Фикции в конституционном праве

 

Конституционным правом в правовых системах ряда государств называется отрасль права, предметом регулирования которой являются принципы организации и порядок функционирования институтов государственной власти, правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством. Основным источником отрасли является конституция, нормы которой обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права - парламентским законам, актам органов исполнительной власти, судебным прецедентам и обычаям.

Конституционно-правовая фикция является одним из видов правовой фикции и занимает особое место в правовой системе в силу приоритета конституционных правоположений. При этом, несмотря на появление в последнее время ряда общетеоретических и отраслевых работ, посвященных феномену правовой фикции, конституционно-правовая фикция до сих пор не исследована в научной литературе*(571).

В теории права считается, что правовые фикции наиболее распространены в гражданско-правовой сфере, в частности в гражданском судопроизводстве, что связано с детальностью процессуального регулирования правосудия по гражданским делам и "отказом от объективной истины в состязательном процессе".

Заметим, что тенденция "отказа от объективной истины" нередко наблюдается и в политическом процессе, обслуживание которого известным образом осуществляет конституционное право. Нормы конституционного права несут на себе существенную идеологическую нагрузку и выполняют, помимо регулятивной, функцию программирования и воспроизводства господствующей в обществе политико-правовой доктрины. С этой стороны конституция любого государства предстает в качестве своеобразного юридического инструмента, конституирующего политические мифы соответствующей эпохи. Поэтому конституционное право не в меньшей степени, чем отрасль гражданского права, является средоточием правовых фикций*(572).

Правовые фикции, характерные для отрасли конституционного права, приобретают свою специфику в зависимости от характера регулируемых общественных отношений, не теряя общих свойств, присущих правовой фикции в целом*(573).

Примером конституционной фикции может послужить формулировка ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации": "Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, приписываются к одномандатным избирательным округам, образованным на территории РФ"*(574). То есть люди, фактически проживающие на территории других государств, условно считаются реально проживающими в России, что дает возможность участвовать в голосовании практически всем избирателям.

Особый интерес представляет правовая фикция, содержащаяся в ч. 6 ст. 100 Конституции Республики Беларусь: "Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным"*(575), т.е. независимо от причин невозвращения (например, по болезни) закон будет условно (как бы) подписан. И Президенту в этой ситуации придется его подписать, вернувшись, например, после болезни.

Достаточно часто возникают ситуации, когда обыватель просто не понимает норму закона, выраженную юридическим языком. В этом случае возникают определенные проблемы.

Неподготовленному гражданину не разобраться в сложных хитросплетениях и коллизиях современной правовой системы, и он делает вывод о том, что законодательство есть фикция и перед законом не все равны. Это одна из веских причин, порождающих рост правового нигилизма в стране и сводящих на нет издание самых совершенных законов, кодифицированных с помощью самых четких кодификационных схем*(576).

Статья 57 Конституции РФ гласит: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы"*(577). С.В. Запольский, считает, что, отталкиваясь от формулировки, приведенной в ст. 57 Конституции РФ, остается только предположить, что налоги есть некие юридические фикции, выражающиеся либо в абсолютных суммах, но чаще в установленном в законе порядке расчета этих абсолютных сумм, способные трансформироваться при соответствующих обстоятельствах в обязанность их (абсолютных сумм) безвозмездной уплаты в доход государства. Будучи установленным, налог представляет собой юридически бестелесное образование, рассчитанное на будущее применение в ходе налогообложения*(578).

Достаточно сложно разобраться в формулировках статей закона, в том числе и Конституции. Толкование Конституции РФ дает Конституционный Суд. Он, согласно ч. 3 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ*(579), решает исключительно вопросы права, а поэтому определяющими доказательствами для него являются закрепленные в Конституции РФ цели и задачи, понятия, принципы, нормы, презумпции, фикции (курсив мой - О.Т.), конструкции, символы*(580).

Квалифицируя спорное отношение и применяя надлежащую норму права, правоприменитель несет конституционную обязанность по ликвидации каких-либо препятствий в осуществлении им своей профессиональной законной деятельности. С этой целью правоприменитель прибегает к базовым средствам процессуального доказывания и собирает, исследует и оценивает в установленном в законе порядке доказательства непосредственно, либо к факультативным процессуальным средствам - презумпциям и фикциям. В современном процессуальном законодательстве и в правоприменении достаточно ограниченно используют потенциал материальных и процессуальных юридических презумпций и фикций. На практике реализация презумпций малоэффективна, главным образом вследствие ее абстрактного характера, не дающего презумпциям широкого распространения и усложняющего судебное мотивирование. Регламентация фикций находится сегодня на крайне низком законодательном уровне, что снижает коэффициент полезности данного инструмента. Во избежание юридической ошибки и в обоснование своей добросовестности правоприменитель должен исчерпать весь ресурс, предоставляемый ему законом для обеспечения крайней эффективности профессиональной деятельности*(581).

В конституционном праве существуют не только позитивные фикции (имманентные закону), но и негативные (отрицающие реально существующие обстоятельства). Примером такой фикции может быть равенство всех людей перед законом независимо от пола, расы, национальности, происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, места жительства, отношения к религии и других обстоятельств.

К сожалению, сегодня нет ни одного фундаментального исследования, посвященного фикциям в конституционном праве.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: