К вопросу постройки часовни

В деревне Кошелевичи

 

В преддверии окончания строительства храма в пог. Пенино, крестьянин д. Кошелевичи Ф.Я. Федосеев, имевший жительство не только в деревне, но и в С.-Петербурге, решил выстроить в родной деревне Св.-Рождественскую часовню, одноименную приходскому храму. В связи с этим он обратился к профессиональному архитектору в С.-Петербурге, который составил соответствующий проект, который Федосеев подал согласно существующего положения в Строительное отделение С.-Петербургского губернского правления.

Проект Федосеева был рассмотрен и признан годным к исполнению. После этого небывалая для деревни работа, видимо, была исполнена мастерами, которые трудились на строительстве храма.

О дате освящения часовни в д. Кошелевичи документов утвердительно не найдено. Между тем, из газетного сообщения П.Я. Яновского 1900 г. известно, что крестьянин Федосеев, имя и отчество которого, к сожалению не известны, внес самый значительный вклад в благоустроение нового каменного храма в пог. Пенино. – Он заказал и соорудил на собственные деньги большой иконостас основного придела, а так же даровал в храм высеребренный престол:

«Иконостас [в храме пог. Пенино], весь золоченый, стоимостью свыше 10 т. р.; св. престол металлический, высеребренный, чеканной работы, – жертва местного прихожанина Федосеева»[345].

На внехрамовом кладбище пог. Пенино имеется могила семьи Федосеевых, на которой сохранился большой черный памятник дореволюционной работы. Возможно, что когда-то исследователи смогут восстановить хоть что-то из истории семьи Федосеевых, о которой сегодня известно мало.

 

***

 

21 октября 1894 г.

В строительное Отделение

С.Петербургского

Губернского правления

Крестьянина деревни

Кошелевичи Гдовского уезда

Ложголовской волости

Федора Яковлевича

 

Проект … Федосеева

… удовлетворительным

(неразборчиво)

 

Прошение

 

Желая построить часовню в память спасения Государя Императора и его Августейшей Семьи в 17 день октября 1888 г. в селении Кошелевичи Гдовского уезда Ложголовской волости и прилагая при семь предписание Благочинного 2 Гдовского округа в Петербургской Епархии местному причту от 27 сентября 1894 г. за № 371 и планы часовни на 5 форматах с копией, прошу о разрешении означенной постройки и прошу возвратить выше-означенное предписание обратно мне.

 

Федор Яковлевич Федосеев.

Живущ. В С-Петербурге

Горсткина ул. д. 2 кв. 37[346].

 

В П.И.       

Причту Пенинской

Благочинный

Рождества

2-го Гдовского округа

Богородицкой церкви

С-Петербургской епархии

Сент. 27 дня 1894 г.

№ 371

Балт. ж. д. ст. Молосковицы

село Ложголово

 

 

Кошелевичи.

Паломники из г. Сланцы

осматривают часовню. 8.08.2005.

 

Указом С-Петербургской Духовной Консистории 1 экспедиции от 19 сентября сего года за № 3547 прописано: крестьянин д. Кошелевичи Федор Федосеев, по уполномочию местных крестьян, на уступаемой ими земле, просит разрешения построить, на собственный счет каменную часовню в память спасения Государя Императора и его Августейшей семьи в 17 день октября 1888 года, при чем представляет вполне благоприличный план часовни и обязательство пожертвовать на ее содержание и ремонт 600 рублей. Место для часовни по донесению Благочинного, вполне удобно и благоприлично, но находится вопреки строительному уставу; только в 7 – 8 саженях от крестьянских строений. По сему консистория признает возможным: постройку в д. Кошелевичи каменной часовни разрешить не иначе, как под условием получения Федосеевым от надлеж. строительного начальства или местной полиции дозволение на занятие того места часовнею и с тем, чтобы работы производились, согласно представленному плану и по окончании были освидетельствованы местным приходским причтом и Благочинным, который имеет акт освидетельствования представить в Консисторию, а часовню передать в ведение приходского причта и церковного старосты; о чем для объявления по принадлежности, с возвращением плана и посылается настоящее предписание.

 

(Подписи)»[347].

 

После прихода большевиков к власти, через какое-то время, в Кошелевичах начались раскулачивание и гонения на состоятельных людей. Федосеевых, владевших самым большим домом в деревне и мельницей, выслали, как кулаков, которые использовали наемный труд. – Дом их поступил в общественное пользование и оставался таковым вплоть до времен т.н. «перестройки».

В ситуации атеистического шабаша мемориальная молельня Иоанна Кронштадского в доме Федосеевых была разобрана, вещи, связанные с пребыванием батюшки в Кошелевичах, растащены, и рука атеиста добралась-таки до Св.-Рождественской часовни, которую закрыли на замок. Со временем из часовни вынесли иконы и утварь, снесли пол и выкопали в ней большую яму.

Известно, между тем, из газет 1930-х гг., что в то время повсеместно в губернии форсировали тему строительства в колхозах т.н. «силосных ям». Строительство их поручалось комсомольцам, и газеты печатали на тему ям гневные «филиппики», в которых ругали нерадивых и несознательных.

Не исключено, что извращенное сознание местных «активистов» было озабочено сооружением таковой ямы и в этом месте. – Яма в часовне существует до сих пор.


 

Кошелевичи.

Паломники из г. Сланцы у дома Федосеевых.

8.08.2005.


Райпищепромкомбинат

 

В нач. 2000-х гг. ко мне обратилась корреспондент местной газеты «Замя труда» Валентина Гордеева. – В преддверии поездки в д. Кошелевичи, она просила дать историческую справку и о деревне. Я наскоро собрал все имевшиеся материалы, и фактически настоял на том, чтобы Валентина обратила особое внимание на большой дом Федосеевых, который числился тогда в числе т.н. «памятников» регионального значения.

Сегодня понятия о памятниках культуры у нас в Сланцевском р-не принципе нет, и чиновники, снимавшие с учета недавно еще эти самые памятники, огульно и чохом, сегодня опять пытаются поставить на государственный учет хотя бы что-то. Дом в Кошелевичах и часовня в этот список, к сожалению, не входят.

Как мне рассказали, в список «памятников» в Сланцевском районе скоро войдут храмы, которые пытается так или иначе спасать церковь. Среди них храм с часовней в пог. Пенино, храм с часовней и домом священника в пог. Заручье, храмы в пог. Ложголово, Старополье и Зажупанье, и еще 2 часовни в дд. Загорье и Ликовское.

 

 

Дачница из СПБ, архивист Академии Художеств,

рассказывает сланцевским паломникам

чудесную историю дома

крестьянина Ф.Я. Федосеева.

 

Всего на сегодняшний день этот «охранный» перечень в районе насчитывает 10 объектов. Мне его в частной переписке сообщили «заинтересованные» лица.

После войны, невдалеке от д. Кошелевичи, в д. Подлесье, которая располагалась на оз. Самро, возобновил работу т.н. «Райпищепромкомбинат». – Он давал работу некоторым сельчанам, котоые не трудились в то время в колхозах. Первым директором его был Н.В. Баранов.

В одном из писем в редакцию сланцевской газеты «Знамя труда» описывалась работа Райпищепромкомбината, который существовал впоследствии на хоздворе при доме Федосеевых. Хоздвор этот располагался к югу от дома. Теперь на этом месте лежат только старые камни, оставшиеся здесь после пожара.

Кстати, о закладке комплекса хозпостроек при доме Федосеева еще в XIX в. извещал некогда камень с надписью «Начата постройка и совершена закладка 25 июня 1886 года». – Об этом писалось когда-то в т.н. «Натурных исследоваиях Сланцевского района», о которых я поминал выше. – Они хранились когда-то в Администрации г. Сланцы, но сегодня уже утеряны:

«Мой отец, Ефимов Василий Ефимович, вернувшись с войны в 1945 году, работал в [Райпищепром]комбинате техноруком. Человек непьющий, некурящий, он делал [там] брагу.

В конце 40-х годов комбинат переехал в Кошелевичи, т.к. дом [Комбината в д. Подлесье], где он был расположен, передали в Осьмино[348].

Мой отец работал [на производстве] в Кошелевичах мастером. [Тогда на Комбинате] Делали лимонад, фруктовый сахар, петушки на палочке, варенье, а брага [как продукт] была сведена на нет.

Мы [в детстве] учились в Пенинской школе и возвращались [домой] всегда через Кошелевичи. Наши родители работали в комбинате, и нас угощали чем-нибудь вкусным.

Комбинат давал возможность людям из окрестных деревень работать. Жили они в нашей деревне. Было много народа, было весело.

Отца не стало в 1957 году, а комбинат сгорел в 1960 году. Бабы в поджоге участия не принимали. Говорили, что его обворовали и подожгли.

Восстанавливать [комбинат] не стали. Люди разъехались. Сын последнего директора живет [сегодня] в деревне Лесище.

Вспоминаем то время и сожалеем, что так все закончилось. С развалом комбината развалились [и] судьбы людей»[349].


 

 

Кошелевичи.

Дом Федосеевых.

 


В. Гордеева


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: