Анализ расчетов с органами социального страхования и обеспечения

В настоящее время основными финансовыми источниками государственной системы обязательного социального страхования являются денежные средства, аккумулируемые в государственных внебюджетных социальных фондах. Одним из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному пенсионному и социальному обеспечению и медицинскую помощь, является единый социальный налог и от своевременности расчетов с органами социального страхования и обеспечения зависит выполнение программ, обеспечивающих социальную защиту граждан.

Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется только в случае уплаты страховых взносов в соответствии с законодательством РФ. Такие взносы определяются как индивидуально - возмездные обязательные платежи, имеющие персональное целевое назначение. Назначение это состоит в том, чтобы обеспечить права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию. Сумма пенсии должна быть эквивалентна сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.

Обязательное пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию - это исполнение Пенсионным фондом своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. При этом страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

 Право на пенсионное обеспечение и его размер зависит от наличия необходимого страхового стажа и суммы денежных средств, перечисленных работодателем-страхователем за застрахованное лицо.

Уклонение работодателя-страхователя от уплаты страховых взносов приведет к тому, что его работники - застрахованные лица при наступлении пенсионного возраста не смогут иметь права на получение трудовой пенсии в полном размере с учетом страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Средства Пенсионного фонда РФ складываются как из средств, получаемых из бюджета, в рамках уплаченного единого социального налога, так и из непосредственно поступивших в этот фонд средств. Общие средства ПФР теперь называются "средствами обязательного пенсионного обеспечения (страхования)". Иными словами - это бюджет Пенсионного фонда РФ.

Сегодня государство перестает заниматься уравнительным распределением средств Пенсионного фонда и создает условия для персонального учета вклада каждого в формирование ресурсов. Создана система персональных вкладов, чтобы с учетом накопленного вклада обеспечить пенсионеру достойный уровень проживания. Переход к такой системе позволяет контролировать поступление платежей в пенсионный фонд самим пенсионером.

Управление культуры мэрии выступает страхователем в отношении своих работников. Уплата страховых взносов в ПФР носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно, в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц.

Расчеты по уплате страховых взносов на обязательное пенсинное страхование Управления культуры мэрии с Пенсионным Фондом рассмотрены в таблице 5.

Таблица 5 – Расчеты Управления культуры мэрии с Пенсионным фондом РФ за период 2004 - 2005 гг.

Наименование показателя

 

Годы

2004 2005
Задолженность на начало года (руб.) 351765,76 239161,48
Налоговая база (руб.) 24351663,16 31404601,03
Начислено всего (руб.) 6818465,68 6280920,21
в том числе: федеральный бюджет (руб.) 3409232,84 1884276,06
страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии (руб.) 3019807,98 4098920,76
страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (руб.) 389424,86 297723,39
Перечислено всего (руб.) 6931069,96 6223675,38
в том числе: федеральный бюджет (руб.) 3264258,96 1864778,38
страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии (руб.) 3279270,00 4090815,00
страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (руб.) 387541,00 268082,00
Остаток на конец года (руб.)   239161,48 296406,31

Проанализировав данные таблицы можно сделать следующие выводы в 2005 году по сравнению с данными 2004 года произошло увеличение налоговой базы при определение суммы единого социального налога. Увеличение налоговой базы связано с повышением тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы с 1 января и с 1 сентября 2005 года.

В 2005 году произошло увеличение налоговой базы, но сумма исчисленного налога, зачисляемого в Федеральный бюджет, по сравнению с 2004 годом уменьшилась. Уменьшение суммы начисленного налога произошло в результате изменения ставок единого социального налога для налогоплательщиков с 1 января 2005 года. В 2004 году размер налога, зачисляемого в Федеральный бюджет, составлял 14%, а в 2005 году налог отчислялся в размере 6%. Уменьшение налога связано со снижение ставки на 8%.

Произошло значительное увеличение страховых платежей на обязательное пенсионное страхование в 2005 году по сравнению с 2004 годом. Но как видно из таблицы произошло снижение страховых платежей на накопительную часть трудовой пенсии.

Это произошло в результате исключения в 2005 году заработной платы мужчин 1953 по 1966 года рождения и женщин 1957 по 1966 года рождения из базы для начисления страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии на обязательное пенсионное страхование.

Фонд социального страхования РФ создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.

Деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации определяет порядок расходования и учета средств обязательного социального страхования, формируемых за счет единого социального налога, зачисляемого в ФСС.

За счет средств обязательного социального страхования страхователи, выступающие в качестве работодателей, осуществляют расходы по обязательному социальному страхованию. За счет средств обязательного социального страхования Управление культуры мэрии осуществляет расходы на: выплату работникам пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособия при рождении ребенка и других пособий в рамках программы социального страхования.

Выплата пособий по обязательному социальному страхованию производится Управлением культуры мэрии на основании документов, подтверждающих право работника на получение соответствующего пособия.

Бухгалтерия обеспечивает хранение документов, являющихся основанием для назначения пособий по обязательному социальному страхованию и подтверждающих произведенные им расходы на цели обязательного социального страхования.

Расходы за счет средств обязательного социального страхования на оздоровление детей осуществляются в пределах ассигнований, утвержденных Фондом социального страхования. По мере выдачи путевок их стоимость относят на расходы по обязательному социальному страхованию. 

Управление культуры мэрии осуществляют расходы по обязательному социальному страхованию в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования. Расчеты Управления культуры мэрии с ФСС РФ представлены в таблице 6.

Таблица 6 - Расчеты Управления культуры мэрии с Фондом социального страхования РФ за 2004-2005 гг.

Наименование показателя

 

Годы

2004 2005
Налоговая база (руб.) 24351663,16 31404601,03
Начислено налога (руб.) 957706,86 987249,15
Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования (руб.) 672021,74 764077,14
Перечислено налога (руб.) 495228,00 316315,34  
Остаток задолженности за страхователем на конец года (руб.) -120553,83 35038,96

Сумма налога, подлежащая начислению в Фонд социального страхования, увеличилась, что связано с увеличение налоговой базы в 2005 году. Увеличение налоговой базы связано с повышением заработной платы работникам бюджетной сферы. Но в 2005 году произошло снижение ставки налога в части, зачисляемой в ФСС РФ, на 0,8%. Ставка налога, зачисляемого в Фонд социального страхования в 2004 году составляла 4%, а в 2005 году налога был определен в размере 3,2%.

В 2005 году в Управление культуры мэрии увеличились самостоятельно произведенные расходы на цели государственного социального страхования. Расшифровка расходов в рамках социального страхования представлены в таблице 7.

Значительно увеличились расходы на единовременное пособие по рождению ребенка и расходы на единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

Увеличение расходов связано с увеличением размера единовременного пособия по случаю рождения ребенка. В 2004 году размер данного пособия составлял 4500 рублей, а в 2005 году – 6000 рублей. Снизились в 2005 году расходы на пособия по временной нетрудоспособности, а также не производились выплаты социального пособия на погребение.

Также нужно отметить, что в 2005 году Фондом социального страхования были значительно увеличены ассигнования на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.

Таблица 7 - Использование средств фонда социального страхования

Наименование показателя

Годы

2004 2005
1. На выплату пособий (руб.) в том числе: - по временной нетрудоспособности; - по уходу за детьми-инвалидами; - по беременности и родам; - при рождении ребенка; - на учет в ранние сроки беременности; - по уходу за детьми в возраста до 1,5 лет; - социальное пособие на погребение. 672021,74   434256,04 8094,72 122147,79 40500,00 1800,00 63223,19 2000,00 683611,14   327673,09 10179,62 166651,89 96000,00 4800,00 78306,54 -
2. На санаторно-курортное обслуживание работников и их детей (руб.) 58511,00 80466,00
Всего расходов (руб.) 730532,74 764077,14

Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. В этих целях все организации независимо от форм собственности обязаны перечислять взносы в фонды обязательного медицинского страхования по тарифу, установленного налоговым законодательством. Расчеты Управления культуры мэрии с фондами обязательного медицинского страхования представлены в таблице 8.

Таблица 8 – Расчеты с фондами обязательного медицинского страхования

Наименование

показателя

 

ФФОМС

ТФОМС

2004 год 2005 год 2004 год 2005 год
Задолженность на  начало года (руб.) 5821,46 569,57 11560,27 20878,69
Налоговая база (руб.) 24351663,16 31404601,03 24351663,16 31404601,03
Начислено налога (руб.) 47866,31 247306,58 814108,30 618971,55
Перечислено налога (руб.) 53118,20 227805,46 804789,88 624733,18
Остаток задолженности на конец года (руб.) 569,57 20070,69 20878,69 15117,06

Ставка налога в федеральный фонд обязательного медицинского страхования увеличилась на 0,6%, поэтому отчисления в ФФОМС увеличились в 2005 году по Управлению культуры мэрии. Размер налога в 2004 году составлял 0,2%, в 2005 году ставка была определена в размере 0,8%. По данным таблицы также видно, что произошло значительное снижение отчислений в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Такое снижение связано со значительным уменьшением ставки налога в ТФОМС с 3,4 % в 2004году до 2% в 2005 году, т.е. снижение ставки налога составила 1,4%.

На основании анализа расчетов с органами социального страхования и обеспечения можно сделать вывод о том, что Управление культуры мэрии выполняет обязанности страхователя перед работниками и своевременно перечисляет налоговые платежи в составе единого социального налога. Нужно отметить снижение налогового бремени в 2005 году по сравнению с 2004 годом ставка единого социального налога уменьшилась с 35,6% до 26%. Но после снижения с 1 января 2005 г. ставки ЕСН, перечисляемой в ПФР, дефицитной стала базовая часть трудовой пенсии. Снижение ЕСН и повышение с 1 марта 2005 г. базовой части трудовой пенсии привело к тому, что поступлений ЕСН оказалось недостаточно даже на выплаты проиндексированной базовой части трудовой пенсии.

Были снижены тарифы страховых взносов в Фонд социального страхования с 4% до 3,2 %. Это заставило Фонд социального страхования более экономно подходить к расходованию средств. Поскольку правила исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам детально закреплены в законодательстве, причем расходы на эти цели составляют порядка 90 процентов всех расходов Фонда социального страхования, экономия по этой статье вряд ли возможна. Сегодня высказываются серьезные опасения по поводу оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Статистические данные иллюстрируют неутешительную ситуацию в этой сфере.

Введение регрессивной шкалы налогообложения означает дифференциацию страховых тарифов в зависимости от уровня оплаты труда застрахованных, анализ этих норм НК РФ убеждает в том, что налогообложение по более низкой ставке распространяется на незначительный круг плательщиков. По данным экономистов, 94% работающих за год получают заработную плату до 280 тыс. руб. Поэтому применение регрессивной шкалы при налогообложении для большинства организаций недоступна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: