1. Изучение восприятия, мышления
1.1 Разбор и складывание пирамидки.
Цель: исследование восприятия величины, цвета, наглядно - действенных форм мышления, возможности моделирования с учетом величины деталей (на материальном уровне).
1.2 Почтовый ящик
Цель: исследование восприятия формы, возможности осуществления операции сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне.
1.3 Вкладывание плоских фигур (доска Сегена и ее модификация)
Цель: оценка уровня развития наглядно - действенного мышления, зрительно -пространственной ориентировки, сформированности действий идентификации и моделирование.
1.4 Функциональные пробы для изучения восприятия цвета, формы, величины:
- «Спрячь мышку от кошки»;
- «Из каких фигур сделаны человечки?»;
- «Найди на рисунке предметы указанной формы»;
- «Раскрась большие предметы красным карандашом, маленькие зеленым».
1.5 Разрезные картинки
Цель: исследование наглядно - действенно - образного мышления, возможности перцептивного моделирования, оценка способностей смыслового и пространственного соотнесения частей и целого, их пространственной координации, т. е. исследование возможностей синтеза на предметном уровне.
|
|
1.6 Кубики Кооса
Цель: исследование наглядно - образных форм мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса, выявление уровня сформированности перцептивного моделирования.
1.7 Функциональные пробы для изучения восприятия пространственных отношений:
- раскрась флажки так, чтобы слева был синий флажок, справа-зеленый;
- какая рука?
- что где находится?
- что где нарисовано?
- в каком направлении едут машины?
1.8 Разложи картинки
Цель: изучение способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению ее с геометрическими фигурами.
1.9 Методика исследования восприятия формы предметов Л.А. Венгера.
Цель: оценка степени овладенья действием соотнесения обшей формы конкретного предмета с формой заданного талона.
1.10 Методика изучения особенностей восприятия Т.Н. Головиной.
Цель: исследование способностей к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений.
1.11 Назови предметы.
Цель: опенка состояния зрительного гнозиса, исследование способности к опознанию зрительных образов в условиях наращивания и уменьшения информативных признаков (силуэтные, контурные и зашумленные изображения)
2. Изучение внимания
1.1 Найди такую же картинку.
Цель: выявление умения ребенка длительно, концентрировать внимание, сохранять целенаправленность действия, изучение отвлекаемости внимания.
|
|
1.2 Перепутанные линии.
Цель: изучение особенностей внимания, его устойчивости и концентрации.
1.3 Кодирование (субтест из теста исследования интеллекта Векслера)
Цель: исследование свойств внимания, зрительно-моторной координации, произвольности скорости формирования новых навыков.
1.4 Корректурная проба
Цель: определение умственной работоспособности, особенностей внимания.
1.5 Лабиринты разной степени сложности.
1.6 Функциональные пробы:
«Делай как я»;
«Найди спрятанных зверей»;
«Найди различия в двух картинках»;
«Найди одинаковые предметы»;
«Что изменилось?»
2.7 Методика «Домик» (Н.И. Гуткина)
Цель: определение уровня развития произвольного внимания.
2.8 Методика Пьерона - Рузера.
Цель: изучение особенностей произвольного внимания, его объема, устойчивости, переключаемости.
3. Изучение памяти.
3.1 Запоминание картинок.
Цель: изучение особенностей образной памяти, соотношение непроизвольного запоминания наглядного материала, возможностей использования группировки в целях запоминания.
3.2 Опиши предметы (картинки).
Цель: изучение особенностей образной памяти, точности образов памяти.
3.3 Запоминание действий.
Цель: исследование способности ребёнка к запоминанию инструкций по выполнению ряда последовательных действий.
3.4 Методика «Заучивание десяти слов» (А.Ф. Лурия).
Цель: исследование особенностей словесной оперативной памяти: объёма памяти, скорость запоминания, точности воспроизведения; изучение индивидуальных качеств внимания (активность внимания, устойчивость, концентрация), состояния утомляемости.
3.5 Оперативное запоминание (А.Н. Леонтьев)
Цель: выявление способности к опосредствованному запоминанию, характера ассоциативной логической памяти, степени сформированности интеллектуальной деятельности (активный выбор значимых символов, критичность, осознание причинно - следственных отношений, умение обобщать и опосредовать).
3.6 Воспроизведение пиктограмм (Л.В. Замков)
Цель: исследовать особенности опосредованного запоминания, индивидуальные особенности ассоциаций, точность воспроизведения, степень осознанности ассоциаций.
3.7 Воспроизведение визуальных репродукций (Д. Векслер)
Цель: исследовать особенности зрительной памяти, способности к восприятию и точному воспроизведению зрительного образа.
3.8 Воспроизведение рассказов.
Цель: исследование особенностей словесно-логической памяти, понимание текста, развитие речи.
3.9 Методика «Нелепицы» (С.Д. Забрамная)
Цель: исследование особенностей оперативной и долговременной памяти, адекватности понимания изображенной ситуации.
3.10 Функциональные пробы:
- «Назови картинки»;
- «Узнай предметы»;
- «Что изменилось?».
4. Изучение воображения
4.1 Метод анализа продуктов деятельности ребенка (рисунков, построек, поделок).
4.2 Задания с речевыми замещениями в игре.
Цель: оценка возможности абстрагирования действий с предметами от самого предмета, понимание предметного значения слова и усвоение его символической функции.
4.3 Методика изучения воображения (Н.Н. Палагиной). Цель: изучить способность к моделированию словесных сюжетов игровыми средствами, умение составить игру по сюжетной схеме рассказа.
4.4 Методика О.М. Дьяченко.
Цель: выявление способности к творческому воображению, определение уровня развития воображения.
5. Изучение мыслительной деятельности.
5.1 Классификация невербальная
Цель: исследование уровня сформированности операций обобщения и классификации, выявление возможностей объединения наглядно - представленных объектов на основе выделение одного ведущего признака.
|
|
5.2 Классификация невербальная
Цель: выявление возможностей классификации по двум признакам на основе соотнесения цвета и формы.
5.3 Классификация невербальная
Цель: исследование возможностей классификации объектов по двум признакам на основе соотнесения формы и величины.
5.4 Классификация предметов
Цель: исследовать характеристики обобщения и абстрагирования, сформированность основных понятий. Методика даёт возможность исследовать особенности мыслительной деятельности: логику умозаключений, критичность, объём и устойчивость внимания, цветоразличение и зрительное восприятие в целом, умственную работоспособность.
5.5 Методика «Лабиринт» Л.А. Венгера.
Цель: выявление степени овладения действиями наглядно - образного мышления,
5.6 Лото В.М. Когана
Цель: оценка качества процессов сериации и классификации объектов на основе вычленение наглядно представленных признаков; исследование возможностей распределение и переключение внимания; оценка характеристик работоспособности (утомляемость, пресыщаемость, инертность деятельности)
5.7 Цветные матрицы Равена
Цель: определение уровня развития, невербальной составляющей интеллекта.
5.8 Исключение предметов (4-ый лишний)
Цель: исследование аналитико – синтетической деятельности, умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обобщения.
5.9 Установление последовательности событий (последовательные картинки).
Цель: исследование особенностей мышления, способностей установления причинно - следственных и пространственно - временных связей, умение сопоставлять, делать сравнительную оценку нескольких данных, строить умозаключения.
5.10 Описание сюжетной картинки
Цель: исследование понимания детьми ситуации содержания картинки на основе аналитико-синтетической деятельности, возможности выделения существенного; изучение развитие речи ребенка.
|
|
5.11 Сравнение и различение понятий
Цель: выяснение возможностей выделения существенных признаков сходство и различие понятий и категориальных суждений.
5.12 Вербальные аналогии
Цель: выявление особенностей понятийного вербального мышления, характера логических связей и отношений между понятиями.
5.13 Понимание текста
Цель: выяснение возможностей осмысления ситуации на основе слухового восприятия, понимание явного и скрытого смысла, установление связи деталей в единое целое.
5.14 Методика Б.В. Зейгарник
Цель: изучение понимания скрытого смысла высказывания в метафорах, пословицах, фразах, дифференцированности и целенаправленности суждений,
степени их глубины.
5.15 Методика «Нелепицы»
(см. раздел» Изучение памяти»)
5.16 Выделение закономерностей
Цель: установление особенностей аналитико - синтетической деятельности, изучение способностей устанавливать закономерности на основе анализа наглядного материала
5.17 Функциональные пробы для изучения мыслительных операций анализа, сравнения
- Что изменилось?
- Что не нарисовано?
- Спрячь мышку?
6. Изучение развития речи
6.1 Экспрессивная речь (диалогическая и повествовательная)
Цель: исследование возможностей речевого общения, выявление объема активного словаря и воспроизведение слов различной звуковой и слоговой структуры; возможности комбинирования слов во фразы; уровня развития и качества связанной речи.
Задание:
- повторение изолированных звуков, слогов, простых и сложных слов, предложений;
- ответы на вопросы:
- название предметов и действий, изображенных на предметных и сюжетных картинках;
- составление фраз по сюжетным картинкам, допускающим однозначное толкование;
- составление рассказа по картинке.
6.2 Импрессивная речь
Цель: выявление возможностей декодирования речевого сообщения - контекстного и внеконтекстного понимания фразовой речи; понимание значение слов, обозначающих предметы и действия; понимание предложений инструкций; исследование фонематического слуха.
Задание:
- диалог;
- показ названной картинки;
- выполнение инструкций;
- выделение заданных речевых звуков.
Диагностический инструментарий для исследования личностных особенностей детей.
1. Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен)
Цель: исследование тревожности ребёнка по отношению к ряду типичных дня него жизненных ситуаций.
2. Цветовой тест отношений (А.М. Эткинд)
Цель: изучение эмоциональных компонентов отношения ребёнка в значимых для него людям.
3. Рисунок семьи
Цель: исследования восприятия ребёнком своего положения в семье, отношения к семье в целом и отдельным её членам.
4. Социометрическая игра «Секрет» (Т.А. Репина)
Цель: выявление особенностей взаимоотношения детей, оценка положения ребёнка в группе детского сада.
ИЛИ Самооценка положения в группе (Я.Л. Коломинский)
Цель: определение оценки и самооценки положения дошкольника в системе межличностных отношений. (на выбор студента)
5. Методика изучения общения ребёнка со взрослым (Е.О. Смирнова)
Цель: определение формы общения ребёнка со взрослым.
6. «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур)
Цель: исследование особенностей самооценки ребёнка, воспитание отношения к нему и оценки значимых взрослых.
7. Методика изучения самооценки де Греефе
Цель: исследование обшей самооценки ребёнка в сравнение с оценкой им их других детей.
8. Методика «Цветик - семицветик»
Цель: изучение мотивационной сферы ребёнка.
9. Тест животных (Р. Заззо)
Цель: определение основных тенденций и ценностей ребёнка, его позиции и эмоциональной реактивности.
10. Методика Дембо - Рубинштейн (модифицированный вариант Е.З. Басиной)
Цель: выявление особенностей Я - концепции ребёнка и самооценки по различным индивидуальным характеристикам.
11. Тест «Несуществующие животные»
Цель: исследование личностных качеств ребенка (самооценки, уровня притязаний, тревожности, агрессивности, и др.)
12. Детский апперцептивный тест (САТ)
Цель: исследование структуры личности ребёнка, выявление причин отклонений.
Приложение 7.
Рекомендуемая схема ведения протокола обследования.
Протокол №…
Дата и время проведения методики (фиксируется время начала и окончания выполнения ребенком заданий):
Испытуемый: ИМЯ, возраст
Исследователь:
Название методики
Цель методики:
Речь и действия исследователя | Речь и действия ребенка | Эмоциональные реакции ребенка | Примечания |
Инструкция: |
В протоколе фиксируются дословно все высказывания ребенка, ответы и действия исследователя, любые действия и эмоциональные реакции ребенка во время выполнения задания, даже если они кажутся вам неважными.
Анализ (качественный и количественный).
Вывод:
Приложение 8. Схема наблюдения за деятельностью ребенка |
1. Внешний вид. - особенности физического сложения ребенка; - состояние здоровья; - особенности мимики. 2. Установление контакта со взрослым и отношение ребенка к обследованию. К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь вступать в контакт с незнакомыми взрослыми. Мимика: 6 типов эмоционального отношения со взрослыми. 1. Интимно-личностное отношение. 2. Активно-положительное отношение. 3. Спокойно-положительное отношение. 4. Пассивно-положительное отношение. 5. Конфликтное (амбивалентное). 6. Равнодушное. Отрицательное отношение ко взрослым у тревожных и заторможенных детей. Чувство дистанции ребенка. Понижение: фамильярное отношение к взрослым (ЗПР, психопатоподобное развитие, отсутствие воспитания). Повышение: робость, взрослый как стоящий на пьедестале (как тревожность, авторитарная среда). Проявление коммуникационной инициативы по отношению ко взрослым, задает вопрос по собственному желанию. Отсутствие тревожности или не сформированности полноценного общения, позитивного образа себя. Доминирующее содержание контакта. Что ребенка интересует в ситуации обследования. 3. Особенности внимания и организованности поведения ребенка. - Устойчивость внимания. - Переключаемость внимания. - Организованность деятельности. - Самоконтроль. 4. Работоспособность. Общая продуктивность деятельности и то, что ей мешает (утомляемость: быстрое понижение результатов, особенно в однотипичных заданиях). 5. Особенности мотивации. - Степень мотивации и ее содержание. - Степень вовлеченности ребенка в работу. Типы мотивов: · общение; · игровые; · познавательные; · мотивы достижения. 6. Оценка ребенком своих результатов. Выяснить, хорошо ли ребенок выполнил задание, доволен ли — выявление критичности. Ориентируется ли ребенок на образец для своей оценки? - Реакция на одобрение. - Реакция на замечание. - Реакция на трудности. - Реакция капитуляции. - Реакция мобилизации. 7. Особенности эмоциональных реакций, общий эмоциональный фон. - Отдельные эмоциональные реакции (от эйфории {не-мотивировано настроение}, дисфория.) - Эмоциональная лабильность (астения, инфантильность). - Тревожность (высокая, средняя, низкая.) 8. Динамические характеристики. - Общий темп работы. Срочная скорость выполнения задания — высокий темп (подвижный тип ЦНС). - Неравномерность. - Медлительность. Импульсивные реакции — стремление делать до выслушивания инструкции. 9. Обучаемость. - Принятие помощи ребенком. - Самостоятельное использование предложений помощи. 4 основных этапа помощи: оказание сначала минимальной помощи — в случае неудачи — более развернутой. а) стимулирующая (эмоционально-регулирующая) помощь, поддержка ребенка, особенно для обидчивых и ранимых детей; б) направляющая помощь (организация выполнения задания) — для импульсивных, слабо пассивных детей; в) организующая помощь — четкая помощь в планировании выполнения задания, контроль за выполнением шагов — за психологом; г) развернутая - полный показ способа, совместное выполнение. 10. Особенности речевого развития. - Правильность (фонетич.) речи — фиксировать (звукопроизношение). - К началу школьного обучения все звуки должны быть поставлены. - Фиксировать правильность употребления, согласования слов, наличие аграмматизмов. - Уровень развития связной контекстной речи. Какого типа предложения у ребенка. - Фиксировать словарный запас (богат, беден, вычурность). - Динамичные характеристики речи: интенсивность речевого потока. - Легкость и точность выражения мыслей или затруднения в речи (заикание). 11. Особенности развития моторики. - Тонкая моторика (по результатам рисования, конструктивных проб). - Макромоторика (устойчивость походки, координация, ловкость движений). 12. Другие особенности. - Могут быть клинические проявления - консультация с врачом. - Дурные привычки (кусание ногтей, сосание пальцев, мастурбация). |
Приложение 9.
Схема психологического заключения.
1. Основные паспортные данные ребенка.
2. Посещаемость на момент обследования образовательного учреждения. Адрес, состав семьи. Краткие сведения о родителях, их возраст, род занятий.
3. Причина обследования. Краткая запись жалоб или основание запроса.
4. Раздел, посвященный наиболее важным анамнестическим данным.
5. Краткое содержание обследования
6. Диагностическое заключение. Включает общую оценку психического развития с точки зрения соответствия возрастной норме и особенностей индивидуального развития.
7. Анализ причин установленных трудностей или нарушений.
8. Построение прогноза развития (условно-вариативный, ближайший).
9. Рекомендации. Советы по воспитанию, обучению. Предложения по коррекционной работе.
Дата написания заключения. Подпись психолога. Данные, полученные при обследовании, не должны распространяться, чтобы не навредить ребенку. Это одно из основных требований профессиональной этики.
Приложение 10.