II. Практический раздел

ценностей'151 — целей жизни и 18 наименований ин- струментальных ценностей45"^, т.е. ориентации на ос- новные средства достижения жизненных целей. Наи- менования ценностей предлагаются в виде отдельных карточек для ранжирования в направлении от  наибо- лее значимой. В итоге получаются ранговые  порядки всей  структуры.

В объективных личностных тестах принципы интерпретации скрыты от испытуемых. Поэтому при их использовании человек, не обладающий соответ- ствующими профессиональными психологическими знаниями, не может повлиять на результат теста, иска- зить его.

Проективные личностные тесты направлены  на выявление с помощью специальных техник наиболее глубоких структур личности. Особенность проективных процедур состоит в том, что стимулирующая ситуация приобретает  смысл  не  в  силу  своего  объективного содержания, но по причинам, связанным с субъектив- ными наклонностями и влечениями испытуемого, т.е. вследствие субъективированного, личностного значе- ния,  придаваемого ситуации  испытуемым.  Первона- чально  процедуры  такого  рода  применялись  психи- атрами  для  выявления  скрытых,  неосознаваемых субъектом расстройств. В послевоенные годы проек- тивные методики получили второе рождение вне вся- кой  связи  с  психоанализом  и  клинической  практи- кой. В основе их возрождения лежал постулат о том, что восприятие внешнего мира  субъектом  не  равно- значно реальному ходу событий.  Наряду с объектив- ным  значением,  получаемым  в  ходе  общественной практики,  одни  и те же явления  имеют для  разных людей разное личностное  «звучание»,  обусловленное их опытом,  потребностями,  мотивами деятельности.

Для того чтобы получить внешнюю проекцию под- сознательного, индивиду предлагают спонтанно отре- агировать на ту или иную ситуацию, например: нари- совать человека или дерево (тест Маховера), дать интерпретацию неопределенных очертаний или чер- нильных пятен (тест Роршаха), завершить высказыва- ние одного из действующих лиц (тест Розенцвейга), выбрать понравившиеся цвета (цветовой тест Люше- ра) и др. Проективные тесты достаточно разнообраз- ны453. Одной из проективных методик является тест семантического дифференциала, разработанный в се- редине 50-х годов XX в. Ч. Осгудом.  Этот тест хорошо


 


Глава а. Применение тестов в управлении

зарекомендовал себя в исследованиях эмоциональных отношений  людей  к смыслу тех или  иных  понятий, суждений. Испытуемому предлагается последователь- но высказать свое отношение к заданному объекту или понятию по целому набору полярных семичленных шкал. Если испытуемый относится к объекту положительно, его оценки будут сосредоточиваться ближе к позитив- ному полюсу шкал. Однако тест имеет смысл при сопо- ставлении данных по нескольким  объектам,  а не  по абсолютному значению суммарных оценок. Шкалы мо- гут быть конкретными или связанными отдаленной ас- социацией. В качестве полюсов шкал Осгуд использо- вал  20  пар  терминов,  предварительно  отобранных факторным анализом на 360 различных объектах оце- нивания. Тремя ведущими факторами оказались отно- шение, сила и активность. В числе итоговых шкал были следующие: жестокий — добрый, кривой — прямой, мужской — женский, активный — пассивный, вкус- ный — безвкусный, новый — старый, хороший — пло- хой, слабый — сильный, медленный — быстрый и т.п. Когда испытуемый сочиняет рассказ, произносит словесные ассоциации, рисует дерево или человека, он может породить стандартную или оригинальную идею, банальную или вычурную ассоциацию, детализирован- ный или схематичный рисунок и т.п. Эти особенности нередко оказываются симптоматичными. Однако такое происходит далеко не всегда: дело в том, что так назы- ваемая «проекция»  (воплощение в творческой продук- ции внутренних проблем, испытываемых автором) воз- никает далеко не у всех и не  «по заказу».  Психолог должен обладать большим опытом, чтобы не ошибить- ся при использовании подобных тестов, а специалист без психологического образования вообще не должен их применять. Обычно социологи используют «ослаб- ленные» варианты проективных процедур: перенос в ситуации, хотя и воображаемые, но достаточно конк- ретные, чтобы можно было вполне определенно ин- терпретировать реакцию человека.  Обоснованность проективных процедур определяется прежде всего те- оретическими посылками,  руководствуясь которыми исследователь истолковывает данные. Важно помнить, что часть этих тестов действительно опирается на се- рьезные научные исследования и разработки, но вме- сте с тем никогда не используется в отрыве от сбора разнообразной биографической информации об испы- туемом, подробной индивидуальной беседы, сведений

 

34*


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: