Выборочный» метод в социологии. Понятие выборки, генеральной и выборочной совокупностей, репрезентативности исследования. Типология выборки исследования

В тех случаях, когда объектом исследования является большое количество человек, применяется выборочный метод, позволяющий сделать вполне объективные выводы на основе изучения не множества элементов, составляющих в совокупности объект социологического исследования, а только некоторой их части.

Выборка — это:

1. совокупность тех элементов объекта исследования, которая будет непосредственно изучаться.

2. способы и процедуры отбора элементов объекта исследования.

Генеральная совокупность — это полная совокупность объектов, имеющих отношение к изучаемой проблеме.

Выборочная совокупность — это часть объектов из генеральной совокупности, отобранных для изучения, с тем чтобы сделать заключение обо всей генеральной совокупности. Для того чтобы заключение, полученное путем изучения выборки, можно было распространить на всю генеральную совокупность, выборка должна обладать свойством репрезентативности.

Репрезентативность — это способность выборки представлять изучаемую совокупность. Чем точнее состав выборки представляет совокупность по изучаемым вопросам, тем выше её репрезентативность.

Пример: Совокупность — все учащиеся школы (600 человек из 20 классов, по 30 человек в каждом классе). Предмет изучения — отношение к курению. Выборка, состоящая из 60 учеников только старших классов, гораздо хуже представляет совокупность, чем выборка из тех же 60 человек, в которую войдут по 3 ученика из каждого класса. Главная причина — неравное возрастное распределение в классах. Следовательно, в первом случае репрезентативность выборки низкая, а во втором случае репрезентативность высокая (при прочих равных условиях).

ТИПЫ ВЫБОРОК

1.Случайная выборка. Её особенность заключается в том, что все единицы генеральной совокупности имеют равную вероятность попасть в выборочную совокупность. При случайной выборке выполняется принцип случайности. Например, основой выборки могут выступать списки работников предприятия, телефонные справочники, регистрационные списки владельцев автомобилей, списки избирателей на избирательных участках, домовые книги, а также составленные самим социологом различные списки в зависимости от целей исследования (список улиц, на которых потом проводится отбор респондентов).

Случайная выборка обычно применяется при опросах общественного мнения перед выборами, референдумами и другими массовыми мероприятиями.

Плюсом данного метода является полное соблюдения принципа случайности и, как следствие - избежание систематических ошибок.

 

Недостатки:

1. Необходимость наличия списка элементов генеральной совокупности.

2. Сложность проведения опроса.

3. Сравнительно большой объем выборки.

1.1. Простой случайный отбор. Он предполагает, что:

· генеральная совокупность однородна;

· все её элементы доступны для исследования в одинаковой степени;

· имеется полный список элементов, составляющих генеральную совокупность (или хотя бы репрезентативная основа выборки);

· к этому списку применяются процедуры случайного отбора, с использованием таблиц или компьютерных генераторов случайных чисел».

а) Метод жребия (или лотерейный метод).

б) Метод таблиц случайных чисел.

1.2. Метод систематической (или механической) выборки заключается в том, что из основы выборки, которая представляет собой полный пронумерованный список элементов генеральной совокупности, через равные интервалы (шаги), например каждый второй, третий или десятый, осуществляется отбор заданного числа респондентов. Интервал (k) рассчитывается по формуле: k = N/n; где N - полное число элементов генеральной совокупности, а n – число элементов выборочной совокупности. Первый респондент непременно отбирается случайным образом, по таблице случайных чисел.

1.3. Серийная (гнездовая или кластерная) выборка. Единицами отбора выступают не сами индивиды, а группы (кластеры или гнёзда). Обычно генеральную совокупность расчленяют на естественные гнезда, так как «при формировании искусственных гнезд создаётся трудность отнесения каждого отдельного элемента генеральной совокупности только к одному гнезду и обеспечения приблизительно одинаковых размеров гнезд по определённому признаку. В качестве кластеров выступают семьи, бригады, классы, студенческие группы, школы - при изучении школьников, и больницы - при изучении пациентов, а также районы, города и т.п. После отбора кластеров они, как правило, подвергаются сплошному исследованию, но при необходимости осуществляют выборку из гнезда.

1.4. Стратифицированная выборка. Применяется в тех случаях, «когда цели и задачи исследования требуют вероятностного отбора респондентов по каким-либо групповым критериям», или когда мы имеем дело с неоднородной генеральной совокупностью, или когда она слишком велика, или имеет сложную структуру, и основу выборки для всей генеральной совокупности получить сложно, чем для отдельных её частей. Для повышения точности результатов отбора процедура такой выборки состоит из деления генеральной совокупности на страты («страта» - это социальная, возрастная, или иная группа, буквально «слой»), которые являются однородными и используются для изучения электоральных намерений, социального класса и возраста, отношений к уровню доходов и другое. После определения страт в каждой из них осуществляется простая случайная или систематическая выборка.

Выделяют три способа размещения выборки (для того, чтобы выборка не теряла свой случайный характер):

1. Пропорциональное размещение выборки: из каждой страты отбирается определённый процент (5-10%) единиц отбора, «объем выборки из страты пропорционален размеру страты в генеральной совокупности». Этот способ очень простой и надёжный.

2. Равномерное размещение выборки: из каждой страты отбирается одинаковое число единиц (например, по 200-300). Применяется в случаях, когда исследователю неизвестны объемы страт исходной совокупности.

3. Оптимальное размещение выборки: считается, что самые неоднородные страты должны быть представлены в выборке наибольшим объёмом единиц, а однородные - наименьшим. Этот же способ используется очень редко из-за трудной реализуется в связи с отсутствием информации о вариации признаков в генеральной совокупности.

Когда стратифицированную выборку называют районированной, значит стратификация проходит по территориальному принципу. 2. При неслучайной выборке мы не можем заранее рассчитать вероятность каждого элемента попасть в состав выборочной совокупности. Обычно неслучайный отбор применяют в следующих случаях:

1. Невозможно провести случайный отбор вследствие:

· Ограниченности ресурсов (недостаток денежных средств, нехватка времени, отведённого на проведение исследования, отсутствие списков единиц генеральной совокупности и так далее)

· Этических проблем (нельзя заставить респондента отвечать, если он отказывается)

2. Отсутствие необходимости проведения случайного отбора.

2.1. Направленная (целевая) выборка. Основная задача целевых выборок – получить информационно богатые случаи для последующего их глубокого и многостороннего изучения.

а) Выборка доступных случаев. Одним из её плюсов являются сравнительно низкие издержки на поиск респондентов:

1. доступные респонденты выделены заранее;

2.респонденты выявляются в процессе опроса, поэтому действительное число доступных объектов определяется после его окончания.

Сферы применения: тестирование анкет, отработка процедур опроса, изучение интимных сторон жизни людей, изучение здоровья населения на основе данных об обращениях в больничные учреждения, монографические обследования.

б) Отбор типичных случаев. При его использовании отбираются единицы генеральной совокупности, обладающие средним (или типичным) значением признака в статистическом отношении. Цель - иллюстрирование, иначе говоря, она предполагает качественное описание типичного социального феномена с использованием соответствующих методов.

в) Квотная выборка. Её процедура очень проста: вся изучаемая совокупность делится на социально-демографические группы в соответствии с целями исследования. В качестве критериев разбивки на группы, которые обычно не превышают четырёх, так как в противном случае процедура отбора становится очень сложной, могут выступать: пол, возраст, национальная принадлежность, место жительства и такое прочее. Основываясь на данных официальной статистики, социолог узнаёт пропорции выбранных групп в генеральной совокупности и даёт задания для интервьюеров, указывая, сколько лиц нужно опросить в соответствии с указанными критериями, например, 8 женщин старше 56 лет, 6 мужчин и 7 женщин в возрасте от 35 до 45 лет и 12 женщин до 30 лет, которые проживают в городе Казань, их интервьюеры отбирают по своему усмотрению. В результате получается выборка, которая представляет все заданные пропорции групп в генеральной совокупности.

г) Метод снежного кома обычно применяется для отбора экспертов, особенно по узкой проблеме. Особенность метода состоит в том, что, за исключением первого шага, выбор каждого очередного респондента совершается по указанию респондентов, включённых в выборку на предыдущем шаге. Каждый респондент указывает интервьюеру, где можно найти интересующих его людей (или даже сам связывается с ними и рекомендует интервьюера). Так «выборка постепенно разрастается вширь, подобно снежному кому».

Опрос прекращается:

1.когда имена в списке начинают повторяться;

2.в случае информационного насыщения;

3.как только опрос перестаёт приносить новую информацию

2.2. Стихийная выборка. Исследователь при применении данного метода в некоторой степени контролирует выборку (например, публикуя анкету в журнале, он обращается только к читателям этого журнала), но решение о включении в выборку принимает сам респондент. То есть, её размер заранее часто не известен, а определяется конкретным условием - активностью респондентов. Сферы применения стихийной выборки:

1) анкеты, публикуемые в газетах и журналах;

2) почтовые опросы;

3) опросы покупателей в залах супермаркетов;

4) опрос пассажиров на остановках и в общественном транспорте.

2.3. Многоступенчатая и одноступенчатая выборки. Выборка делится по количеству ступеней в отборе. Одноступенчатая выборка предполагает, что из генеральной совокупности сразу осуществляется отбор респондентов для опроса. Процедура же многоступенчатой выборки включает несколько ступеней, при этом на каждой из них единица отбора меняется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: