Программа охватывает три основных направления экологического образования: «Развитие элементарных естественнонаучных представлений», «Развитие экологической культуры детей», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Она учитывает возрастные особенности мыслительных процессов детей дошкольного возраста и опирается на наблюдения, эксперименты и собственную продуктивную деятельность детей в природе.
Большое значение для развития экологического сознания имеет воспитание культуры мышления, т.е. формирование умения пользоваться уникальной способностью человеческого мозга самопроизвольно увеличивать объем содержащейся в нем информации, приобретать новые знания путем логических рассуждений; в связи с этим в программе уделяется большое внимание развитию логического мышления.
Программа легко интегрирует с любыми технологиями и системами работы, поскольку создает для них фактологическую базу.
Прогностичность данной программы определяется тем, что она учитывает объективные закономерности созревания мыслительных процессов человека, которые столь же фундаментальны, как закон всемирного тяготения, и так же, как он, не могут быть ни нарушены, ни обойдены.
|
|
Содержание программы «Живая экология» не может меняться произвольно, поскольку оно всегда ограничено возрастными познавательными возможностями детей каждого года жизни. Следовательно, она определяет ДОУ на многие годы. Дополнения могут вводиться в нее без существенных изменений основного содержания.
Целостность программы обеспечивается вертикальными и горизонтальными связями, заложенными в ее структуре. Вертикальные связи дают возможность проследить, каковы пределы расширения знаний при переходе детей из одной возрастной группы в другую. Горизонтальные связи объединяют экологическое образование с другими видами деятельности. Экологическое воспитание является тем фокусом, в котором сходятся все виды деятельности и все стороны воспитания: умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое, физическое. Следовательно, оно должно стать важнейшим структурным компонентом единого целостного педагогического процесса и осуществляться через все виды деятельности.
Каждый пункт программы позволяет в любой конкретный момент диагностировать уровень знаний детей по экологии, природо- и человековедению. Если дети владеют понятиями, предусмотренными программой для данной возрастной группы, уровень образования оценивается как нормальный; если ребенок (или группа в целом) знает больше, уровень знаний оценивается как высокий или очень высокий. Если познания детей соответствуют предыдущей возрастной группе, уровень знаний оценивается как низкий или очень низкий в зависимости от величины разрыва между требованиями программы и реальностью.
|
|
Программа строится по концентрическому принципу. Это значит, что воспитатель должен возвращаться к одному и тому же объекту или понятию многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниям что-то новое.
Первый уровень самый низкий. Он предусматривает ознакомление с отдельными фактами (объектами, явлениями, процессами, трудовыми операциями) вне связи друг с другом. Только на первом уровне процесс обучения строится в обеих группах раннего возраста и первой младшей группе. Это объясняется как малым жизненным опытом, так и особенностями мышления детей, которое в этом возрасте наглядно-действенное.
Второй уровень подразумевает ознакомление с различными формами взаимодействия объектов, установление причинно-следственных связей, действующих в природе. Приступать к обучению на этом уровне можно после того, как дети овладеют речью, а наглядно-действенное мышление начнет постепенно дополняться наглядно-образным. Обычно это происходит во второй младшей группе. Как и первый, второй уровень ознакомления с природой не теряет своего значения у старших дошкольников. Он позволяет усваивать более сложные представления и понятия.
Обучение на третьем уровне означает, что все объекты и явления рассматриваются во взаимосвязи, а также в связи со средой обитания. Дети выявляют более сложные причинно-следственные связи, действующие в природе, и устанавливают общие закономерности природных явлений, доступные их возрасту. Они учатся делать умозаключения о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений.
Для перехода к третьему уровню требуется наличие двух условий: накопление у детей достаточного объема знаний о природе; появление у них способности к абстрактно-логическому мышлению. Обычно эти условия создаются в старшей и подготовительной к школе группах детского сада.
Таким образом, процесс ознакомления с природой в группах раннего возраста и первой младшей строится только на первом уровне, во второй младшей и средней — на первом и втором уровнях, в старшей и подготовительной к школе — на трех уровнях. Все три уровня сохраняются в течение последующей жизни человека, хотя общий объем знаний, соответствующий каждому уровню, с возрастом увеличивается.
Переход от одного уровня к другому находит свое отражение в тематике проводимых занятий. Первому уровню соответствуют занятия, посвященные ознакомлению с каким-либо одним объектом или процессом (с котенком, геранью, снегом, попугайчиком, способом полива комнатных растений). При проведении занятий, соответствующих второму уровню, в качестве темы избираются либо процессы, либо обобщенные представления: Что надо сделать, чтобы нашему хомячку (попугайчику, рыбкам) жилось хорошо? Как добиться, чтобы веточки деревьев распустились скорее? Какие части есть у каждого растения?
При переходе к третьему уровню на обсуждение выносятся проблемные вопросы: Как животные спасаются от врагов? Как они переносят неблагоприятные условия? Почему хлеб нужно беречь? Какую пользу приносят растения человеку? Можно ли делить растения (животных) на полезные и вредные, на красивые и некрасивые?
Фактически обучение на третьем уровне соответствует понятиям «экологическое воспитание дошкольников», «формирование экологического сознания».
В программе приводится перечень экологических понятий, доступных для детей дошкольного возраста, и сформулированы основные принципы их формирования.
Автор отмечает, что в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения — наблюдение и эксперимент. Практическое использование этих методов осуществляется по двум магистральным направлениям. Первое направление — внесение в банк памяти детей сведений о живой и неживой природе (о внешнем виде и строении объектов, об их функционировании, взаимосвязях друг с другом, с человеком и со средой обитания, о приспособлении к среде). Второе — запечатление природоохранного экологически грамотного поведения взрослых, в первую очередь педагогов и родителей. Осуществляя экологическое образование дошкольников, необходимо учитывать и практически использовать в педагогической деятельности такое свойство детской психики, как синкретичность мышления: видя всю картину в целом, дети способны устанавливать общие закономерности, но еще не способны объединять несколько объектов и событий в одну картину, поскольку у них еще не созрела способность к анализу и синтезу, хотя ее зачатки уже возникли. Экологические знания, переданные в чисто вербальных формах, без опоры на наглядность и собственную продуктивную деятельность дети не усваивают. Начинать экологическое образование и воспитание надо с раннего возраста, учитывая познавательные возможности детей каждого года жизни в области экологии.
|
|
Детям необходимо давать только правильные, истинные знания, не оставлять детские вопросы без ответов, у них должно формироваться чувство радости от процесса познания.
Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей, воспитывать потребность созидать, а не разрушать.
Для достижения поставленных целей следует использовать разнообразные формы и методы работы, однако основной объем материала давать в свободной деятельности в виде обычного бытового общения знающего взрослого с любознательным ребенком.
Работу по экологическому образованию необходимо вести систематически и планомерно, используя все виды деятельности и свести до минимума контроль за степенью усвоения детьми изучаемых понятий, сделав основной упор на передачу новых знаний.