Контракт на разработку сценария

 

Теперь, когда вы понимаете, как работает опцион на покупку, я должен сообщить, что так почти никогда не бывает. Большая часть того, что вы видите на большом экране, и почти все на телевидении – результат разработки.

До того как я начал заниматься кинобизнесом, я думал, что фильмы и телешоу делаются так: писатель работает, как раб на галерах, пока не напишет полный сценарий фильма, который покупается киностудией. Студия нанимает актеров, режиссера и т. д., и сценарий превращается в то, что вы видите на экране.

Такой процесс, очевидно, слишком прост и логичен для Голливуда. Так возник контракт на разработку.

Разработка сценария означает, что сценаристу платят вперед за то, чтобы он изложил на бумаге киноисторию. Сценарист – наемник, а сценарий полностью принадлежит продюсеру, студии или телекомпании, которая платит. Принцип во многом такой же, как в случае изобретателя, который создает какую-нибудь новую штуковину, будучи сотрудником Apple Computer. Он может получать зарплату, гонорары, бонусы, но владеет изобретением Apple.

Хорошая новость относительно контрактов на создание сценария состоит в том, что они предоставляют намного больше работы, чем кажется. На 10–20 художественных сценариев, которые разрабатываются в Голливуде, лишь один заканчивается постановкой.

Путь, который ведет к контракту на создание сценария, может выглядеть примерно так.

Вы искали представителей четырех категорий людей, обладающих властью, так, как это описано в главе 9. Потом в один прекрасный день вам звонит продюсер и говорит: «Я прочитал ваш сценарий, и он мне понравился. Но я не хочу делать такой фильм, так как это слишком дорого / всем известно / вне сферы моих интересов / трудно продать / трудно найти актеров / претенциозно / деликатно / или все вместе взятое. У вас нет каких-нибудь других идей?

Иными словами, теперь продюсер (либо редактор сценарного отдела, руководитель студии или инвестор) увидел ваш талант, и он хочет запустить другой проект с вашим участием. Вот почему категорически важно иметь завершенный сценарий. Никто не захочет платить человеку за создание сценария, если он не доказал свою способность выступать в качестве сценариста.

После того как вы заявили о себе продюсеру, вы можете предлагать ему другие истории для разработки. Тогда и только тогда наступает время для тритментов и питчей.

 

Тритменты

 

Тритмент – это изложение предварительной версии киноистории, обычно от 5 до 12 страниц. Более короткие тритменты иногда называют аутлайном. Как и в случае с полным сценарием, ваша главная задача – вызвать у читателя эмоции.

Тритмент выглядит как короткая история, поскольку он оформляется, как обычный текст с абзацами и кавычками, и не в виде сценария. Однако тритмент всегда пишется в настоящем времени, исходя из принципа: на странице нет ничего, что не происходит на экране. Таким образом тритмент, так же как и сценарий, не может содержать мысли персонажей, авторские ремарки или редакционную прозу. Тритмент состоит полностью из действий, описаний и диалогов.

Тритмент следует всем основным принципам относительно концепции, персонажей и структуры: герой, с которым мы себя идентифицируем; мотивация и конфликт; три отдельных акта, опирающихся на внешнюю мотивацию (хотя акты никогда не обозначаются); а также использование по возможности большинства структурных принципов и приемов, описанных в главе 5. С помощью тритмента вы описываете историю только в самых общих чертах; менее значимые сцены, второстепенные персонажи и большая часть диалогов опускаются. В случае комедий в тритменте требуется немного больше диалогов, чтобы передать юмор и проиллюстрировать вашу способность написать веселые строки в окончательной версии сценария.

Чем короче ваш тритмент, тем лучше; 5–10 страниц – идеально. 30-страничный тритмент настолько детальный и требует так много времени на прочтение, что его можно уже писать в формате сценария. Лучшие тритменты сразу же привлекают читателя, ясно описывают захватывающую историю и оставляют его с желанием продолжать. Образец тритмента вы найдете в Приложении Б.

 

Питчи

 

Питч, как я говорил в предыдущей главе, это устная презентация предлагаемой вами киноистории. Уже само слово питч говорит, что это реклама. Питчи бывают двух категорий. То, что я именую шестидесятисекундным питчем (который называют иногда телефонным питчем или презентацией в лифте), это очень короткая презентация вашего проекта, когда ваша главная задача – побудить кого-то прочитать написанный вами сценарий. Вторая категория питча – питч-встреча – предполагает возможность встретиться лично с представителем, продюсером или финансистом для более долгого и детального описания истории для пока еще не написанного сценария. Цель шестидесятисекундного питча – добиться прочтения вашего сценария; цель питча-встречи – заключить договор о написании сценария, убедив присутствующих в том, что предлагаемый вами сценарий достоин финансирования.

Питч-встречи иногда становятся возможностью продемонстрировать ваш подход к работе над собственным сценарием или рерайту сценария, который есть у продюсера. Вы можете быть одним из нескольких потенциальных авторов, соревнующихся за право быть нанятым на какой-то конкретный проект.

Питчинг истории может потребовать от 15 до 30 минут, и опять-таки, как правило, короткий вариант предпочтителен. Вы просто рассказываете вашу идею истории таким образом, чтобы ясно показать художественный и коммерческий (особенно коммерческий) потенциал фильма.

Обычно питч начинается с вводных слов, призванных овладеть вашей аудиторией, после чего описываются наиболее яркие и важные моменты истории. Принципы относительно концепции, персонажей и структуры для питча те же, что и для завершенного сценария.

Преподнося свою историю, доставайте из загашника все трюки, на которые вы способны, лишь бы взволновать слушателей. Хорошенько отрепетируйте питч, прежде чем выступать перед публикой. Шпаргалки вполне допустимы, если они помогут лучше преподнести вашу историю. Некоторые писатели исполняют сцены из своего сценария, ломают комедию, истошно вопят, скачут туда-сюда, чтобы выжать эмоции из слушателей. Выбирайте для себя то, что лучше всего работает в вашем случае.

Но не беспокойтесь, что ваши шансы упадут в случае, если вы не устроите цирковое представление. Некоторые люди от природы одарены талантом очаровывать покупателя, демонстрируя свой юмор и талант. Другие – нет. В конечном итоге сама история должна продавать ваш проект. Если вы доступно и эмоционально донесете захватывающую историю, можно спокойно обойтись и без бутафории и трюков.

А что, если продюсер хочет познакомиться с вашими идеями, а вы работаете над следующим сценарием и у вас нет тритментов? Что делать?

Вы лезете в ваш блокнот или компьютер, которые приобрели, прочитав главу о концепции истории, и просматриваете все идеи, записанные вами с того момента, как вы начали ежедневно все записывать. Вы обсуждаете их, комбинируете и выбираете одну, две или три концепции, способные, по вашему мнению, привлечь большинство потенциальных продюсеров.

Затем вы излагаете лучшие из этих идей в форме тритмента или питча, в зависимости от желания продюсера. Их вы и представите продюсеру в надежде, что он предложит вам написать сценарий. Не пишите тритменты, пока вас не попросят. Пока вы не проявили себя перед руководителем, который захочет познакомиться с вашими идеями, тритменты бесполезны. А после презентации вашего тритмента или питча человеку, обладающему властью, возвращайтесь к написанию вашего сценария, пока кто-то еще не попросит вас показать ваш материал или пока вам не предложат контракт на разработку сценария.

Я говорю здесь только о тритментах, написанных по требованию. Если вы находите полезным для себя описать ваши собственные идеи, прежде чем реализовать их в готовом сценарии, разумеется, вы можете это сделать. Возможно, вам понадобится поработать с консультантом по подготовке тритмента вашей истории, чтобы до того, как начать писать сценарий, убедиться, что концепция, персонажи и структура незаурядны. Но не останавливайтесь, когда тритмент будет сделан, в надежде, что его одного будет достаточно для того, чтобы привлечь продюсера. Единственный способ стать сценаристом – писать сценарии. Некоторые опытные сценаристы никогда не пишут тритменты, поскольку хотят, чтобы первый черновик сценария принадлежал только им. Тритменты дают другим право вмешиваться в ваше творение раньше, чем вы получите возможность делать это по-своему. Сделки только с готовыми сценариями, по крайней мере, позволяют вам понять собственное видение материала, прежде чем кто-то другой начнет его менять.

Договоры на разработку не всегда подразумевают вашу собственную концепцию. Если продюсер или финансист действительно в восторге от вашей работы, или если вы уже признанный сценарист, вам могут дать возможность писать (или переписывать) концепцию, или роман, или историю, или сценарий, права на который уже принадлежат продюсеру. Тогда вы просто решаете, желаете ли вы заниматься проектом и заключать договор.

 

Детали сделки

 

Деньги, которые вам платят по договору на разработку, – это ваше вознаграждение за написание сценария, а не покупная цена. В противном случае договор на разработку включает те же самые базовые элементы, что и опцион на покупку: процент чистой прибыли; момент, до которого не может быть нанят другой автор; участие в сиквелах, спин-оффах и ремейках; дополнительные права и т. д.

По контракту на разработку платят обычно меньше, чем за продажу завершенного сценария, особенно если это художественные фильмы категории «арена». В случае опционного соглашения продюсер получает проверенное качество, и его риски связаны только c доходами от готового фильма. При договоре на разработку есть дополнительный риск, что к моменту, когда вы закончите сценарий, продюсер не найдет денег на производство фильма. Но вам должны заплатить за работу, независимо от того, насколько хорош окажется результат.

Однако, если по сценарию, за написание которого вам заплатили, будет поставлен фильм, вы, вероятно, получите бонус, который приравняет ваш контракт к прямой продаже.

Договор на разработку может включать опцион на историю как таковую, который действует по тому же принципу, что и опцион на завершенный сценарий. Продюсер получает право на ваш сценарий за денежную сумму Х на период времени Y. В течение этого времени вы не можете заключать договор на вашу историю ни с кем другим, и продюсер платит за это исключительное право. В течение этого периода продюсер постарается найти деньги, чтобы заплатить вам за написание сценария. Если ему это удастся, вы получите деньги за сценарий, если нет, у вас останется сумма опциона и право предлагать вашу историю другому покупателю.

Договоры на разработку часто бывают «поэтапными». Сначала опцион на историю, затем вам платят за написание тритмента, потом – за работу над сценарием, далее продюсер имеет право на оговоренное число рерайтов, и после этого вам платят еще за дополнительные рерайты.

Момент, когда вы дальше не обязаны переписывать, оговаривается. Иными словами, если вы подписали такой контракт, продюсер может оплатить только тритмент, а потом нанять другого автора писать сценарий. Вы, очевидно, надеетесь на как можно более поздний момент прекращения обязательств. Чем более вы признаны как автор и чем больше кто-то хочет вашу идею, тем больше у вас на это шансов.

Обычно график оплаты вашего участия при договоре на разработку следующий: одна треть за то, чтобы начать сценарий, одна треть после первой версии и одна треть по завершении рерайта. Когда ваши обязательства выполнены и финансист оплатил полную сумму, он имеет права на экранизацию вашего сценария навсегда.

Что касается слова «навсегда», существует такая оговорка. Если в течение определенного периода времени продюсер не снял фильм по написанному вами сценарию, сделка пересматривается. Вы имеете право заключить контракт на сценарий с другими продюсерами и финансистами. Если у вас есть продюсер, который хочет приобрести права на сценарий, то продюсер, купивший права первоначально, должен продать их. Однако этот первый продюсер имеет право на все деньги, затраченные в процессе разработки, – оплату вашего труда и юридических услуг, офисные расходы, зарплаты сотрудникам и все, что может по закону относиться к работе над вашим сценарием.

Иногда эти цифры оговариваются. Первый продюсер, как правило, рад хотя бы частично покрыть свои расходы на мертвый проект. Но если его подтвержденные расходы покрыты, от него требуется передать права.

 

Штатный автор

 

Третий способ заработка для сценариста – быть штатным автором телесериалов. Такая работа имеет разные названия и подразумевает разную ответственность, и это единственные оплачиваемые должности сценариста на вечерних телепередачах и в художественном кино.

Когда-то студии имели своих сценаристов в штате для создания киносценариев, но эти времена давно прошли вместе со сдвоенными киносеансами и работающими по контракту актерами.

Признанные сценаристы могут подписать с телекомпанией эксклюзивный контракт, или сделку с правом первого отказа. Популярные сценаристы, получающие еженедельную зарплату, почти всегда работают штатными авторами сериалов.

Должность штатного писателя можно получить после того, как вы доказали свой талант, поработав внештатно над отдельными сериями. Когда вы показали продюсерам конкретных серий, что вы выполняете взятые на себя обязательства, тогда вас могут взять в штат.

Штатный автор работает ежедневно, как на обычной работе, участвует вместе с другими коллегами в мозговых штурмах, вносит свои идеи, пишет и переписывает сценарии для отдельных серий, а потом опять переделывает их с учетом пожеланий режиссеров и кинозвезд.

Создатели (или соавторы) сериалов тоже получают зарплату и вознаграждения в соответствии с занимаемыми ими должностями, но вдобавок они получают роялти и авторские гонорары, начисляемые за каждый показ в эфире.

Продюсер сериала получает даже больше по каждому из этих источников (зарплата, гонорары, авторские отчисления). В отличие от фильмов категории «арена», в телесериалах продюсеры – это почти всегда выдвинувшиеся штатные сценаристы.

Высший уровень продюсера – это шоураннер – ведущий сценарист, контролирующий весь сериал. Годовой доход исполнительного продюсера «долгоиграющего» сериала (при этом он может быть еще и автором, и шоураннером) может превышать $1 млн в год.

Позвольте мне привести конкретный пример того, как может развиваться такая карьера.

Когда-то в стародавние времена, когда я приехал в Голливуд, чтобы во всеуслышание заявить о себе, туда прибыл один писатель из глубинки, где он писал статейки для местного журнала о кино. У него под мышкой было пять завершенных сценариев, написанных им в свободное время. Начались его хождения по мукам, многочисленные отказы со стороны агентов, пока он не встретил агента, на которую произвело впечатление число готовых сценариев. Она согласилась представлять его интересы.

Он сказал ей, что в конечном счете хотел быть стать режиссером художественных фильмов, но пока готов писать то, что она посоветует, в том числе для телевидения. Она предложила ему писать сценарии серий для двух разных полицейских телесериалов, которые в то время шли в эфире, и подключила его к сериалам, которые были в работе.

Один из редакторов того сериала (но не тот, для которого автор написал пробный сценарий) признал его талант, и нашему герою предложили изложить идеи по нескольким сериям для сериала этого самого редактора. Одна из историй редактору понравилась, и со сценаристом заключили договор на разработку. Фильм так и не был поставлен.

Но штатным писателям сериала понравилась его работа, поэтому последовала еще одна сделка. Этот второй сценарий был использован, и писателя заметили в профессиональном мире.

Так он стал занимать должность штатного автора в разных сериалах. Потом писателя на год наняли в качестве редактора сценарного отдела на другой сериал, а потом на два года – на третий.

В конечном итоге сценарист стал писать пилоты для новых сериалов, в которых выступал в качестве соавтора и сопродюсера, получая доход, измеряемый семизначными числами.

Теперь, прежде чем отбрасывать ваш киносценарий и начать анализировать каждую серию «Теории большого взрыва», поймите, что не все авторы серий достигли финансового успеха, который я описал выше. Но порядка 70 прайм-таймовых сериалов в настоящее время идут по пяти главным каналам, плюс еще больше по кабельным, таким как TNT, FX, Bravo, HBO и Showtime. Над каждым из таких сериалов работает по меньшей мере шесть штатных писателей, а обычно намного больше. Все ли они счастливы? Вероятно, нет. Но они хорошо зарабатывают.

Повторяю, вопрос, который нужно постоянно задавать себе: «Приносит ли мне написание сценариев радость?» Если ответ отрицательный, не думайте о деньгах и поищите профессию, в которой вы лучше реализуете свой талант». Если ответ «да», тогда действуйте.

 

Краткий обзор главы

 

1. Сценарист может зарабатывать деньги тремя способами:

• продажа сценария;

• договор на создание сценария;

• должность штатного писателя.

2. Продажа сценария осуществляется на основе опциона на покупку. Опцион – это исключительное право на покупку за определенную сумму денег на определенный период времени.

3. Детали сделки, обсуждаемые при опционе на покупку, включают следующее:

• опционную премию;

• оговорку о количестве переделок;

• эксклюзивность;

• гарантированное количество рерайтов;

• бонусы;

• процент от чистой прибыли;

• участие в сиквелах, спин-оффах и ремейках;

• дополнительные права;

• оговорку о передаче прав.

4. В договоре на разработку продюсер или финансист нанимает сценариста, чтобы он написал сценарий, в основе которого лежит его собственная идея или концепция продюсера.

5. Тритмент – это версия киноистории, изложенная прозой на 5–10 страницах с соблюдением основных принципов написания сценария.

6. Питч – устная презентация:

• питч по телефону или в лифте – шестидесятисекундная презентация с целью убедить кого-то прочитать вашу работу;

• питч-встреча – возможность представить вашу историю за 10–30 минут или более, обычно с целью убедить покупателя приобрести сценарий.

7. В случае договора на разработку писателя нанимают писать сценарий по заказу покупателя, при этом в его основе может лежать собственная концепция писателя, идея покупателя или произведение, которое надо адаптировать или переписать.

8. Поэтапная сделка – это договор на разработку, в котором описана каждая стадия процесса – тритмент, сценарий, рерайты – плюс вознаграждения на каждом этапе и количество гарантированных оплачиваемых рерайтов, прежде чем будет нанят другой писатель.

9. Штатные писатели, редакторы и продюсеры сценариев телесериалов могут получать как гарантированную зарплату, так и оговоренные вознаграждения за сценарии серий, которые пишут, плюс роялти за повторное воспроизведение в эфире.

 

Часть четвертая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: