Заключительное слово об «Аватаре»

 

Я не забыл о том, что говорил вначале: мнения об «Аватаре» для нашего разговора не имеют значения. Моей целью при выборе этого примера было просто показать, каким образом в этом, очень успешном, сценарии так эффективно достигается эмоциональная вовлеченность, и продемонстрировать действие принципов, описанных мной в это книге.

Но все же хочу сделать одно замечание.

Некоторым кажется, будто своим колоссальным успехом фильм обязан исключительно потрясающим спецэффектам. Не стану отрицать, что уже от самой картинки дух захватывает, а технологии, позволяющие окунуть зрителя в этот удивительный мир, многократно увеличивают эмоциональное воздействие. Но неправильно считать, что причина популярности только в этом.

Кинозрители заплатили $3 млрд не просто за спецэффекты, какими бы захватывающими они ни были. С таким же успехом они могли посмотреть документальный фильм о путешествиях или технологиях. Именно сценарий сделал «Аватар» самым прибыльным кинопроектом всех времен. Не сам по себе, но в сочетании со всеми остальными элементами успешного фильма. Одной истории недостаточно, но она лежит в фундаменте всего остального. Кинорежиссеры – рассказчики, и непревзойденный успех Кэмерона в первую очередь обусловлен его умением рассказать потрясающую историю.

«Аватар» трогает людей, берет за живое, волнует, вдохновляет, заставляет думать и чувствовать. И делает все это он именно так, как всегда и делается в хороших сценариях: зрителя впускают в мир героя и вместе с ним отправляются в путешествие, помогающее понять, кто есть кто. И умение проделывать такое с миллионами людей по всему миру сто́ит признания.

Некоторые критики восхищаются тем, какие ощущения позволяет пережить «Аватар», но при этом называют историю банальной или примитивной.

Возможно. А может быть, ее трудно воспринимать как значимую и художественную из-за отсутствия в ней тьмы и эзотерики.

Это сценарий, герой которой – немощный калека, смирившийся со своим поражением в мире, где слишком много алчности и слишком мало человечности. Но герой находит в себе мужество изменить себя, находит свою любовь и встает на защиту добра. Фильм дает надежду. Он рассказывает нам, что мир может казаться огромным и враждебным, но в нем есть за что бороться, что мы можем сражаться за добро, и если будем держаться вместе с другими, с планетой и с нашими духовными истоками, то сможем победить.

Да, все это знакомо, такие истории стары как мир. Но нам нужно слышать их снова и снова. И если смотреть на «Аватар» в этом смысле, то все мы нуждаемся именно в таком кино.

 

Часть третья

Сценарий как бизнес

 

Глава девятая

Самомаркетинг для сценариста

 

Название этой книги неполное. Дело не в продаже сценария, а в том, чтобы продать себя, и это ваша главная задача в карьере сценариста. В конечном счете вы хотите зарабатывать деньги своими сценариями для кино и телевидения. Продавать написанные сценарии – безусловно, один из путей к этой цели. Но не забывайте о том, что товар – это вы. Вы продвигаете на рынке свой талант, а сценарий – отражение вашего таланта.

Большинство фильмов, снятых в Голливуде, ведут свое начало не с готового сценария. Возникает идея сделать сиквел, ремейк или адаптацию романа, комедийной книги, игры, либо снять подлинную историю – так по большей части появляется то, что идет в кино и по телевизору. Сценарии, написанные в расчете на продажу и завершенные прежде, чем начались какие-либо переговоры, – составляют менее трети фильмов, которые мы видим на киноэкране, и таких практически не бывает в телесериалах.

Гораздо важнее, чтобы ваш сценарий продемонстрировал таланты и умения сочинителя, чем его немедленная продажа. Конечно, продать сценарий – ваша цель, и прекрасно, когда это происходит, но кроме того, вы должны использовать его как визитную карточку, как литературный образец с расчетом, что он поможет вам получить работу.

Те из вас, кто слушал мои лекции или кого я консультировал, знают мое мнение, что писатели уделяют слишком большое внимание тому, как обзавестись агентом, и слишком мало тому, как написать сценарий, для которого агент просто не нужен. В Голливуде талант и целеустремленность быстро проявляются. И если вы принесете хорошо написанный, эмоционально захватывающий сценарий, имеющий явный коммерческий потенциал, все остальное приложится.

К сожалению, это не значит, что вы можете держать ваш сценарий под подушкой в ожидании волшебницы, которая принесет вам контракт сразу на три фильма. Развивать отношения и добиваться того, чтобы ваш текст был прочитан, – необходимое условие вашего успеха.

Я говорю сейчас о продаже. О старом добром умении продавать, обивая пороги, стучась в каждую дверь и обзванивая всех, кого нужно. Если ваша задача пробиться в качестве сценариста, вы не можете все время сидеть взаперти и писать. Вам придется признать, что часть вашей работы подразумевает риск быть отвергнутым, что вы будете испытывать разочарования и неловкость, навязываясь людям, от которых зависит ваше будущее в кино.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: