Особенности организации работы специалистов ДОУ

Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника:

— формирование произвольного поведения;

— овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

— переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека);

— мотивационная готовность.

Эти четыре линии развития определяют содержание и дидактику дошкольного образования. Ведущими во всех разделах учебно-познавательного блока программы являются игровые образовательные технологии, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности дошкольника.

В Образовательной системе «Школа 2100» одним из ведущих принципов, определяющих содержание, технологию, методы и приемы работы с детьми, является такая деятельность, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Школьный урок открытия знаний строится в соответствии с технологией проблемно-диалогического обучения, а для занятий с дошкольника­ми разработана технология, специально адаптированная к возрасту детей.

 

Учебно-методическое обеспечение

Один из разделов программы — «Дошкольная подготовка в рамках Образовательной программы "Школа 2100"» — постоянно пополняется методическими пособиями. Программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» реализована в конкретных пособиях, рекомендованных Минобрнауки РФ, и методических рекомендациях для педагогов. Продолжение непрерывных курсов по всем образовательным линиям в начальной школе обеспечивается программами и учебниками тех же авторов.

 

Программа «Детский сад — дом радости»

Авторы: Н.М. Крылова, В.Т. Иванова

 

В годы перестройки программа «Детский сад — дом радости» стала первой авторской дошкольной программой в России. Она представлена целой библиотекой книг, в которых прописан для воспитателя сценарий каждого рабочего дня на протяжении четырех лет.

Программа впитала все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и психологами, сложившееся на основе взаимообогащения национальных культур разных народов. На нее оказали влияние исследования выдающихся ученых и разработки целого ряда научных школ (Е.И. Тихеевой, АВ. Запорожца, В.С. Мерлина, А.П. Усовой, А.А. Люблинской,           А.М. Леушиной, Д.В. Менджерицкой, В.В.Давыдова, Л А Венгера, П.Г. Саморуковой,                         Н.Н. Поддьякова, В.И.Логиновой, Р.С. Буре), опыт новаторов-специалистов дошкольного воспитания различных регионов страны, прогрессивные идеи зарубежной педагогики, особенно гуманистические подходы в теориях формирования личности (Дж. Боткин, К. Роджерс, А.Маслоу, Д. Снигг, А. Комбс). Научной основой программы является Типовая программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддьякова.

Задачами программы являются: забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребенка; содействие освоению ребенком разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала; содействие овладению основами духовной культуры.

В программе «Детский сад — дом радости» экологическое образование детей осуществляется в процессе интеграции различных видов деятельности. В технологии прослеживаются разнообразные формы (занятия, экскурсии, прогулки, игры, труд) и методы работы с детьми, традиционные для дошкольной педагогики, разработанные П.Г. Саморуковой, Н.Н. Поддьяковым, В.И.Логиновой, Р.С. Буре и др. Большое значение в жизни малышей имеет детское экспериментирование. Дети проводят много опытов, познавая «внутреннее содержание внешнего мира».

 

Структурно-содержательная характеристика

Авторы предпочитают называть «Детский сад — дом радости» не программой, а научно-методической системой. В традиционном понимании программа входит в эту систему лишь как одна часть. Вторая часть — «Технология», подробно прописанный проект внедрения программы в практику. Третья — то, что мы называем инноватикой, условиями, которые нужно обеспечить для освоения технологии воспитателями.

 

Предметно-развивающая среда

Особое внимание в программе «Детский сад — дом радости» уделяется организации развивающей среды — пространства, в котором находится ребенок. Он должен иметь возможность задумывать вид деятельности и без помощи взрослого ее выполнять, достигая результата. Организация пространства обеспечивает свободный двигательный режим. Пространство должно обеспечивать реализацию масштабного замысла, легко преображаться, исходя как из потребностей в организации работы, так и по желанию детей. Например, спальная комната. Большая ее часть могла бы освобождаться для детских игр, а некоторые игры и занятия могли бы иногда охватывать и обе комнаты.

Пространство должно систематически изменяться в соответствии:

— с сезоном;

— расширением и углублением представлений детей об окружающих нас «мирах»;

— видом деятельности, которой в данный момент заняты;

— количеством участников.

Подбор предметов в группе не случаен и служит «фокусом» опыта человечества. Большинство материалов убрано в шкафы, а ребенок знает место, где их можно взять, когда надо реализовать новый замысел.

Все предметы, начиная от занавесок и до любой игрушки, подбираются таким образом, чтобы они создавали красоту и комфортное состояние не только у ребенка, но и у взрослых. Выбор и размещение предметов соответствуют законам красоты и содействуют выработке привычки сохранять и поддерживать порядок, необходимый для развития культуры взаимоотношений между людьми, живущими здесь и сейчас. Но самое главное, в группе складываются такие взаимоотношения между взрослыми и детьми, когда каждого понимают и принимают, любят и уважают за то, что он — индивидуальность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: