоявшейся струк- туры российского рекруитмента стала очевидной. Это повлекло за собой организационные изменения в рабо- те рекруитерских агентств, поскольку сохранять единый стандарт при обслуживании и российских, и западных компаний одновременно оказалось невозможно.


Особым событием второго этапа стало возникно- вение рынка услуг по поиску руководителей высшего звена (executive search). Вплоть до 1992 г. западные компании, действовавшие на российском рынке, не считали возможным назначать на должности менедже- ров высшего уровня граждан России: при необходимо- сти рекруитирование такого рода специалистов про- изводилось в других странах. Со временем стало очевидно, что эффективная работа в России требует специфического опыта, которого недостает даже очень квалифицированным и знающим иностранным менед- жерам, впервые посетившим страну. На погружение в специфику рынка уходит время, в течение которого компания рискует отстать от конкурентов. Возникла острая потребность в российских менеджерах— ру- ководителях высшего уровня. Всемирно известные фирмы, специализирующиеся в области executive search, сразу же отреагировали на появление спроса, обратив свой взор на ранее неизвестный им российс- кий рынок. На первом этапе они, как правило, поруча- ли представлять свои интересы партнерам или созда- вали СП. Так, компания Neumann International открыла собственное представительство в Москве лишь в кон- це 1993 г. В 1994 г. на российский рынок вышла ком- пания Korn/Ferry Carre/Orban International — мировой лидер по executive search. В середине 90-х годов XX в. на территории России открывают отделы executive search фирмы «большой шестерки» консалтинга — Price Waterhouse,  Ernst&Young,  KPMG.

Начиная с 1996 г. в России наблюдается заметный рост предложения в сфере услуг по подбору персонала. Только в Москве в период с 1996-го по первую половину 1997 г. возникло около сотни новых фирм или подразде- лений многопрофильных компаний, занимающихся рек- руитментом. С первых четырех агентств, работавших с 1990 г. («Контакт». «Группа Триза», «Анкор», «СоЭкон- Научно-исследовательский и производственно-коммер- ческий центр»), их число выросло до 60 в 1994 г. и до 200 В 1998 г. Вслед за Москвой рекруитерские фирмы нача- ли появляться и в других крупных городах России — Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Ниж- нем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Владивосто- ке. В 1996 г. была создана Всероссийская ассоциация консультантов по подбору персонала.

832
Сегодня функционирующие в России рекруитерс- кие фирмы можно классифицировать по нескольким основаниям. Первым в качестве критерия классифика-


 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: