Глава 1: Правовая квалификация вооруженного конфликта немеждународного характера

Международное гуманитарное право и внутренние конфликты. Учебное пособие. Часть первая.

Предисловие

Глава 1: Правовая квалификация вооруженного конфликта немеждународного характера.

1.1.Эволюция норм международного права по защите жертв войны.

Вопросы для самопроверки

Контрольные задания

1.2 Система норм международного гуманитарного права.

Вопросы для самопроверки

Контрольные задания

 

1.3. Различные подходы к квалификации конфликтов немеждународного характера.

Вопросы для самопроверки

Контрольные задания

 

1.4. Общие принципы международного гуманитарного права.

Вопросы для самопроверки

Контрольные задания

 

 

Глава 2: Основные положения о защите жертв вооруженного конфликта немеждународного характера.

2.1. Правовая квалификация сторон вооруженного конфликта.

Вопросы для самопроверки

Контрольные задания

 

2.2. Правоотношения сторон с целью защиты жертв конфликта.

Вопросы для самопроверки

Контрольные задания

 

2.3. Проблема защиты прав человека и международного вмешательства.

Вопросы для самопроверки

Контрольные задания

Заключение


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Процесс разностороннего осмысления таких социально-политических явлений, как войны и вооруженные конфликты, свойственен всей истории международных отношений. Еще в XIX в. внимание ученых-правоведов было привлечено к особому характеру взаимоотношений сторон в условиях внутренних вооруженных конфликтов. Ф.Ф. Мартенс отмечал: "Междоусобные войны всегда гораздо больше вызывают у воюющих чувство ненависти и возбуждают страсти, чем война между независимыми народами. Следовательно, при междоусобной войне гораздо труднее определить в обычаях и законах войны надлежащие границы для произвола и насилия"[1].

На предотвращение излишних человеческих страданий, возникающих в результате военных действий, направлены многие международные конвенции, разрабатываемые в рамках универсальных и региональных международных организаций. Женевская конвенция 1906 г. о раненых и больных; VI Гаагская конвенция мира 1907 г.; Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г., а также Конвенция об обращении с военнопленными 1929 г. - эти и другие источники международного права ориентированы на защиту жертв войны и должны служить идеалам гуманизма.

Одной из целей ООН, нашедших отражение в ее Уставе, является избавление грядущих поколений от бедствий войны, дважды на протяжении XX в. "принесшей человечеству невыразимое горе". Женевские конвенции 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, об обращении с военнопленными, о защите гражданского населения во время войны расширили возможности обеспечения прав человека в ситуации военных действий. Статьей 3, общей для всех Женевских конвенций, впервые введено в юридическую терминологию понятие "вооруженный конфликт".

Принятие в 1977 г. Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающихся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) и вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) (см. приложение 1), стало знаменательным событием в деле развития международного гуманитарного права, под которым подразумевается совокупность действующих обычных и конвенционных норм, обеспечивающих уважение человеческой личности и ее развитие[2].

И хотя агрессивная война в современный период международным правом запрещена, по мнению профессора О.И. Тиунова, национальные и социальные причины войн продолжают существовать. Непосредственной жертвой возникающих конфликтов является человек, права и достоинство которого нередко попираются[3].

Актуальным также является вопрос о мерах ответственности лиц, чьи действия приводят к возникновению конфликтов международного и немеждународного характера. Президент РФ В.В. Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ в 2016 г. подчеркнул: "В последнее время мы видели немало стран, где… ситуация открывала дорогу авантюристам, переворотам и в конечном счете анархии"[4].

Эффективность деятельности как национальных, так и международных судов требует пересмотра всего массива норм национального права на предмет его соответствия международным стандартам в этой сфере, имплементации норм международного права в национальное законодательство страны.

Не вызывает сомнения тот факт, что вооруженные конфликты в государстве, носящие немеждународный характер, являются значительным фактором нарушений прав человека. По мнению профессора И.И. Лукашука, в наши дни внутренние вооруженные конфликты нередко несут большие беды, чем межгосударственные конфликты[5].

При этом в последнее десятилетие наметилась устойчивая тенденция к увеличению числа внутригосударственных конфликтов по сравнению с международными. Так, между 1900 и 1941 гг. из 24 вооруженных конфликтов было 19 международных и только пять внутригосударственных. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), в 1994 г. произошел 31 вооруженный конфликт в 27 точках земного шара[6]. К настоящему времени эта цифра значительно возросла. Причем, как свидетельствует мировая практика, завершение периода "холодной войны", глобальной военно-политической и идеологической конфронтации не привело к отказу от силовых средств и методов решения межгосударственных и внутригосударственных противоречий [7]. В конце XX в. не велось ни одной "классической" войны между государствами, т.е. главную проблему в каждом случае составлял спор между сторонами конфликта внутри государства. События последнего десятилетия позволяют отметить появление новой категории внутреннего вооруженного конфликта - интернационализированного.

Международное право способно оказывать значительное влияние на внутриобщественные отношения, складывающиеся в государстве в ситуации вооруженного противостояния, однако оно не может их непосредственно регулировать[8]. И тем не менее сегодня можно с уверенностью констатировать неуклонное возрастание международных аспектов воздействия на решение вопросов защиты жертв войны, а также на процесс урегулирования внутренних вооруженных конфликтов (особенно высокой степени интенсивности) в целом.

Значение международного права неизменно увеличивается во взаимозависимом мире. Ни один вооруженный конфликт не может оставить безучастным мировое сообщество в связи с возможным появлением большого числа жертв среди мирного населения, потока беженцев, угрозой экологических катастроф и других негативных факторов вооруженной борьбы.

Членство государств в ряде международных организаций (как универсальных, так и региональных), подписание и ратификация ими международных конвенций, имеющих гуманитарную направленность, необходимость следовать принципам демократии и мира накладывают на основной субъект международного права - государство обязанность выполнения международных норм и правил не только в международных отношениях, но и при решении внутригосударственных вопросов, связанных с соблюдением прав человека.

В настоящее время проблема участия третьих сторон во внутренних вооруженных конфликтах немеждународного характера является актуальной с позиций как теории, так и практики. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера - Протокол II от 8 июня 1977 г. лишь косвенно намечает линию гуманитарного участия "независимой международной организации в процессе оказания помощи пострадавшему от вооруженного конфликта населению" (ч. 2 ст. 18). Эту миссию в подобной ситуации в большинстве случаев берет на себя Международный комитет Красного Креста (МККК).

В Протоколе II предусмотрена возможность проведения операции по оказанию помощи гражданскому населению с согласия высокой договаривающейся стороны (ч. 2 ст. 18). При этом не указывается, кем могут быть произведены данные действия гуманитарного и беспристрастного характера. Между тем практика последнего десятилетия показывает рост активности в решении проблем вооруженных конфликтов таких региональных организаций, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейский Союз (ЕС), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация Исламская конференция (ОИК), Организация Североатлантического договора (НАТО), Западноевропейский союз (ЗЕС). Работа указанных организаций, направленная на защиту жертв внутренних вооруженных конфликтов и решение проблем по их урегулированию, имеет различную оценку, представляющую определенный интерес для аналитиков. С правовой точки зрения от каждой из международных организаций требуется безусловное следование их уставным нормам.

В сентябре 2005 г. в отношении России вступил в силу Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II с поправками, внесенными 3 мая 1996 г.), прилагаемый к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие[9]. Значение этого документа в решении проблем защиты жертв вооруженных конфликтов (как международных, так и внутренних) велико. Причем в свете того, что учеными неоднократно отмечалось несоответствие содержания Протокола II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. новым реалиям вооруженной борьбы, возникающей в государствах в последнее десятилетие XX в., Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств имеет особую актуальность. В него включены такие положения, как обязанность сотрудничества государств в вопросах нераспространения запрещенных видов вооружений (в рамках ООН и других международных организаций), координация этой проблемы со стороны ООН, некоторые аспекты защиты миссий ООН по поддержанию мира (гуманитарных миссий или миссий по установлению фактов), а также миссий МККК.

Вооруженные конфликты, а также возрастающая численность их жертв в различных точках мира всегда были предметом беспокойства и озабоченности ООН. Целью многих резолюций ООН является осуждение вооруженного насилия, ведущего к человеческим жертвам. Большую работу по констатации фактов нарушения прав человека с целью принятия мер по недопущению излишних страданий людей проводят международные наблюдатели из Комиссии по правам человека ООН. В ситуации разрастания внутреннего вооруженного противостояния (если законное правительство перестало существовать или не в состоянии руководить борьбой с повстанцами) становится очевидным преимущество универсальных (применимых в большинстве сложных, характеризуемых тенденцией к интернационализации, случаев вооруженных конфликтов) средств защиты гражданского населения, раненых, больных и других категорий лиц, ставших жертвами вооруженной борьбы.

 

 


Глава 1: Правовая квалификация вооруженного конфликта немеждународного характера.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: