Принципы земельного права и методы правового регулирования земельных отношений

Метод - совокупность приемов и способов правового воздействия на участников земельных правоотношений.

При регулировании земельных правоотношений применяется два метода: императивный и диспозитивный.

Императивный метод правового регулирования выражается в установлении субъектов правоотношений и запретов, подлежащих исполнению. Установление обязанностей — это ведущий способ правового регулирования, поскольку они занимают значительный удельный вес в содержании земельно-правовых норм. Это — обязанности соблюдать субординацию органов власти в части регулирования земельных отношений, соблюдать приоритет земель сельскохозяйственного назначения, порядок предварительного согласования места размещения объекта на земельном участке и т.д.

Введенная законом обязанность для субъектов земельных правоотношений исключает какие-либо отклонения в ее исполнении. Например, если нарушается обязанность по целевому использованию земель, то может быть прекращено не только такое использование, но и само право на землю.

Установление запретов в ЗП — это определение границ как возможного, так и должного поведения участников земельных правоотношений.

Границы возможного поведения необходимы для того, чтобы пресечь реализацию интересов субъектов земельных правоотношений в ущерб интересам общества и государства.

Границы должного поведения определяются для того, чтобы способы, которыми субъекты земельных правоотношений выполняют свои обязанности и достигают своих целей, не противоречили государствен­ным и общественным интересам и не наносили им вреда.

Диспозитивный метод правового регулирования означает, что субъектам земельных правоотношений предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации ими своих целей или задач. Данным методом пользуются такие институты ЗП как институт права собственности, институт правовых форм использования земель.

ЗП как отрасль может быть охарактеризовано не только особым предметом и методом правового регулирования, но и специфическими принципами, которые характеризуют его сущность.

Основополагающие положения земельного законодательства закрепляются в Конституции РФ, детализируются, конкретизируются в специальных законах, постановлениях, управленческих актах, имеющих общенормативное значение.

Принципы ЗП можно классифицировать на общеправовые (конституционные), принципы Общей части ЗП и принципы его Особенной части.

К общеправовым принципам относятся: принцип гуманизма, принцип законности в земельных отношениях, принцип интернационализма, имеющий международную и национальную стороны, принцип стимули­рования рационального использования земли ее пользователями, принцип субъективного вменения, то есть применение земельно-правовой ответственности за виновные земельные правонарушения и др.

Отраслевые принципы ЗП: принципы, относящиеся к Общей части ЗП, и принципы, относящиеся к Особенной части.

Принципы Общей части ЗП:

Принцип экологизации земельного права.

Это выражается в том, что:

а) создание условий для поддержания устойчивых ландшафтов и охрана земель является главной целью землеустройства.

б) использование земли способами, нарушающими экологическую обстановку территории, эксплуатация земельного участка, приводящая к снижению плодородия почв, ухудшению экологической ситуации, являются основаниями для изъятия этого участка;

в) при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель и окружающей среды, обязательно должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, являющиеся составной частью вышеуказанных работ, а проведению таких работ должны предшествовать положительные заключения государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертизы;

г) непрерывно осуществляется мониторинг земель, представляющих собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Принцип целевого использования земель.

Целевое назначение земель — установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) для конкретных целей в соответствии с категориями земель.

Принцип целевого использования земель выражается в том, что:

а) земли РФ подразделяются на семь категорий по основному их целевому назначению;

б) внутри категорий земель происходит подразделение их по угодьям. Так, например, категория земель сельскохозяйственного назначения подразделяется на пахотные, пастбищные, сенокосные и другие угодья, земли поселений подразделяются на земли застройки, общего пользования, сельскохозяйственного использования и т.п.

в) земельная территория, установленная в порядке землеустройства, ее организация обязательны для собственников земли, землевладельцев, землепользователей, в том числе и арендаторов;

г) порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается ФЗ и законами субъектов РФ.

Принцип множественности и правового равенства форм земельной собственности, выражающийся:

а) в том, что земля может находится в государственной, муниципальной и частной собственности;

б) в отсутствии господства каких-либо форм собственности над другими (равные правомочия собственников по владению, пользованию, распоряжению землей, а также по защите своего права собственности);

Принцип платного использования земель.

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования угодий, их охраны, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования социальных фондов финансирования этих мероприятий.

Формами платы являются: земельный налог и арендная плата. Собственники земли, землевладельцы и землепользо­ватели (кроме арендаторов, с которых взимается арендная плата) облагаются ежегодным земельным налогом. Арендная плата за земельный участок устанавливается договором между владельцем и арендатором.

Принцип рационального использования земель, выражающийся в их эффективной эксплуатации при одновременном повышении качества.

Содержание данного принципа различно для различных категорий земель:
+ при использовании земель сельскохозяйственного назначения принцип их рационального использования выражается в максимальном получении урожаев при надлежащем качестве продукции, систематическом повышении плодородия сельскохозяйственных угодий;
+ при использовании земель несельскохозяйственного назначения рациональность выражается в максимальной экономии земельных участков, в размещении объектов на угодьях наиболее выгодным способом;
+мпри использовании земель природоохранного назначения (рекреационного, историко-культурного и т.п.) рациональным будет такое использование земельных участков, при котором максимально обеспечивается специальная цель использования данных земель (эффективный отдых граждан, обеспечение надлежащего содержания историко-культурных объектов и т.п.).

Принцип комплексного подхода в использовании земель обусловлен тем, что земля неразрывно связана со всеми другими объектами природы и человеческой деятельностью. Этот принцип выражается в том, что:

а) при решении вопросов предоставления, передачи (продажи) земли в собственность, землевладение, землепользование или в аренду учитываются экологические, экономические и социальные последствия такого отвода, перспективы использования данной территории и ее недр;

б) деятельность всякого пользователя земли, нарушающая установленный законом режим природопользования, может быть приостановлена в порядке, определенном законодательством, до устранения допущенных нарушений. Например, может быть приостановлена деятельность предприятия, хотя и соблюдающего правила землепользования, но наносящая вред недрам, водам и лесам, расположенным вблизи этого хозяйства или непосредственно в его границах, т.е. не допускается осуществлять охрану одного природного объекта во вред другому.

Принцип государственного управления земельным фондом.

а) соблюдение земельного законодательства подконтрольно государству в отношении всех субъектов земельных правоотношений;

б) установлена специальная процедура, в рамках которой осуществляется государственный земельный контроль;

в) своевременное представление сведений о состоянии и использовании земель является обязанностью каждого собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя и арендатора;

г) государству подконтрольна хозяйственная деятельность любого предприятия, в том числе и связанная с использованием земель.

Принципы Особенной части ЗП.

Особенность данных принципов состоит в том, что они порождены спецификой правового режима отдельных категорий земель, входящих в государственный земельный фонд России, а также неповторимыми свойствами земли, играющими особую роль в каждой правовой категории. Например, к таким принципам относятся: приоритет земель сельскохозяйственного назначения имеют перед другими категориями; особый правовой режим земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения); множественность целей хозяйственного использования земель промышленности и иного специального назначения и др.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: