1. Роль психологии (экономики, социологии, педагогики, политологии, лингвистики, истории, культурологи) как отрасли социогуманитарных наук в построении общества знания.
2. Формирование информационной культуры в педагогике (экономике, социологии, педагогике, политологии, лингвистике, истории, культурологи).
3. Методы прогнозирования экономических (педагогических, политических, лингвистических, исторических, культурологических) процессов.
4. Критерии прогресса в области политики (педагогики, экономики, лингвистики, истории, культурологии) как отрасли научного знания.
Литература
1. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов н/Д, 2001.
2. Масленников Е.В. Экспертное знание: Интеграционный подход и его приложение в социологических исследованиях. М., 2001.
3. Петровский В. Ф. Возможно ли общество знания в России?
http://www.school.edu.ru/news.asp?ob_no=23706
4. Сюнтюренко О.В.. Информационное общество и информатизация науки //ВестникРФФИ. 1999.http://www.novsu.ac.ru/pages/library/home/wsl 00.
5. «Хорошее общество». Социальное конструирование приемлемого для жизни общества. М., 2003.
|
|
205
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема 1. Общетеоретические подходы к социальной действительности
1. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного
цикла (социология, экономика, политология, наука о культуре и др.)............3
2. Классическая, неклассическая, постнеклассическая социально-гуманитарная наука (принципы и признаки)...............14
3. Российский контекст применения социального знания и смена его парадигм (славянофильство, западничество,
русский космизм, марксизм)...................................................18
Тема 2. Специфика объекта и предмета
Социально-гуманитарного познания
1. Науки о природе, науки об обществе: сходства и различия (основные методологические принципы познания социальных явлений)........22
2. Объект и предмет социально-гуманитарных наук. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках (основные компоненты и типы социальных картин мира: классика, неклассика, постнеклассика).....'............26
3. Конвергенция естественно-научных и социально-гуманитарных знаний (формирование гуманитарного мышления)................................31
Тема 3. Субъект социально-гуманитарного познания
1. Специфика индивидуального субъекта социально-гуманитарного познания (этапы исследовательского процесса,
качества познающего субъекта)...........................................37
2. Коллективный субъект социально- гуманитарного познания (коллективное бессознательное, научные школы, стихийные группы)................43
3. Коммуникативная рациональность. Межсубъективное понимание и смыслополагание (идеальный коммуникативный акт, варианты коммуникативного диалога).....................................46
|
|
Тема 4. Природа ценностей и их роль в
Социально-гуманитарном познании
1. Методологическая функция «предпосылочного знания». Роль ценностей и оценочных суждений в социальном исследовании (модели идеального общества и совершенного человека, общественные идеалы, объективность и субъективность оценок, социальные нормы).........50
2. Роль философских законов и категорий, здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук (закон единства и борьбы противоположностей, количества и качества, агрицания отрицания; здравый смысл и уровни его существования; принципы простоты и красоты)..............................................56
Тема 5. Жизнь как категория наук об обществе и культуре
1. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизнь
(смысл жизни, жизнь и смерть)................................................62
206
2. История - одна из форм проявления жизни (существуют ли законы
истории? Субъективный и объективный факторы истории)...................... 70
Тема 6. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании
1. Объективное и субъективное время (искусственные и естественные эталоны измерения социального времени, множественность социальных времен, общественно необходимое время, структурированность жизненного пути и др.)............................................................78
2. Культурно-историческое время (временная ритмика в концепциях Г. Гегеля, К. Маркса, О. Конта, К. Ясперса, У. Ростоу; волновые и циклические идеи в теориях Дж. Вико, Н.Я. Данилевского,
Ю. Яковца, Н. Кондратьева, Л. Чижевского)....................................85
3. Категория пространства в гуманитарном контексте. Понятие «хронотоп» (социальное и индивидуальное пространство, виртуальное пространство, пространство-время: хронотоп)....................90
Тема 7. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические основания и императивы
1. Общение ученых как условие создания нового социально-гуманитарного знания (цели и формы общения на разных стадиях творческого процесса, коммуникативная культура личности).......94
2. Моральная ответственность и индокринация (общие и профессиональные моральные нормы, социальное манипулирование, маркетинговая стратегия).............................. 101
Тема 8. Проблема истинности в социально-гуманитарных науках. Объяснение, понимание, интерпретация
1. Рациональное, объективное, истинное в СГН (истина и правда, критерии истинности, абсолютное и относительное в
социальном познании)..........................................................107
2. Природа и типы объяснения в СГН (интерпретация,
ступени и типы объяснения).................................................115
3. Понимание в гуманитарных науках (ступени и типы
понимания, герменевтический круг).............................................117
4. Роль текста в СГН. Язык и языковая картина мира (типы
текстов, гипертекст, роль и типы языков в социальном познании)...........121
Тема 9. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках
1. Вера и знание (вера в себя: уверенность, вера в других: доверие, сомнение, убежденность и их роль в социогуманитарном
познании)..........................................................................127
2. Знание и верование (доязыковый жизненный опыт, верования индивидуального и массового сознания, постулаты
верования в религии).............................................................135
207
Тема 10. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук
1. Натуралистическая исследовательская программа (географический детерминизм, «закон народонаселения» Т. Мальтуса, концепция 3. Фрейда, натурализм в юриспруденции, лингвистике, исторической науке, эстетике)...139
2. Анттатуралистическая исследовательская программа (антинатуралистические идеи в теориях Э. Дюркгейма, Б. Малиновского,
Г. Зиммеля; биологическое и социальное в человеке)...........................147