Деятельность государственных служб по оказанию помощи в содействие в трудоустройстве молодежи

 

В соответствии с Законом «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. для решения проблем, возникающих в социально-трудовой сфере в результате проводящихся социально-экономических трансформаций и, в частности, формирующегося рынка труда, были созданы внебюджетный Государственный фонд занятости населения, средствами которого распоряжалась самостоятельная организация - Федеральная служба занятости населения России и ее территориального органа. Со временем для реализации целей деятельности служб занятости, создавались и иные ее структуры: центры профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, бизнес - инкубаторы или социально-деловые центры (где гражданам оказывали содействие в предпринимательстве и самозанятости), информационно-консультационные центры (одновременно знакомящие с правами и обязанности в сфере занятости и защиты от безработицы, с банком вакансий, возможностями обучения и переобучения, представляющие возможность ознакомиться с «портретом профессий» различной квалификации, определить свои психофизиологические способности и склонности к профессиональной деятельности и др.).

Нормативно-правовыми основами деятельности органов по вопросам занятости являются Конституция РФ, Кодекс законов о труде, Закон «О занятости населения в РФ», Конвенции и рекомендации Международной организации труда, Конвенция профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, различные Положения: «О порядке регистрации безработных граждан и условиях выплаты пособий по безработице», «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения», «Об организации общественных работ», «Об организации субсидированной занятости», О программе «Молодежная практика», Федеральные и региональные программы занятости населения, технология деятельности и др.

К 2001 году завершилось реформирование службы занятости: в связи с изменением порядка финансирования мероприятий по осуществлению политики в сфере занятости, изменилась и технология работы органов по вопросам занятости в плане предоставления и организации услуг населению по содействию трудоустройству и занятости.

Вертикальная структура организации деятельности этих структур сохранилась, но стала двухзвенной: Министерству труда и социального развития напрямую подчиняются два вида территориальных органов, занимающихся вопросами занятости: департаменты (республиканские, краевые, областные) и центры занятости (район / город), самостоятельные структуры, учреждаемые Минтруда России и ведущие свою деятельность на основе договоров с учреждениями, организациями и физическими лицами.

Минтруда России осуществляет финансирование мероприятий по вопросам занятости, на основе анализа состояния рынка труда разрабатывает и направляет в территории контрольные цифры для разработки региональных программ занятости; разрабатывает нормативы и правовую документацию для осуществления этого направления социальной политики.

Департаменты распределяют финансовые средства на реализацию программ занятости и осуществляют функции контроля за их использованием, а также оказывают координационные, методические услуги центрам занятости; устанавливают контрольные цифры для региона; издают приказы и распоряжения на основе имеющейся нормативной документации.

Территориальные органы по вопросам занятости заключают соглашения с администрацией о разработке и совместном финансировании региональных программ занятости; заключают договоры о реализации мероприятий активной политики занятости и совместном финансировании общественных работ, временной занятости. [5]

Основными видами деятельности районных / городских центров занятости являются:

·   регистрация ищущих работу;

·   сбор сведений о вакантных рабочих местах;

·   консультирование безработных о состоянии рынка труда, его перспективах в данном регионе;

·   содействие поиску подходящей работы;

·   оценка трудового потенциала безработного, в том числе уровня его профессиональной квалификации и навыков, соответствия этих характеристик спросу на рынке труда;

·   профориентационная работа (профессиональная информация, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, психологическая поддержка);

·   направление на профессиональное обучение, переподготовку и др.;

·   квотирование рабочих мест для слабо защищенных групп поколения населения (молодежи);

·   территориальное перераспределение работников;

·   помощь в развитии предпринимательства и самозанятости;

·   осуществление компенсационных выплата для сдерживания массовых увольнений;

·   предоставление другого рода информации, в том числе и об имеющихся и подходящих данному гражданину программах содействия занятости, и другие виды социальных услуг.

Большое значение имеет работа служб занятости с молодежью, которая является одной из слабо защищенных категорий населения.

Проводятся ярмарки вакансий для молодежи, оказывается содействие предпринимательской деятельности молодых людей, квотируются для них рабочие места.

Нужно отметить следующие профилактические меры в работе с молодежью, либо еще не имевший рабочего места, либо потерявшей его:

·   во-первых, стремление служб занятости поставить трудоустройство незанятой и буржуазной молодежи на организационную основу, учитывающую специфичность этой категории населения;

·   во-вторых, стремление этих же служб раскрыть перед молодежью перспективы освоения новых сфер приложения своей энергии и способностей (например, содействие предпринимательству и самозанятости молодых людей).

Так, например, в «Федеральной программе содействия занятости населения РФ на 1995 год» специально предусматривалось выделение основных направлений и конкретные мероприятия по созданию условий для расширения возможностей занятости молодежи в сфере мелкого и среднего бизнеса, а также приобретение молодежью практических навыков в области предпринимательства и самозанятости.

Органы службы занятости различают следующие потоки обращающихся:

·   первичный, т.е. прием граждан, впервые обратившихся в службу занятости в целях поиска работы или консультации;

·   повторный, т.е. прием граждан, зарегистрированный в качестве ищущих работу или безработных.

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право на консультацию в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения. Им могут быть предоставлены информационные материалы, ознакомление с которыми помогает человеку решить вопрос собственного трудоустройства самостоятельно, путем прямого обращения к работодателю.

Человек, претендующий на статус безработного, представляет: паспорт, трудовую книжку, документ о профессиональном образовании, справку о средней заработной плате с последнего места работы. Одновременно гражданину дается разъяснение о том, какая работа может быть признана для него подходящей.

В соответствии с п.1. ст.4 Закона РФ о занятости, подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям его последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места [9]

Общественные работы считаются подходящей работой для следующих категорий граждан:

·   впервые ищущих работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности);

·   отказавшиеся повысить квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12 - месячного периода безработицы;

·   состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работавшие;

·   обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ;

Специалисты службы занятости проводят подбор вариантов подходящей работы, а также ориентирую граждан на активный самостоятельный поиск работы, с использованием печатных и рекламных изданий, ярмарок вакансий и других массовых мероприятий, осуществляемых службой занятости. В случае, если в течение 10 дней после признания гражданина безработным, поступит информация о подходящей работе, он может быть приглашен в службу занятости в любой день, а за неявку без уважительной причины безработный может лишиться своего статуса.

При наличии вакансий гражданину выдается рекомендательное письмо от имени службы занятости и в течении трех дней безработный обязан посетить своего потенциального работодателя.

При признании гражданина безработным решается вопрос о сроках и размерах выплаты пособия по безработице. Для этого также требуется представление соответствующих документов.

Если гражданин представил все необходимые документы, ему разъясняется, что в соответствии со ст. 3 Закона при невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации в качестве гражданина, ищущего работу, он может быть признан безработным и получать пособие по безработице при отсутствии с его стороны нарушений.

В соответствии с федеральным законом о монетизации льгот от 22 августа 2004 года № 122 - ФЗ внесены и с 1 января 2005 года вступили в силу изменения в Закон «О занятости населения в Российской Федерации», по которому минимальный и максимальный размеры пособий по безработице будут ежегодно устанавливаться Правительством РФ.

Если раньше было установлено минимальное пособие не ниже 30% от величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, то в соответствии с постановлением Правительства РФ с 1 марта 2005 года единая фиксированная величина составляет 720 рублей. [16]

Многие руководители региональных служб занятости, где предполагается снижение защищенности безработных, оценивают данный подход Правительства РФ к новым уровням пособий отрицательно. По их мнению, привлекательность службы занятости упадет, так как мало найдется желающих получать нищенское пособие, два раза в месяц.

Вышеупомянутое постановление Правительства РФ - это очередное признание неспособности государства защитить безработных.

Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным гражданином перерегистрации в установленные сроки.

Задача службы занятости - консультационные услуги, обучение безработных малому бизнесу, оказание на первых этапах предпринимательства финансовой поддержки. Для сотрудников СЗ не составляет никакого секрета, что множество предлагаемых работ имеют непривлекательные условия и содержание труда, в плане карьеры и квалификации они совершенно бесперспективны, и, самое важное, оплата этих работ едва ли дотягивает до прожиточного минимума.

Другими словами, существует масса рабочих мест, которые не обеспечивают важнейшего условия работы - материально заинтересованности, не говоря уже о материально-психологическом удовлетворении.

Основа деятельности органов государственной службы занятости формируется под воздействием ряда факторов, а именно: изыскание инвестиционных возможностей в регионе для определения масштабов сохранения и расширения количества рабочих мест на действующих предприятиях и в альтернативном секторе экономики; усиление социальной направленности политики, проводимой на рынке труда.

Необходимость создания Центра профориентации, была обусловлена значительными структурными изменениями в экономике, и, как следствие, повышением уровня безработицы. Основная цель системы профориентации - оптимизация процесса поиска подходящего места работы в соответствии с личными интересами граждан и потребностям рынка труда.

Основная задача работа профконсультанта - согласование личных интересов граждан («хочу»), профессиональной квалификации («могу») и объективной ситуации на рынке труда («надо»).

Несмотря на активную деятельность государственных служб занятости, молодежь все еще испытывает трудности при трудоустройстве.

В основе совершенствования работы по трудоустройству и поддержке занятости молодежи службой занятости должна лежать:

·   увеличение объема производства продукции и услуг во всех отраслях материального производства;

·   создание информационной базы о характере проблемы для планирования и прогнозирования действий;

·   профессиональное обучение;

·   взаимодействие с государственными и негосударственными организациями, оказывающими услуги по содействию в трудоустройстве молодежи, в том числе несовершеннолетним;

·   совершенствование и развитие системы компенсаций расходов работодателей на трудоустройство и использование труда молодежи, в том числе на организацию специальных технических рабочих мест;

·   развитие профориентационных услуг и предоставление возможности получения профессионального образования;

·   создание с участием молодежных организаций, органов исполнительной власти специализированных молодежных бирж труда, центров по трудоустройству, социальной и психологической адаптации выпускников образовательных учреждений, включая лиц, оставшихся без попечения родителей;

·   разработка и реализация целевых подпрограмм обеспечения занятости выпускников образовательных учреждений.

Выводы: Анализ системы социально-правовой защиты молодежи позволяет сделать вывод, что действующие правила в этой области требуют доработок. Совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивает каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав, в том числе права на достойный человека уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности. Однако реализация этих гарантий не всегда проходит на должном уровне и не приносит ощутимых результатов.

Об этом говорит проблема трудоустройства молодых граждан, которая по-прежнему остается острой. А молодежь особо нуждается в социальной защите. Для решения проблем занятости в долгосрочной перспективе необходимо формирование системы социальных гарантий личности в трудовой сфере, но зачастую требования рынка противоречат принципу гарантированности трудовых прав.

Таки образом социально-правовой защита молодежи требует особого внимания и изучения, а также более тщательного регулирования со стороны государства.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: