Тема 12. Междисциплинарные исследования в СГН. «Общество знания»

1. Роль психологии (экономики, социологии, педагогики, политологии, лингвистики, истории, культурологи) как отрасли социогуманитарных наук в построении общества знания.

2. Формирование информационной культуры в педагогике (экономике, социологии, педагогике, политологии, лингвистике, истории, культурологи).

3. Методы прогнозирования экономических (педагогических, политических, лингвистических, исторических, культурологических) процессов.

4. Критерии прогресса в области политики (педагогики, экономики, лингвистики, истории, культурологии) как отрасли научного знания.

Литература

1. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов н/Д, 2001.

2. Масленников Е.В. Экспертное знание: Интеграционный подход и его приложение в социологических исследованиях. М., 2001.

3. Петровский В. Ф. Возможно ли общество знания в России?

http://www.school.edu.ru/news.asp?ob_no=23706

4. Сюнтюренко О.В.. Информационное общество и информатизация науки //ВестникРФФИ. 1999.http://www.novsu.ac.ru/pages/library/home/wsl 00.

5. «Хорошее общество». Социальное конструирование приемлемого для жизни общества. М., 2003.

205

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. Общетеоретические подходы к социальной действительности

1. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного

цикла (социология, экономика, политология, наука о культуре и др.)............3

2. Классическая, неклассическая, постнеклассическая социально-гуманитарная наука (принципы и признаки)...............14

3. Российский контекст применения социального знания и смена его парадигм (славянофильство, западничество,

русский космизм, марксизм)...................................................18

Тема 2. Специфика объекта и предмета

Социально-гуманитарного познания

1. Науки о природе, науки об обществе: сходства и различия (основные методологические принципы познания социальных явлений)........22

2. Объект и предмет социально-гуманитарных наук. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках (основные компоненты и типы социальных картин мира: классика, неклассика, постнеклассика).....'............26

3. Конвергенция естественно-научных и социально-гуманитарных знаний (формирование гуманитарного мышления)................................31

Тема 3. Субъект социально-гуманитарного познания

1. Специфика индивидуального субъекта социально-гуманитарного познания (этапы исследовательского процесса,

качества познающего субъекта)...........................................37

2. Коллективный субъект социально- гуманитарного познания (коллективное бессознательное, научные школы, стихийные группы)................43

3. Коммуникативная рациональность. Межсубъективное понимание и смыслополагание (идеальный коммуникативный акт, варианты коммуникативного диалога).....................................46

Тема 4. Природа ценностей и их роль в

Социально-гуманитарном познании

1. Методологическая функция «предпосылочного знания». Роль ценностей и оценочных суждений в социальном исследовании (модели идеального общества и совершенного человека, общественные идеалы, объективность и субъективность оценок, социальные нормы).........50

2. Роль философских законов и категорий, здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук (закон единства и борьбы противоположностей, количества и качества, агрицания отрицания; здравый смысл и уровни его существования; принципы простоты и красоты)..............................................56

Тема 5. Жизнь как категория наук об обществе и культуре

1. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизнь

(смысл жизни, жизнь и смерть)................................................62

206

2. История - одна из форм проявления жизни (существуют ли законы

истории? Субъективный и объективный факторы истории)...................... 70

Тема 6. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании

1. Объективное и субъективное время (искусственные и естественные эталоны измерения социального времени, множественность социальных времен, общественно необходимое время, структурированность жизненного пути и др.)............................................................78

2. Культурно-историческое время (временная ритмика в концепциях Г. Гегеля, К. Маркса, О. Конта, К. Ясперса, У. Ростоу; волновые и циклические идеи в теориях Дж. Вико, Н.Я. Данилевского,

Ю. Яковца, Н. Кондратьева, Л. Чижевского)....................................85

3. Категория пространства в гуманитарном контексте. Понятие «хронотоп» (социальное и индивидуальное пространство, виртуальное пространство, пространство-время: хронотоп)....................90

Тема 7. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические основания и императивы

1. Общение ученых как условие создания нового социально-гуманитарного знания (цели и формы общения на разных стадиях творческого процесса, коммуникативная культура личности).......94

2. Моральная ответственность и индокринация (общие и профессиональные моральные нормы, социальное манипулирование, маркетинговая стратегия).............................. 101

Тема 8. Проблема истинности в социально-гуманитарных науках. Объяснение, понимание, интерпретация

1. Рациональное, объективное, истинное в СГН (истина и правда, критерии истинности, абсолютное и относительное в

социальном познании)..........................................................107

2. Природа и типы объяснения в СГН (интерпретация,

ступени и типы объяснения).................................................115

3. Понимание в гуманитарных науках (ступени и типы

понимания, герменевтический круг).............................................117

4. Роль текста в СГН. Язык и языковая картина мира (типы

текстов, гипертекст, роль и типы языков в социальном познании)...........121

Тема 9. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

1. Вера и знание (вера в себя: уверенность, вера в других: доверие, сомнение, убежденность и их роль в социогуманитарном

познании)..........................................................................127

2. Знание и верование (доязыковый жизненный опыт, верования индивидуального и массового сознания, постулаты

верования в религии).............................................................135

207

Тема 10. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

1. Натуралистическая исследовательская программа (географический детерминизм, «закон народонаселения» Т. Мальтуса, концепция 3. Фрейда, натурализм в юриспруденции, лингвистике, исторической науке, эстетике)...139

2. Анттатуралистическая исследовательская программа (антинатуралистические идеи в теориях Э. Дюркгейма, Б. Малиновского,

Г. Зиммеля; биологическое и социальное в человеке)...........................147


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: