Вина жителей или акт доброй воли

В течение многих веков философы ведут спор о том, можно ли считать смерть Сократа самоубийством.

«Сократ желал умереть, - утверждал Ницше, - не Афины протянули ему чашу с ядом, а он сам вынудил Афины протянуть ему чашу с ядом»10.

Известен такой случай в среде Сократа - некий Клеомброт, который бросился в море, прочтя «Федон» Платона. Мильтон (в книге III «Потерянного рая») прочел эту смерть именно как акт, направленный на достижение бессмертия по примеру Сократа - героя Платона. Подобных примеров много, когда прочтение учения о бессмертии души приводило к решению убедиться в этом воочию.

Знаменитая картина Давида «Смерть Сократа» (1787) создает иконографический образ смерти Сократа как гражданского акта. В девятнадцатом веке Гегель, в «Лекциях о философии религии» (1831), рассуждал о смерти и Христа и Сократа как о гражданском акте. Этим поступком еще раз была показана их любовь к людям, и готовность на все ради них. Побег означал бы причинение зла его родным, близким, т.к. нарушение закона, приводит к подрыву закона вообще, что несправедливо по отношению к родному городу. Ведь зло всегда остается злом, и его надо избегать всегда.

Сократ считал, что для каждого Отечество и Законы должны быть выше и дороже отца и матери. Гражданин добровольно становится гражданином государства. Если же ему не нравятся законы этого полиса, он должен уехать. Но если он стал гражданином сознательно, то должен выполнять законы своего государства, как бы это ни было ему тяжело - терпеть побои, принимать смерть на войне. В этом заключается справедливость. Может быть, именно этим объясняется позиция Сократа на суде и после суда. Будучи патриотом, Сократ призывал правителей учиться управлять, обуздывать свою природу, руководствоваться в своей деятельности благом государства.

«Осуждение Сократа, - пишет Ф.X. Кессиди, - не только трагедия, но и событие в общечеловеческой истории (а также факт нравственного порядка), подлежащее суду Истории. Тот, кто признает, что с именем Сократа связан новый этап в истории философской мысли, не может оправдать приговора над ним»11. Смерть Сократа, замечает он, «не самоубийство и не судебная ошибка», а результат сократовской верности своей миссии12».

Я же считаю, что достойный величайшего уважения Сократ, положив всю свою жизнь на достижение цели и подтверждение идеи о могуществе человека разумного, и независимости его от злоключений судьбы, смирился перед невозможностью этого, и принял смерть как данное свыше, не противясь, но даже немного стремясь, потеряв смысл бороться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: