Как распознать исключения из правил

 

Не торопитесь навешивать ярлык «исключение из правил». Когда вы смотрите фильм или читаете сценарий и решаете, к какой категории его отнести, руководствуйтесь следующими подсказками.

• Если сценарий посвящен герою, преследующему ясную видимую цель, это кино мужского типа. Тут не о чем думать.

• Если нет, и история героя показывает большой кусок его жизни, когда одна цель сменяет другую, тогда это биография.

• Если это и не мужской тип, и не биография, задайте себе вопрос, поставлен ли герой в трудное положение, конфликтную ситуацию, чтобы понять, может ли герой выжить физически и/или эмоционально. Если так, значит это история типа «арена».

• Когда ничего из вышеназванного не подходит, задайте вопрос: возможно, цель героя состоит в разрешении отношений между членами семьи, друзьями, родственниками и т. д.? Если так, значит, это история женского типа.

Никогда не начинайте с вопроса, посвящен ли фильм, который вы смотрите, или сценарий, который пишете, отношениям. Всякий фильм так или иначе затрагивает человеческие отношения. Лишь после того, как вы исключили все прочие варианты, рассматривайте категорию женского типа. А если вы натолкнулись на фильм, не подпадающий ни под одну из категорий, не беспокойтесь. Помните, что в большинстве голливудских лент у героев есть видимая отчетливая мотивация, и держите это в голове, выбирая концепцию вашей следующей истории.

 

Краткий обзор главы

 

1. В трех типах сценариев подход к истории отличается от модели внешней мотивации героя.

• Биографии рассказывают полную историю жизни – не просто отдельный случай или два из всей жизни.

В успешных биографиях обычно присутствует некое желание, которое объединяет все эпизоды из жизни героя.

Обычно такой связующей нитью становится история любви.

• В историях категории «арена» герои попадают в новую для них конфликтную ситуацию, когда их желания сводятся просто к физическому или эмоциональному выживанию.

Ситуация, в которой оказался герой, должна иметь ясный или предсказуемый конец.

Любовная линия вторична и либо не подразумевает особых стремлений, либо они составляют лишь часть истории.

• Истории женского типа показывают героя (героиню), чья главная цель связана с налаживанием человеческих отношений.

Это могут быть отношения с родителями, детьми, близким другом, приятелями или родственниками.

Такие истории почти всегда обусловлены каким-то местом – герой отправляется к человеку, с которым у него не все гладко.

Любые романтические узы вторичны по отношению к неромантическим.

Типичны два временны́х варианта:

– три разных периода в жизни героя, охватывающие долгие промежутки времени;

– короткий отрезок времени, ограниченный какой-то внешней ситуацией, например, болезнью или приездом на каникулы.

2. Сценарии всех трех представленных категорий чрезвычайно трудно продать, в силу того, что обычно они не обеспечивают кассовых сборов, сопоставимых с традиционными моделями.

3. Чтобы определить, относится ли фильм к исключениям из правил, задайте себе следующие вопросы в таком порядке:

• Посвящен ли сценарий герою, преследующему очевидную внешнюю цель? Если да, значит, это не исключение. Если нет, переходите к следующему вопросу.

• Показывает ли сценарий героя на протяжении почти всей жизни, когда одна цель сменяется другой? Если да, значит, это биография. Если нет, тогда еще один вопрос.

• Помещен ли герой в конфликтную ситуацию, чтобы увидеть, сможет ли он выжить – физически или эмоционально? Если да, тогда это история-арена. Если нет, задайте еще один вопрос.

• Является ли главной целью героя налаживание человеческих отношений? Если да, это история женского типа.

• Если ответ на все вопросы – «нет», тогда это диковина, не подпадающая ни под одну категорию.

 

 

Глава восьмая

Анализ «Аватара»

 

А теперь давайте посмотрим, можно ли взять какой-то один успешный сценарий и проиллюстрировать все представленные мной принципы. Для этой цели я решил использовать «Аватар», самый кассовый фильм всех времен (на момент написания книги). Помимо финансового успеха, «Аватар» может служить прекрасным примером с точки зрения концепции истории, четырех категорий центральных персонажей, структуры сюжета, эволюции героев, темы и описания сцен. Больше всего я хочу с помощью этого упражнения закрепить изложенные в книге принципы и научить вас применять их при написании сценария. И, вероятно, это поможет нам понять, почему этот сценарий оказался столь успешным.

Прежде чем вы начнете читать эту главу, посмотрите фильм и прочтите сценарий. Необходимо, чтобы до того, как вы прочтете мои комментарии об «Аватаре», вы испытали эмоциональные переживания, связанные с ним. Кроме того, я не хочу портить концовку или любую другую часть истории, раскрывая карты.

И фильм, и сценарий доступны в самых разных формах. Просто наберите в поисковой строке avatar screenplay, чтобы получить его копию[4]. Эта глава построена на бесплатной версии PDF, предоставленной Twentieth Century Fox вскоре после выхода фильма. Я стараюсь, по возможности, не ссылаться на номера страниц, так что если у вас будет немного другая версия, вас это не будет сбивать с толку.

Личные впечатления об «Аватаре» не имеют отношения к нашему обсуждению. Я надеюсь, фильм вам понравился, но даже если вы находите его отвратительным, все равно это будет полезно, если вы объясните свое мнение. Спросите себя, какие конкретно принципы и методы, направленные на эмоциональный отклик, не вызвали у вас такового, когда вы читали сценарий или смотрели фильм. А потом убедитесь, что в вашем сценарии вы применяете их более эффективно.

 

Концепция истории

 

Концепцию истории для «Аватара» можно сформулировать так. «Аватар» – это история о морском пехотинце, отправленном на обитаемый спутник далекой планеты, который хочет помешать разрушить цивилизацию коренных жителей этих мест На'ви и завоевать любовь женщины этого племени. Спасение народа На'ви и завоевание любви Нейтири соответствует всем критериям внешней мотивации: и то и другое имеет очевидный конечный момент; Джейк, герой фильма, отчаянно хочет добиться и того и другого; и ради этого он готов рисковать чем угодно, включая собственную жизнь. Обратите внимание, что я соединил эти желания, чтобы выразить все в одном предложении. Как во всякой истории любви, герой не сразу обнаруживает романтические устремления. Сначала он просто хочет, чтобы она не убила его, потом старается научиться у нее, потом влюбляется и, наконец, теряет ее и вынужден пытаться покорить ее вновь.

Точно так же, хотя его цель – защитить На'ви от истребления добывающей компанией, поначалу он стремится изучить народ, затем хочет проникнуть в их цивилизацию, чтобы получить информацию, потом убеждает их покинуть свою территорию добровольно, чтобы компания могла добывать анобтаниум, и, наконец, становится во главе клана и защищает его. Но на протяжении всех этих этапов сохраняется его цель предотвратить уничтожение народа в открытой схватке.

Я подчеркиваю это, чтобы вы увидели, что даже если внешнюю мотивацию можно выразить как одну зримую цель, эта цель может эволюционировать и меняться по ходу истории.

Эта концепция явно построена, по крайней мере, на одном вопросе «Что, если…». Что было бы, если бы человек мог занять тело инопланетянина и, сделав это, начал предпочитать чужую культуру собственной? Возможно, это не тот путь рассуждений, которым шли сценарист и режиссер, но безусловно, это один из уникальных элементов истории.

Джеймс Кэмерон соединил эту дерзкую идею со многими другими, более привычными для развития концепции истории. Что, если маленькое вооруженное формирование выступит против более мощной армии, как в «Семи самураях», «Дикой банде» и «Звездных войнах»? Что, если представитель одной культуры влюбится в представителя другой («Танцующий с волками», «Последний самурай»)?

Несомненно, Джеймс Кэмерон вынашивал эту идею десятилетиями, прежде чем стали доступны технологии для ее осуществления, так что трудно сказать, откуда возникла идея. Но вы можете видеть, как комбинация этих разных «Что, если..» способна привести к истории, подобной этой. Оценивая потенциал концепции этой истории, для начала обратитесь к пяти необходимым элементам любой киноистории. В «Аватаре» присутствуют все пять: герой, сопереживание герою, желание, конфликт, риск.

Что касается коммерческого потенциала, эту концепцию определенно можно рассматривать как хай-концепт (high-concept). Идея битвы между инопланетянами и людьми предполагает экшен, а история любви – романтику. Иными словами, сама по себе концепция обещает эмоциональные переживания, независимо от актеров, темы и т. д.

Кроме того, эта история подпадает под две коммерческие категории голливудских концепций: остановить и победить.

Конечно, довольно трудно оценить в чистом виде коммерческий потенциал концепции истории как таковой, поскольку очереди из желающих посмотреть фильм выстраивались благодаря репутации Джеймса Кэмерона и разговоров об ошеломляющих спецэффектах. Но даже если бы это был оригинальный сценарий неизвестного автора, читатели распознали бы потенциал с точки зрения раскрытия конфликта, эмоционального отклика и коммерческой привлекательности.

 

Герой

 

Герой «Аватара», несомненно, Джейк: это главный персонаж; мы видим его на экране (и на страницах сценария) чаще остальных; это персонаж, за которого мы болеем и которому больше всего сочувствуем; его внешняя мотивация движет сюжет; и эволюция его образа определяет тему фильма. Для того чтобы зритель сопереживал герою, в «Аватаре» используется ряд приемов.

Вот как он представлен на первой странице:

 

Джейк Салли, потрепанный жизнью ветеран войны, сидящий в изношенном инвалидном кресле. В свои 22 он кажется умудренным опытом, пережившим боль человеком.

 

Далее идет текст от его лица:

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: