Глава 8. Применение тестов в управлении

методов тесно взаимосвязаны. Более того, каждая из трех составных частей триединой системы, будучи отделенной от двух других, теряет свой смысл и эф- фективность.

В настоящий момент социометрические тесты ис- пользуются в качестве независимых методов, включаю- щих специальные процедуры сбора первичной ин- формации о выборах членов группы (прежде всего социометрический опрос), способы представления и анализ этой информации. Социометрический опрос — метод сбора Первичной информации, используемый в социологии и социальной психологии для изучения структуры межличностных отношений в малых (контак- тных) социальных группах. Социометрический опрос является одним из самых распространенных социомет- рических методов. В процессе социометрического оп- роса используется опросный лист, где каждый член группы должен указать свое отношение к другим чле- нам группы по различным вытекающим из задач иссле- дования критериям (с точки зрения совместной работы, проведения досуга, участия в решении деловой пробле- мы и т.п.). Иными словами, респондентам предлагается выбрать по тем или иным социометрическим критери- ям одного или нескольких человек исследуемой малой группы. Примером социометрического опроса являет- ся опрос членов производственной бригады с помощью анкеты, включающей вопросы типа «Кого из членов Вашей бригады Вы оставили бы в ней, если бы бригада формировалась заново?» В ответ на каждый вопрос респонденты должны указать номера членов бригады (из врученного им вместе с анкетой списка). Вопросы социометрического теста могут существенно различать- ся в зависимости от целей исследования. Так, напри- мер, если нужно выявить делового лидера, то они каса- ются совместного выполнения задания, обращения за профессиональным советом и т.п.; если лидера эмоци- онального, то речь идет о выборе компаньона для сов- местного отдыха, откровенной беседы.

Социометрический опрос отличается от других видов социологического исследования характером ис- ходных данных, способами их представления, проце- дурой опроса и методами анализа собранной инфор- мации. В отличие от других видов опроса результатом измерения (ответом на вопрос) является здесь не ха- рактеристика респондента, а отношение между респон- дентами.  Ответы всех членов группы на конкретный


 

 


 



1066



II. Практический раздел

 

социометрический вопрос порождают определенную структуру отношений: каждому члену группы ставится в соответствие один или несколько других ее членов. Это отличие приводит к возникновению специальных способов представления собранных данных. Получен- ная в результате опроса структура представляется в виде особого рисунка (социограммы) или таблицы (со- циоматрицы).

Социограмма (от лат. societas — общество и гр. gramma -- письменный знак, черта, линия) — схема- тическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрические вопросы. Иными словами, социограмма — это рисунок, на кото- ром члены группы изображаются точками, а их выбо- ры — стрелками. Существует множество разновидно- стей социограммы: концентрическая, или «мишень» (члены группы располагаются в пределах круга, соот- ветствующего их социометрическому статусу: чем выше статус, тем ближе к центру помещается данная точка); локограмма (члены группы размещаются на чертеже, представляющем их реальное расположение в помещении — на рабочих местах на производстве и т.п.); взвешенная социограмма (демонстрирующая ин- тенсивность межличностных чувств); социограмма группировок (чем выше интенсивность межличност- ных чувств, тем ближе на социограмме расположены члены группы).

Социоматрица (от лат. societas — общество и лат. matrix — источник, начало) — специальная социометри- ческая таблица, в которой в математической (наглядной) форме фиксируются результаты научных исследований взаимоотношений людей. В общем виде социоматрица представляет собой многоразрядную таблицу, в которой отображаются взаимоотношения людей в группе числен- ностью N-членов. В вертикальных столбцах социоматри- цы указываются порядковые номера, фамилии или ус- ловные обозначения фамилий опрошенных (j- члены), фамилии или условные обозначения фамилий тех, кого выбирают (i-члены), сделанные выборы и их общее чис- ло. В горизонтальных столбцах социометрической таб- лицы отмечаются число полученных выборов и их общий итог. При этом знаком «+» обозначается положитель- ный, знаком «-» — отрицательный, а знаком «О» — нуле- вой (безразличие) выбор. Современная социометричес- кая техника предполагает использование разнообразных социоматриц и их многочисленных модификаций. В за-


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: