Рынок образовательных услуг – это совокупность экономических отношений, складывающихся между производителями и потребителями по поводу купли-продажи товара «образовательная услуга» в процессе обмена.
Рынок образовательных услуг выполняет следующие функции:
- • обеспечивает конкурентоспособность образовательных услуг и дифференциацию их производителей;
- • способствует сбалансированному воспроизводству и перераспределению высококвалифицированных кадров в условиях структурных изменений экономики;
- • учитывает общественно необходимые затраты на производство образовательных услуг и определяет цены;
- • создает условия для сбалансированного спроса и предложения на образовательные услуги.
Классификация рынков в сфере образования
Рынок образовательных услуг – это система экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг. Рынок ОУ может нормально функционировать при наличии трех элементов:
- должен быть продавец (производитель);
- необходим покупатель (потребитель);
- наличие предмета сделки (товара или услуги).
Основными функциями рынка образовательных услуг являются:
Интегрирующая, суть которой состоит в установлении и обеспечении взаимосвязи между партнерами на рынке: производителями и потребителями, продавцами и покупателями, владельцами свободных денежных средств и лицами, нуждающимися в кредите, работниками и работодателями.
Оценочная состоит в оценке результатов труда товаропроизводителей, в определении уровня общественно необходимых затрат труда; именно на основе спроса и предложения рынок объективно устанавливает уровень цен на товары и другие объекты рыночных отношений.
Организующая и регулирующая, где рынок выступает как инструмент, обеспечивающий рациональное построение и гармоничное функционирование экономической системы.
Рынок ОУ, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей ОУ в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению ОУ на рынке, и могут выполнять различные функции: информирования, консультирования, участия в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержке образования.
Рынок образовательных услуг предполагает наличие субъектов рыночных отношений. Применительно к образовательным услугам существуют три основных типа потребителей (субъектов рыночных отношений):
потребители-личности (учащиеся, студенты, слушатели);
потребители-предприятия, организации различных форм собственности;
органы государственного и регионального, местного управления.