А) ОТКРЫТЫЕ (предполагающие любой ответ в любой форме) и ЗАКРЫТЫЕ (с предполагаемыми вариантами ответов)
Б) ПРЯМЫЕ (понимаемые буквально) и ЗАВУАЛИРОВАННЫЕ (КОСВЕННЫЕ) (с заложенным скрытым от респондента смыслом)
Прямой: Если вас не устраивают условия труда, не могли бы вы указать, какие именно (отметьте все походящие пункты):
1 - Организация работы ⠀⠀⠀⠀⠀⠀3 - Отношения с руководством
2 - Неустойчивый заработок ⠀⠀⠀4 - Неинтересная работа
Косвенный: Вы сказали, что подумываете о переходе на другую работу. Куда бы вы хотели перейти?
1 - В другое подразделение, без изменения специальности (подразумевается: неудовлетворенность организацией, условиями труда, взаимоотношениями с другими работниками и руководством)
2 - Хотел бы сменить специальность (подразумевается: неудовлетворенность содержанием работы по специальности и, возможно, желание повысить заработок)
3 - На любое другое место с повышением заработка (подразумевается: неудовлетворенность заработком при “прохладном” отношении к содержанию работы)
|
|
В) ЛИЧНЫЕ и БЕЗЛИЧНЫЕ ⠀
Личный: “А теперь нам бы хотелось бы узнать Ваше личное мнение по...”
Безличный: “Существует мнение, что природные заповедники категорически нельзя использовать в туристических целях. Что вы думаете по этому поводу?”
Г) КОНТРОЛЬНЫЕ (для проверки на искренность)
Д) ВОПРОСЫ-ФИЛЬТРЫ и ЗАВИСИМЫЕ ВОПРОСЫ
Ошибка: совмещение вопроса-фильтра с зависимым вопросом в одном вопросе.
Е) ТАБЛИЧНЫЕ
Построение шкал в анкете
Дихометрическая шкала
Ваш пол? ⠀⠀1 - мужской ⠀⠀2 - женский
Шкала множественного выбора
В каких социальных сетях вы зарегистрированы? (отметьте все подходящие варианты):
1 - Вконакте ⠀⠀⠀⠀⠀⠀4 – Twitter
2 - Одноклассники ⠀⠀5 - Инстаграм
3 – Facebook ⠀⠀⠀⠀⠀⠀6 - Другое (укажите)_________
Шкала Лайкерта
Укажите на представленной ниже шкале, насколько вы удовлетворены совершённой Вами поездкой (1 - совершенно не удовлетворён, 10 - полностью удовлетворён):
1⠀⠀⠀2⠀⠀⠀3⠀⠀⠀4⠀⠀⠀5⠀⠀⠀6⠀⠀⠀7⠀⠀⠀8⠀⠀⠀9⠀⠀⠀10
Ранжирующая шкала
Распределите транспортные средства для совершения турпоездки в порядке Вашего предпочтения
q Поезд
q Самолёт
q Автомобиль
q Морской лайнер
Парная сравнительная шкала
Отметьте в каждой паре суждений то суждение, с которым вы в согласны в большей степени
1) ⠀1 - Современная молодежь менее религиозна, чем старшие поколения
⠀⠀⠀2 - Современная молодежь более религиозна по сравнению со старшими поколениями, воспитанными в духе атеизма
|
|
2) ⠀1 - От мигрантов из стран ближнего зарубежья больше вреда, т.к. они создают угрозу национальной безопасности, способствуют напряженности в межнациональных отношениях
⠀⠀⠀2 - От мигрантов из стран ближнего зарубежья больше пользы, т.к. они занимают свою нишу на рынке труда, выполняя ту работу, которую не хочет выполнять местное население
Сравнительная шкала
По сравнению с обычным гамбургером этот новый гамбургер
□ Лучше ⠀ ⠀ ⠀ □ Такой же ⠀ ⠀ ⠀□ Хуже
Оценочная шкала
Оцените по 5-балльной шкале общее состояние занятий по физической культуре и спорту в вашем вузе
1⠀⠀⠀2⠀⠀⠀3⠀⠀⠀4⠀⠀⠀5
Насколько важны результаты предстоящих выборов лично для Вас?
1 - Очень важны ⠀⠀⠀4 - Совсем не важны
2 - Важны ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀5 - Затрудняюсь ответить
3 - Не важны
Метод социологического интервью. Сущность метода, его виды, особенности проведения. Преимущества и недостатки. Правила подготовки и проведения интервью. Психологические проблемы интервью.
Интервью – способ научного исследования, который использует процесс вербальной коммуникации, чтобы получить информацию в зависимости от намеченной цели. Исходя из этого можно сделать следующие логические выводы и предположения:
а) Как элемент научного исследования интервью должно быть подготовлено и обосновано соответствующим образом;
б) Как коммуникативный процесс интервью присущи свои лингвистические и психологические особенности;
в) Как способ получения информации интервью предполагает ее перевод из устного в текстовое состояние;
г) Как целенаправленный процесс, интервью должно быть упорядоченно и последовательно.
Классификация
По степени свободы собеседника различают:
1) Глубинное интервью (свобода в способе ведения беседы и в форме ответов; гипотеза отсутствует);
2) Свободное (гипотеза формулируется заранее, интервьюер свободен в постановке вопросов, но лишь по теме исследования);
3) Фокусированное, или полустандартизованное (с перечнем необходимых и возможных вопросов);
4) Стандартизованное (проводится на основе опросного листа с открытыми или закрытыми вопросами, задаваемыми в определенном порядке и фиксированной формулировкой).
В зависимости от числа респондентов проводится индивидуальное и групповое интервью.
От способа общения – личное и телефонное;
От частоты проведения – однократное, повторное и многократное.
От объекта и целей:
1) интенсивное (для исследования структур или типов ответов) и
2) экстенсивное (многократные беседы с охватом большого числа респондентов);
От уровня подготовки респондентов:
1) директивное (с хорошей осведомленностью о причинах своих действий)
2) недирективное (с недостаточной осведомленностью)
Преимущества и недостатки интервью.
Преимущества | Недостатки |
Стандартизованное интервью | |
Большая сопоставимость полученных данных | Неоднозначность понимания тех или иных вопросов разными людьми |
Большая устойчивость при повторных опросах | Затруднения в контакте в силу формального характера опроса |
Минимальность ошибок в формулировках вопросов | Отсутствие возможности для дополнительных вопросов |
Возможность работы невысококвалифицированного интервьюера. | |
Нестандартизованное интервью | |
Возможность стандартизации смысла вопросов, а не внешних факторов | Основной недостаток – порой трудная сопоставимость полученных данных вследствие вариаций либо даже ошибок в постановке вопросов и их последовательности. |
Большая обоснованность в силу своей естественности | |
Приспосабливаемость к индивидуальным ситуациям | |
Возможность получения более глубокой информации |
Правила подготовки и проведения интервью.
|
|
• Последовательность вопросов. В начале задаются более легкие, нейтральные либо контактные вопросы, лишь затем – более сложные и дискуссионные; вопросы о фактах предшествуют вопросам об оценках и отношениях.
• Формулировка вопросов. Здесь предпочтительнее косвенные вопросы – воизбежанее слишком личной реакции. Следует избегать использования многозначных слов и абстрактных понятий, стремиться к конкретным выражениям и определениям.
• Темп и продолжительность. Они зависят от обстановки и условий проведения интервью. Не следует допускать пауз и забывать о психологической разрядке. При появлении чувства усталости у респондента интервью либо прерывается, либо откладывается.
• Завершение интервью происходит, когда ответы на все вопросы получены или истекло отведенное время.
• Регистрация ответов. Существует несколько ее видов:
⠀⠀ · запись по ходу беседы (трудоемко и требует ассистента);
⠀⠀ · полевое кодирование (предполагает наличие кодировочного листа и предварительного инструктажа);
⠀⠀ · звукозапись (требует предварительного согласия респондента);
⠀⠀ · запись по памяти (весьма несовершенно).
Иногда в ходе интервью или после него фиксируются некоторые дополнительные обстоятельства: поведение респондента, его реакция на отдельные вопросы, общее отношение и т.п.
Психологические проблемы интервью.
В этом вопросе, в первую очередь, называют две проблемы: «эффект интервьюера» (влияние пола, возраста, внешнего вида и личностных качеств интервьюера на результаты интервью) и взаимовнушение взглядов интервьюера и респондента во время интервью.
Качества, необходимые интервьюеру:
• честность ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀• общительность;
• соблюдение инструкций; ⠀⠀• высокий уровень культуры, ⠀
• внимательность и ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀образованность
⠀наблюдательность ⠀⠀⠀⠀⠀⠀ • терпение, умение выслушать;
|
|
• умение говорить понятно ⠀ • отсутствие жесткости, требователь
⠀ и неторопливо; ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ности и властности
Наблюдение как метод сбора социальной информации. Виды наблюдения. Характеристика процесса подготовки и проведения наблюдения. Преимущества и недостатки метода. Психологические проблемы наблюдения.
Метод наблюдения — это метод сбора первичной информации путём непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определённых условиях.
Специфика метода наблюдения
1) Даёт ретроспективную и перспективную информацию
2) Даёт возможность наблюдать актуальное поведение людей в момент осуществления каких-либо действий
3) Позволяет оценить процесс взаимодействия людей
4) Позволяет наблюдать, как разворачиваются отношения в группе.
Виды наблюдений