Большое внимание в программе уделяется:
— созданию зон, побуждающих детей к изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка);
— вышивке, шитью, конструированию (строительный набор, бумага, природный, «бросовый» материал);
— занятию трудом (стирка, мытье растений);
— работе в живом уголке;
— театрализованной деятельности;
— сюжетным и дидактическим играм;
— играм с песком и водой и пр.
При создании развивающей среды реализуются принципы рациональности размещения, «прозрачности», «вхождения» в зону и прочие требования, связанные с наполнением их материалами и оборудованием. В условиях такой организации среды ребенок активно пользуется правом выбора интересного для себя дела, свободного перемещения в любое место пространства группового помещения. Это открывает для него возможность развития любознательности, познавательного интереса и деятельности, позволяет реализовать себя и свои потребности. При такой организации учебно-воспитательного процесса ребенок сам себя тренирует в постановке цели, поиске путей и способов ее решения, прилагает волевые усилия для реализации задуманного. Ребенок приобретает новый опыт целенаправленного взаимодействия с предметной средой, партнерами, учится управлять собой. Он начинает открывать собственные возможности: «я могу», «я выбираю», «я творю», «я оцениваю», «я свободен», что становится чрезвычайно важным стимулом к его личностному развитию.
|
|
Учитывается рациональное размещение зон, уют, комфорт, размещение зон по диагонали, асимметрично, а не прямоугольниками; «прозрачность» мебели, ее высота — не выше поднятой руки ребенка, размещение на полках пособий и игрушек в один ряд, а не стопками, насыщенность зон интересным материалом.
С целью стимуляции детей к самостоятельным занятиям в зонах развития самостоятельности педагог может регулярно изменять и пополнять зоны играми, пособиями и игрушками. Дети могут выбирать вид деятельности, что обеспечивает щадящие условия для нервной системы ребенка. Ребенок по собственной инициативе может уйти от шума в другое помещение и заняться своим делом (выжиганием, постройкой, рисунком); уединившись в спальне, в импровизированной библиотеке спокойно «читать» книгу, рассматривать иллюстрации и т.д. Но самое главное то, что при такой организации педагогического процесса у детей активно формируются склонности к занятиям определенного типа, развиваются устойчивость внимания и элементы учебной деятельности, самостоятельность, самодеятельность, усидчивость, волевые качества.
Особенности организации работы специалистов ДОУ
|
|
В этих условиях особая роль принадлежит педагогу. Гибкие, мягкие, тактичные формы индивидуальной работы воспитателя с детьми позволяют учитывать избирательность познавательных и деятельностных предпочтений ребенка и адекватно их оценивать.
Программа рассчитана как на молодого, так и опытного дошкольного педагога со средним, еще лучше — высшим дошкольным образованием, способного к критической самооценке и профессиональному самосовершенствованию. Она ориентирует на овладение воспитателем новым педагогическим мышлением и образовательными технологиями, обеспечивающими успешную реализацию целей и задач, направленных на всестороннее гармоничное развитие дошкольника. От воспитателя требуется умение распределять внимание, интенсивно работать, выполняя разноплановые задачи. Принятие программы воспитателем открывает ему путь к серьезной, направленной на саморазвитие, внутренней работе над собой.
Воспитатель по утрам может работать в паре с коллегой-сменщиком — у последнего в этот день будет укороченный рабочий день в пределах двух часов. На следующий день позиции меняются. В этом случае, а также в условиях посменной работы воспитателей, возрастает роль второго педагога, помогающего сохранять нравственный микроклимат в группе. Предполагается и другой вариант взаимодействия — соединить работу нескольких специалистов в цепочку единых педагогических действий, направленных на накопление ребенком информации о предмете (явлении, человеке и пр.) и формирование эмоционально-нравственного отношения к нему. В эту цепочку, помимо воспитателя, могут входить эколог-природовед, мнемотехник, музыкальный воспитатель, психолог, руководитель изостудии.
Организация воспитательно-образовательного процесса в группе регламентируется сетевым планом. С опорой на блоки и ступени познания педагог прописывает темы занятий на длительный период времени (по сезонам). Календарные планы создаются на основе сетевых планов на короткий период времени. В них педагог, реализуя интегрированный подход, прописывает межпредметные связи и воспитательно-развивающий эффект от занятий. Педагогический консилиум собирается 2—3 раза в год. В него входят все педагоги, психологи и сотрудники, контактирующие с детьми конкретной группы, а иногда и родители. На основе результатов психологического тестирования, наблюдений педагогов, вырабатывается индивидуальный проект дальнейшей работы с каждым ребенком.