Власть профессии сценариста

 

С самой первой страницы этой книги я говорил о необходимости вызывать у читателя или зрителя эмоции. Для вас как сценариста и для всех, кто делает кино, это главная задача.

Есть два основных пути достижения эмоционального отклика. Один – через голову. Другой – через гланды.

Первый способ заставляет человека думать, шевелить мозгами.

Второй – разгоняет кровь и другие жидкости организма.

Оба хороши. Нет ничего плохого ни в том, ни в другом. Но если каждый из них использовать как единственный, он приобретает эзотерический характер. Это значит, что исключительный выбор одного способа ограничивает вашу потенциальную аудиторию.

Если вы действуете только через гланды, – пытаясь напугать или возбудить человека, – то докатитесь до мочилова и порнографии. А у такого кино аудитория ограниченная.

Если вы пытаетесь заставить людей думать, результатом может стать провокационное интеллектуальное упражнение, которое посмотрят 5–10 человек в подвальном помещении какого-нибудь колледжа. Поскольку и для такого кино аудитория ограниченная.

Трагедия первой ситуации состоит в огромном количестве фильмов, лишенных очевидной мысли или какого-либо вклада в понимание человека. Еще более трагична вторая ситуация, так как профессионалы кино, которые хотят донести до людей важные мысли, не могут найти аудиторию или даже просто добиться того, чтобы фильм был снят. Выход из ситуации – в сочетании этих подходов. Если вы понимаете воздействие кино, заставляющее людей волноваться, бояться, смеяться, плакать, и используете эту способность для того, чтобы затронуть их глубинные чувства и мысли, значит, вам доступна огромная власть, какой может обладать артист, сценарист, режиссер.

Вот что значит достучаться до человеческих сердец.

Именно этого я желаю всем, кто читает эту книгу.

А теперь настройтесь на радость, соберитесь с силами и начинайте писать.

 

 

Приложение А

Вопросы, которые мне часто задают

 

Давным-давно, в первом издании книги, я начинал это приложение словами: «Я обучал 7000 писателей в Соединенных Штатах, Канаде и Англии, и повсюду возникали вопросы». С тех пор я прочитал лекции 40 000 писателей, режиссерам, психологам, юристам, бизнесменам по всему миру. И услышал, и прочитал намного больше вопросов. Я оставил те, которые по-прежнему актуальны, и добавил новые, которые стали возникать в последующие годы. Я по-прежнему надеюсь, что ответы помогут прояснить принципы, обсуждаемые по всей книге, и дадут подсказки для ситуаций, с которыми вы можете столкнуться.

 

Где находятся туалеты?

Не знаю, я тоже пока там не был.

 

Вы излагаете все эти правила написания сценариев, но разве эти правила не нарушаются в фильмах «Старикам тут не место», «Криминальное чтиво», «Вечное сияние чистого разума», «Станционный смотритель», «Помни», «Зелиг», «Фотоувеличение», «Крот», «Гражданин Кейн», «Обеденный перерыв на фабрике Люмьера»?

Да, нарушаются.

Суть в том, что ваша цель (как я предполагаю) – популярное кино и телевидение. Поэтому вы и выбрали эту книгу.

Вероятно, для каждого принципа, описанного в этой книге, вы найдете исключение. Но как исключения помогут вам в ваших карьерных устремлениях? Если вы проанализируете фильмы, выходящие за рамки правил, вы увидите, что почти всегда: 1) это малобюджетное кино, финансируемое независимо от голливудской системы, или 2) сценарий был написан профессионалами с именем, которые могли себе позволить неординарный проект; 3) даже при солидном положении создателей работа над таким фильмом отняла у них годы; 4) и пусть какие-то правила в их фильмах нарушаются, большинство принципов, описанных в этой книге, все же в них соблюдено.

Сценаристы, эффективно ломающие стереотипы, – это те, кто осознанно или инстинктивно уже знают, каковы основные правила создания хорошего сценария, и решают переступить через какие-то из них, чтобы подстегнуть эмоции. Если это ваша ситуация, можете поступать так со своим сценарием.

Главное, от чего я хочу предостеречь вас, это от нарушения правил потому, что вы не знаете их, или потому, что вас настолько увлекли исключения, что вы запутались, или потому, что вы предпочитаете игнорировать их, не желая следовать формуле.

Сочинение сценария предполагает следования формуле. Сценарий имеет, вероятно, больше ограничений с точки зрения длины, стиля, темы, словаря, коммерческих соображений, чем любая форма писательства, за исключением разве что хайку. Если вам органически чужды такие параметры, тогда пишите что-то другое.

Если вы пытаетесь начать карьеру, намного полезнее найти примеры, подтверждающие эти правила и формулы написания сценария, с тем, чтобы улучшить их понимание и собственные способности их реализации. Это действительно целесообразно. Потом уже, когда у вас появится авторитет, вы можете с успехом нарушать правила, а финансисты будут доверять вашим суждениям в силу вашего послужного списка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: