Характеристика вопросов анкеты

А) ОТКРЫТЫЕ (предполагающие любой ответ в любой форме) и ЗАКРЫТЫЕ (с предполагаемыми вариантами ответов)

Б) ПРЯМЫЕ (понимаемые буквально) и ЗАВУАЛИРОВАННЫЕ (КОСВЕННЫЕ) (с заложенным скрытым от респондента смыслом)

Прямой: Если вас не устраивают условия труда, не могли бы вы указать, какие именно (отметьте все походящие пункты):

1 - Организация работы ⠀⠀⠀⠀⠀⠀3 - Отношения с руководством

2 - Неустойчивый заработок ⠀⠀⠀4 - Неинтересная работа

Косвенный: Вы сказали, что подумываете о переходе на другую работу. Куда бы вы хотели перейти?

1 - В другое подразделение, без изменения специальности (подразумевается: неудовлетворенность организацией, условиями труда, взаимоотношениями с другими работниками и руководством)

2 - Хотел бы сменить специальность (подразумевается: неудовлетворенность содержанием работы по специальности и, возможно, желание повысить заработок)

3 - На любое другое место с повышением заработка (подразумевается: неудовлетворенность заработком при “прохладном” отношении к содержанию работы)

В) ЛИЧНЫЕ и БЕЗЛИЧНЫЕ ⠀

Личный: “А теперь нам бы хотелось бы узнать Ваше личное мнение по...”

Безличный: “Существует мнение, что природные заповедники категорически нельзя использовать в туристических целях. Что вы думаете по этому поводу?”

Г) КОНТРОЛЬНЫЕ (для проверки на искренность)

Д) ВОПРОСЫ-ФИЛЬТРЫ и ЗАВИСИМЫЕ ВОПРОСЫ

Ошибка: совмещение вопроса-фильтра с зависимым вопросом в одном вопросе.

Е) ТАБЛИЧНЫЕ

Построение шкал в анкете

Дихометрическая шкала

Ваш пол? ⠀⠀1 - мужской ⠀⠀2 - женский

Шкала множественного выбора

В каких социальных сетях вы зарегистрированы? (отметьте все подходящие варианты):

1 - Вконакте ⠀⠀⠀⠀⠀⠀4 – Twitter

2 - Одноклассники ⠀⠀5 - Инстаграм

3 – Facebook ⠀⠀⠀⠀⠀⠀6 - Другое (укажите)_________

Шкала Лайкерта

Укажите на представленной ниже шкале, насколько вы удовлетворены совершённой Вами поездкой (1 - совершенно не удовлетворён, 10 - полностью удовлетворён):

1⠀⠀⠀2⠀⠀⠀3⠀⠀⠀4⠀⠀⠀5⠀⠀⠀6⠀⠀⠀7⠀⠀⠀8⠀⠀⠀9⠀⠀⠀10

Ранжирующая шкала

Распределите транспортные средства для совершения турпоездки в порядке Вашего предпочтения

q Поезд

q Самолёт

q Автомобиль

q Морской лайнер

Парная сравнительная шкала

Отметьте в каждой паре суждений то суждение, с которым вы в согласны в большей степени

1) ⠀1 - Современная молодежь менее религиозна, чем старшие поколения

⠀⠀⠀2 - Современная молодежь более религиозна по сравнению со старшими поколениями, воспитанными в духе атеизма

2) ⠀1 - От мигрантов из стран ближнего зарубежья больше вреда, т.к. они создают угрозу национальной безопасности, способствуют напряженности в межнациональных отношениях

⠀⠀⠀2 - От мигрантов из стран ближнего зарубежья больше пользы, т.к. они занимают свою нишу на рынке труда, выполняя ту работу, которую не хочет выполнять местное население

Сравнительная шкала

По сравнению с обычным гамбургером этот новый гамбургер

□ Лучше ⠀ ⠀ ⠀ □ Такой же ⠀ ⠀ ⠀□ Хуже

Оценочная шкала

Оцените по 5-балльной шкале общее состояние занятий по физической культуре и спорту в вашем вузе

1⠀⠀⠀2⠀⠀⠀3⠀⠀⠀4⠀⠀⠀5

Насколько важны результаты предстоящих выборов лично для Вас?

1 - Очень важны ⠀⠀⠀4 - Совсем не важны

2 - Важны ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀5 - Затрудняюсь ответить

3 - Не важны

Метод социологического интервью. Сущность метода, его виды, особенности проведения. Преимущества и недостатки. Правила подготовки и проведения интервью. Психологические проблемы интервью.

Интервью – способ научного исследования, который использует процесс вербальной коммуникации, чтобы получить информацию в зависимости от намеченной цели. Исходя из этого можно сделать следующие логические выводы и предположения:

а) Как элемент научного исследования интервью должно быть подготовлено и обосновано соответствующим образом;

б) Как коммуникативный процесс интервью присущи свои лингвистические и психологические особенности;

в) Как способ получения информации интервью предполагает ее перевод из устного в текстовое состояние;

г) Как целенаправленный процесс, интервью должно быть упорядоченно и последовательно.

Классификация

По степени свободы собеседника различают:

1) Глубинное интервью (свобода в способе ведения беседы и в форме ответов; гипотеза отсутствует);

2) Свободное (гипотеза формулируется заранее, интервьюер свободен в постановке вопросов, но лишь по теме исследования);

3) Фокусированное, или полустандартизованное (с перечнем необходимых и возможных вопросов);

4) Стандартизованное (проводится на основе опросного листа с открытыми или закрытыми вопросами, задаваемыми в определенном порядке и фиксированной формулировкой).

В зависимости от числа респондентов проводится индивидуальное и групповое интервью.

От способа общения – личное и телефонное;

От частоты проведения – однократное, повторное и многократное.

От объекта и целей:

1) интенсивное (для исследования структур или типов ответов) и

2) экстенсивное (многократные беседы с охватом большого числа респондентов);

От уровня подготовки респондентов:

1) директивное (с хорошей осведомленностью о причинах своих действий)

2) недирективное (с недостаточной осведомленностью)

Преимущества и недостатки интервью.

Преимущества Недостатки

Стандартизованное интервью

Большая сопоставимость полученных данных Неоднозначность понимания тех или иных вопросов разными людьми
Большая устойчивость при повторных опросах Затруднения в контакте в силу формального характера опроса
Минимальность ошибок в формулировках вопросов Отсутствие возможности для дополнительных вопросов
Возможность работы невысококвалифицированного интервьюера.    

 Нестандартизованное интервью

Возможность стандартизации смысла вопросов, а не внешних факторов Основной недостаток – порой трудная сопоставимость полученных данных вследствие вариаций либо даже ошибок в постановке вопросов и их последовательности.  
Большая обоснованность в силу своей естественности  
Приспосабливаемость к индивидуальным ситуациям  
Возможность получения более глубокой информации  

Правила подготовки и проведения интервью.

• Последовательность вопросов. В начале задаются более легкие, нейтральные либо контактные вопросы, лишь затем – более сложные и дискуссионные; вопросы о фактах предшествуют вопросам об оценках и отношениях.

• Формулировка вопросов. Здесь предпочтительнее косвенные вопросы – воизбежанее слишком личной реакции. Следует избегать использования многозначных слов и абстрактных понятий, стремиться к конкретным выражениям и определениям.

• Темп и продолжительность. Они зависят от обстановки и условий проведения интервью. Не следует допускать пауз и забывать о психологической разрядке. При появлении чувства усталости у респондента интервью либо прерывается, либо откладывается.

• Завершение интервью происходит, когда ответы на все вопросы получены или истекло отведенное время.

• Регистрация ответов. Существует несколько ее видов:

⠀⠀ · запись по ходу беседы (трудоемко и требует ассистента);

⠀⠀ · полевое кодирование (предполагает наличие кодировочного листа и предварительного инструктажа);

⠀⠀ · звукозапись (требует предварительного согласия респондента);

⠀⠀ · запись по памяти (весьма несовершенно).

Иногда в ходе интервью или после него фиксируются некоторые дополнительные обстоятельства: поведение респондента, его реакция на отдельные вопросы, общее отношение и т.п.

Психологические проблемы интервью.

В этом вопросе, в первую очередь, называют две проблемы: «эффект интервьюера» (влияние пола, возраста, внешнего вида и личностных качеств интервьюера на результаты интервью) и взаимовнушение взглядов интервьюера и респондента во время интервью.

Качества, необходимые интервьюеру:

• честность ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀• общительность;

• соблюдение инструкций; ⠀⠀• высокий уровень культуры, ⠀

• внимательность и ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀образованность

⠀наблюдательность ⠀⠀⠀⠀⠀⠀ • терпение, умение выслушать;

• умение говорить понятно ⠀ • отсутствие жесткости, требователь

⠀ и неторопливо; ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ности и властности

Наблюдение как метод сбора социальной информации. Виды наблюдения. Характеристика процесса подготовки и проведения наблюдения. Преимущества и недостатки метода. Психологические проблемы наблюдения.

Метод наблюдения — это метод сбора первичной информации путём непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определённых условиях.

Специфика метода наблюдения

1) Даёт ретроспективную и перспективную информацию

2) Даёт возможность наблюдать актуальное поведение людей в момент осуществления каких-либо действий

3) Позволяет оценить процесс взаимодействия людей

4) Позволяет наблюдать, как разворачиваются отношения в группе.

Виды наблюдений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: