Государственная политика в сфере занятости молодежи

 

Как экономическая категория занятости - это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.

Занятость - это экономическая и очень важная социальная проблема, играющая определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, в становлении и раскрытии личности. Поэтому занятость должна находится в центре внимания общества, государства, проводимой им социально-экономической политике. Эта проблема заслуживает того, чтобы ее выделили в самостоятельный раздел. В этом качестве политика занятости выступает, как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного функционирования индивидуумов в сфере труда для достижения целей общества.

Сложившаяся социально-экономическая ситуация, в которой находятся потерявшие работу молодые люди, очевидна. Ее анализ и оценка - тема многих интересных и глубоких научных разработок. Не повторяя их, важно представить себе трудности, барьеры, препятствия субъективного, прежде всего личностного характера, усиливающие переживания человека, в этот период перехода его статуса полноправного члена общества к статусу изгоя этого же общества.

В условиях, сложившихся в данный момент в нашей стране, государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров. Так, основной целью государственной политики занятости становится формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабильность, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости. [14]

В целом государственная политика занятости представлена двумя основными направлениями:

1. содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке.

2. стимулирование образования гибкого рынка труда.

Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полую, продуктивную и свободно избранную занятость. Одним из направлений активной политики занятости, которую проводит Российской государство, являются специальные мероприятия по обеспечению работой граждан, испытывающих трудности в ее поиске и особо нуждаются в социальной защите. К ним относят, в первую очередь, молодежь.

К таким специальным мероприятиям относится квотирование рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях. Под квотированием понимается минимальное количество рабочих мест для этих категорий граждан, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации (включая количество рабочих мест, уже занятыми гражданами данной категории). Понятие, содержание и порядок введения квот содержится в «Рекомендациях по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, ососбо нуждающихся в социальной защите», утвержденных Постановлением №9 Министерства труда РФ от 06.02.95 [41]

Право на установление квоты для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, имеют органы местного самоуправления. Квотирование осуществляется по соглашению с работодателями на основе договоров, заключаемых между органами местного самоуправления и работодателями.

Размер квоты и порядок ее ввода определяется органом местного самоуправления ежегодно с учетом ситуации, складывающейся на региональном уровне труда, возможностей работодателей, финансовых возможностей региона на срок не менее одного года.

Трудоустройство на квотируемые рабочие места производится работодателем по направлению службы занятости или самостоятельно. Направление на работу дает гражданину основание претендовать на заключение трудового договора.

В случае невозможности выделения или создания на своем производстве рабочих мест для использования труда молодежи и других категорий граждан в счет установленной для данной организации квоты, работодатели вправе для этой цели арендовать рабочие места или произвести соответствующие перечисление в местный бюджет для оплаты стоимости квотируемых рабочих мест в других организациях.

Еще одним направлением государственной политики в сфере занятости молодежи является организация работы по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан, которое осуществляется на основе всестороннего анализа состояния рынка труда, изучения потребностей подростков в трудоустройстве и возможностей работодателей в обеспечении их занятости. При отсутствии необходимого количества рабочих мест для трудоустройства подростков органы службы занятости могут вносить в местные органы власти об установлении в соответствии с трудовым законодательством квот приема на работу лиц моложе 18 лет. В соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы, например, сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, направленных органами службы занятости в порядке трудоустройства, в счет квоты, установленной органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Отказ работодателя в приеме на работу выше указанных лиц, может быть обжалован в суде, а сам работодатель - привлечен к ответственности.

Органы службы занятости организуют работу по трудоустройству подростков при посредничестве постоянно действующих и временных молодежных бирж труда, предприятий временного найма и др. на основе договоров.

Подростки в возрасте от 14 до 16 лет имеют право на получение помощи от органов службы занятости в трудоустройстве. Приказом ФСЗ России №94 от 26 апреля 1995 г. утверждено Положение о временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан [42]

Названным актом определены основные принципы деятельности органов службы занятости по организации трудоустройства на временную работу учащихся образовательных школ, начальных и средних профессиональных учебных заведений в возрасте 14 - 18 лет, а также подростков, по каким-либо причина не являющихся учащимися на момент обращения в службу занятости. Данное положение определяет деятельность органов службы занятости по организации трудоустройства несовершеннолетних граждан, достигших 14 лет, на временную работу, как на период каникул, так и в свободное от учебы время в течение всего учебного года. Однако при трудоустройстве несовершеннолетних граждан необходимо учитывать требования КЗоТ РФ (труд молодежи). Служба занятости, трудоустраивающая подростков, должна учитывать ограничения, установленные законодательством в применении их труда. В противном случае работа, предложенная несовершеннолетним, не может быть признана подходящей.

Важное значения для трудоустройства выпускников учебных заведений имеет Положение об организации временной занятости безработной молодежи - «Молодежная практика», утвержденное приказом ФСЗ РФ от 22 ноября 1994 г. №150.

Решения об организации «Молодежной практике» принимают органов службы занятости на основе ситуации, сложившейся на региональном рынке труда, и при наличии средств бюджета регионального фонда занятости.

Подбор безработной молодежи для участия в «Молодежной практике» осуществляется исходя из того, что подросток состоит на учете в службе занятости в качестве безработного свыше 3 месяцев. При этом в исключительных случаях для выпускников образовательных учреждений (полного) общего образования, и лиц, не завершивших его по каким-либо причинам, в случае их отказа от профессиональной подготовки направление на «Молодежную практику» может предлагаться со дня признания его безработным.

В последнее время получила распространение практика создания молодежных бирж труда.

Молодежные биржи труда обладают рядом существенных отличий от бирж, функционирующих в рамках государственной службы занятости. Во-первых, более узкая специализация - как по характеру обслуживаемого контингента (преимущественно молодежь), так и по функциям (не ведется регистрация безработных, не выплачиваются пособия и др.). Специализация молодежных бирж создает предпосылки для повышения качества обслуживания. Во-вторых, молодежные биржи в большинстве случаев работают на коммерческой основе. В отличие от государственных бирж они не получают дотации из государственного фонда занятости.

Поэтому в основу деятельности молодежных бирж труда заложен принцип самоокупаемости (при бесплатных услугах по трудоустройству молодежи).

Молодежные биржи труда, как показывает практика, с успехом решают с успехом задачи, определяемые спецификой клиентуры: подбирают вакансии, наиболее подходящие для молодежного контингента; способствуют расширению спроса на рабочую силу молодежи; помогают учащейся молодежи, желающей работать в свободное от учебы время, для чего формируются банки соответствующих вакансий; содействуют организации молодежных общественных работ, созданию специальных малых предприятий для наименее конкурентоспособной части безработной молодежи.

Наиболее актуально создание молодежных бирж в областях, где доля молодежи в общей численности безработных была наиболее высока.

Большое значение меры оздоровления рынка труда имеют, как в работе с молодежью, которая еще не работала, так и с теми молодыми людьми, которые же потеряли работу. В Росси постепенно накапливается такой опыт.

Проводятся ярмарки вакансий для молодежи, оказывается содействие предпринимательской деятельности молодых людей. Большое внимание уделяется созданию специализированных рабочих мест для несовершеннолетних, в том числе в летний и осенний периоды. Для организации этой работы отлаживается взаимодействие центров занятости с организациями, занимающимися трудоустройством подростков.

Нужно отметить, что результаты проводимых социальных исследований показывают, что большинство молодых людей имеют желание открыть собственное дело, но им необходим начальный стартовый капитал, нужна поддержка со стороны государства. В «Федеральной программе содействия занятости населения РФ на 1995 год» специально предусматривается выделение основных направление и конкретные мероприятия по созданию условий для расширения возможностей занятости молодежи в сфере мелкого и среднего бизнеса, а также приобретение молодежью практических навыков в области предпринимательства и самозанятости. Количество человек, охваченных в рамках программы составило 465 тыс. человек, из них около 30% - молодежь.

Самостоятельная занятость во всем мире рассматривается в качестве социального феномена, способного привести к интеграции в области занятости интересов общества и человека, прежде всего, через обеспечение реализации права на труд, повышение социального статуса человека, изменение отношения к труду.

Самозанятость - это включение в социальную структуру общества незанятых людей посредством предоставления им возможности трудиться на особых условиях - на условиях самоорганизации.

К самозанятым относят предпринимателей, членов кооперативов, неоплачиваемых семейных работников. Самозанятость можно охарактеризовать, как особы вид участия людей в общественно-полезном труде, основанный на их личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направленный, как правило, на получение трудового дохода и обеспечивающий самореализацию и самоутверждение индивида, как личности и проявляется как отношения между людьми. [40]

Самостоятельная занятость представляет собой перспективное направление решения проблем занятости в России. Кризисное состояние Российского общества, его транзитивность способствуют развитию данного процесса. Проблеме развития самозанятости необходимо придать общественный статус на уровне государства, что предопределит особый подход к управлению ее развитием, в том числе к разработке специальных программ содействия самостоятельной занятости.

Следует перечислить различные технологии, которые сегодня используют для поддержки молодежи. Среди них нужно назвать такие нововведения, предназначенные в том числе и для безработной молодежи, как «Клубы ищущих работу» и «Новый старт». Программа «Клуб ищущих работу» направлена на оказание безработным гражданам помощи в приобретении навыков поиска работы и предоставление им возможности реализовать полученные данные.

Приоритетными направлениями действий на рынке труда в 2003 - 2005 годах, в области содействия занятости гражданам особо нуждающихся в социальной защите, являлись:

1) внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан, предусматривающих разделение категорий зарегистрированных безработных на половозрелые, социально-профессиональные группы, группы различающиеся по степени активности и методам поиска работы;

2) реализация принципа адресности в работе служб занятости, ориентированного на слабо защищенные категории населения: инвалидов, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей - инвалидов, лиц предпенсионного возраста, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, вынужденных переселенцев и др.;

)   создание экономических и социальных условий для ликвидации факторов, обуславливающих наличие элементов дискриминации на рынке труда по половозрастному, национальному и иным признакам;

)   обеспечение возможности для наименее социально защищенных категорий граждан получения в полном объеме предоставляемых органами службы занятости услуг по повышению их конкурентоспособности на рынке труда;

)   разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых специально ориентированных технологий, внедрение современных форм обучения (таких, как дистанционное и модальное), развитие специальной инфраструктуры органов службы занятости;

)   развитие различных форм семейного бизнеса;

)   развитие клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных граждан, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы. [23]

 

Соотношение долей численности населения занятых и безработных в 2002 г. (в %).

Возрастные группы

Численность

  населения занятых безработных
15 - 19 8,2 2,1 8,6
20 - 24 7,5 9,6 17,7
25 - 29 7,1 12,5 12,4
30 - 49 30,9 56,7 49,5
50 - 54 6,5 11,1 6,7
50 - 59 3,4 3,8 2,6

 

Анализ статистических данных показывает, что положение молодежи на рынке труда гораздо хуже, чем у других возрастных групп населения.

Доля безработных (в их общей численности) в возрасте 15 - 29 лет больше, чем их доли в численности занятых и тем более населения; доли же безработных старших возрастов, наоборот существенно ниже.

Наименьший уровень занятости наблюдается в возрасте 15 - 19 лет. Подобная ситуация обусловлена отсутствием у лиц этого возраста образования, профессиональной подготовки, практики работы.

Наблюдаемая в последнее время тенденция к увеличению численности подростков, участвующих в труде говорит о низком уровне жизни населения.

Следует отметить, что наибольшее количество занятых (12,5%) среди лиц в возрасте 25 - 29 лет. Это объясняется тем, что молодые люд этого возраста, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт.

Самый высокий показатель безработицы характерен для лиц в возрасте20 - 24 года. Молодежь в этом возрасте - это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны. Поэтому можно утверждать о больших трудностях молодежи с трудоустройством.

К основным направлениям в области содействия занятости и социальной защите относятся:

−  содействие в трудоустройстве;

−  профессиональное обучение и переобучение не занятой молодежи;

−  профессиональное консультирование безработных, а также подростков, входящих в скором будущем на рынок труда;

−  организация общественных работ для молодежи, способствующая сохранению мотивации к труду, а также подержанию их доходов;

−  квотирование рабочих мест;

−  поддержка предпринимательства и самостоятельной занятости;

−  выплата пособий по безработице;

−  временная занятость подростков, способствующая адаптации несовершеннолетних к трудовой деятельности, предоставлению возможности получения временной работы.

Важность вопросов, связанных с занятостью молодежи, очевидна, ведь именно молодое поколение определяет состояние и развитие трудовых ресурсов и экономики страны в перспективе.

Для решения проблем занятости молодежи в долгосрочной перспективе необходимо формирование системы социальных гарантий личности в трудовой сфере, но зачастую требования рынка труда противоречат принципу гарантированности трудовых прав.

Тем не менее, мировая практика регулирования рудовых отношений свидетельствует, что трудовое право не может и не должно быть абсолютно симметрично по отношению к работнику и работодателю. Отдельный работник - наиболее слабый, следовательно, законодательство должно предусматривать большую степень его защиты. Поэтому формирование политики занятости должно быть направлено на систему эффективных мер по предотвращению вынужденной, превышающей естественный уровень, безработицы, или ее перерастания в хронические форм, а также скорейшему возвращению молодых граждан, потерявших работу, в сферу занятости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: