Направления совершенствования расчетов с Пенсионным фондом

Государственные внебюджетные социальные фонды представляют собой огромный объем организованных финансовых средств, способных оказывать целенаправленное воздействие на экономические процессы в России и ее регионах. Однако это не означает, что деятельность государственных внебюджетных фондов свободна от недостатков. Так, правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации требует дальнейшего совершенствования. К сожалению, государство до сих пор не выработало долгосрочной стратегии развития системы государственного социального обеспечения и структуры ее финансовой основы.

Последние изменения законодательства об обязательном пенсионном страховании, а также налогового законодательства, предусматривающие введение единого социального налога, свидетельствуют о том, что законодатель в сфере пенсионных отношений придерживается модели финансирования социальной сферы, которая сочетала бы в себе как финансирование определенного гарантированного минимума социальных выплат за счет в первую очередь налоговых поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и финансирование дополнительных выплат гражданам, осуществляемых за счет обязательных страховых взносов, аккумулируемых в порядке, установленном законодательством об обязательном социальном страховании [17,c.10].

Примером такого подхода является принятие Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", который предусматривает финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за счет средств обязательных страховых взносов, поступающих в бюджет Пенсионного фонда РФ. Выбранная законодателем модель построения отношений в сфере пенсионного страхования, к сожалению, имеет недостатки и пробелы, проявляющиеся как на уровне правового регулирования, так и на уровне экономического обоснования.

Введение с 1 января 2001 года вместо страховых взносов единого социального налога, предназначенного для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь, нарушило автономность бюджета ПФР, поскольку его формирование в значительной степени стало осуществляться за счет средств, поступающих из федерального бюджета. Кроме того, финансирование выплаты пенсий за счет бюджетных трансфертов означает отступление от принципов страхования, в силу различной природы налогов и страховых взносов (налог носит безвозмездный характер, а страховой взнос - возмездный).

Указанные обстоятельства, а также установление необоснованных ставок ЕСН на базовую часть трудовой пенсии, тарифов на страховую часть трудовой пенсии, регрессивной шкалы платежей привело к финансовой нестабильности бюджета ПФР.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за уплатой страховых взносов возложен на налоговые органы, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней в судебном порядке - на органы ПФР. Разделение контрольных (административных) функций усложнило формирование доходной части бюджета Фонда, о чем свидетельствует значительный рост задолженности по страховым взносам, в условиях достаточно стабильного финансово-экономического состояния страны, и соответственно отразилось на финансовой устойчивости бюджета ПФР.

Снижение с 1 января 2005 года ставки ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет и перечисляемого в ПФР, с 14 до 6 % привело к резкому сокращению поступлений доходов в бюджет Фонда и отразилось на уровне обеспеченности выплаты базовой части трудовых пенсий. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 14 февраля 2005 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с установлением размеров базовых частей трудовых пенсий и порядка индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии в 2005 году" с 1 марта 2005 года осуществлена индексация базовой части трудовой пенсии и государственного пенсионного обеспечения на 36,4% против 5,3%, предусмотренных бюджетом Фонда индексации с 1 апреля 2005 года, что повлечет дополнительные затраты ПФР на указанные расходы [21,c.18].

Негативное влияние на формирование доходов ПФР в 2005 году, а также на финансовую устойчивость бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации оказывает рост задолженности по уплате ЕСН, обусловленный существующими недостатками законодательного характера в процедурах исчисления, уплаты и администрирования ЕСН (на 1 января 2005 года размер этой задолженности с учетом задолженности по уплате пеней и штрафов составил 114,4 млрд. рублей, или 33,5% от утвержденной бюджетом ПФР величины расходов на выплату базовой части трудовой пенсии), и по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Во многом это объясняется неэффективностью механизма администрирования данных платежей: отсутствие возможности взыскания этих платежей в бесспорном порядке, расщепление функций их администрирования между налоговыми органами и органами Пенсионного фонда Российской Федерации [24,c.21].

Взыскание недоимки по страховым взносам и пеням органы ПФР осуществляют в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" только в судебном порядке и в основном на основании данных, предоставляемых налоговыми органами, которые обязаны на основании указанной выше нормы осуществлять контроль за их уплатой.

Однако до настоящего времени фактически не вступило в силу Соглашение по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации, подписанное руководителями этих ведомств 2 декабря 2003 года. До настоящего времени действующими нормативными правовыми актами не определен полный перечень документов, которыми должны обмениваться органы ФНС и ПФР, а также сроки их передачи. Правовая неурегулированность в вопросах информационного обмена между органами ФНС и ПФР не позволяет оперативно выявлять и своевременно взыскивать задолженность по уплате страховых взносов и пеням.

Фактически уже в настоящее время государство покрывает дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, образующийся не только в связи с сокращением ставки единого социального налога, но и в связи с задолженностью страхователей по единому социальному налогу и страховым взносам.

Повышение эффективности работы по снижению задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам в ближайшей перспективе возможно путем внесения предложений:

- о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ и Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающих упрощенную систему взыскания задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам и начисленным пеням (налоговые органы и органы ПФР принимают решение о взыскании задолженности (решение имеет силу исполнительного листа) и передают его судебному приставу для взыскания в установленном порядке);

- уточнения перечня передаваемой информации и сокращения сроков представления форм расчетов по авансовым платежам и деклараций, с учетом внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, значительно упрощающих применение регрессивных ставок по налогу и тарифов по страховым взносам. Указанные изменения позволят ускорить выявление недоимки по платежам, ее взыскание, а также быстрее приступить к сверке с данными персонифицированного учета и разослать застрахованным лицам информацию о состоянии их лицевого счета, в том числе и его специальной части, для своевременного выбора управляющей компании;

- о закреплении в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральном законе от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" ответственности государства по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами в случае объявления страхователя банкротом и в случае недостаточности средств у страхователя для погашения недоимки в бюджет ПФР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: