• Что оно говорит? Можно ли неверно истолковать смысл?
• Мне нужно сказать об этом? Это повышает эффективность текста?
• Есть ли в предложении другие темы, не касающиеся главной? Если да, то можно ли вычеркнуть их или выделить в отдельное предложение?
Шаг 5. Прочитайте отрывок целиком
Получился связный текст? Добавленные слова улучшили рассказ?
Шаг 6. Тщательное редактирование
Воспользуйтесь следующими методами.
• Обобщение – может ли одно слово или фраза заменить несколько схожих? Обратите внимание на союз «и», так как иногда он указывает на лишние дополнения.
• Отказ от ненужного профессионального жаргона – вас поймет несведущий гений?
• Контроль размера предложений – постарайтесь включать в предложения в среднем не более 20 слов и варьируйте их длину как можно чаще.
Если у вас есть время:
• вычеркните лишние прилагательные/наречия;
• избавьтесь от слов «этот» и «тот», где возможно;
• исключите повторы – особенно при неоднократном использовании одного и того же описания.
|
|
Шаг 7. Перечитайте текст и проверьте правописание
Отвлекитесь ненадолго от текста, затем вернитесь к нему и перечитайте от начала до конца. Прочитайте в обратном направлении и обратите внимание на правописание.
Пример процесса составления документа вы найдете в Приложении 7.
Резюме
Лаконичность – самая эффективная форма убедительности.
• Уберите ненужный профессиональный жаргон и слишком сложные слова.
• В предложениях придерживайтесь одной основной мысли, сократите среднюю длину предложений и варьируйте ее.
• Вычеркните все слова, которые не способствуют убедительности.
• Используйте аналогии и примеры для наглядного и понятного объяснения своей идеи.
В этой главе мы коснулись принципов редактирования. Однако очень важно также понимать, когда пора заканчивать редактировать. Деловой документ – это инструмент. Если хотите забить гвоздь, вам понадобится молоток. При этом вовсе не нужен молоток высочайшего качества, идеально сбалансированный, с лазерной гравировкой. Перестаньте редактировать, как только документ окажется вполне приемлемым для выполнения своей задачи. После этого вы просто гравируете свой топор.
Глава 6
Глагол – это мощь и энергия
Глагол – рабочая лошадка любого предложения. Без глагола существительное просто сидело бы сложа руки. Прилагательные рассказывали бы о том, как прекрасно существительное, но оно все равно бездельничало бы (хотя даже этого оно не может сделать, потому что «бездельничать» – глагол). Но стоит вставить глагол, и предложение примется прыгать, скакать, петь, танцевать и носиться по странице (или просто бездельничать…).
|
|
В этом разделе мы рассмотрим:
• части речи (вспомним грамматику);
• как оживить пассивные глаголы;
• как освободить отглагольные существительные.
Не забывайте: если следование правилам мешает убедительности, нарушайте правила.
Вспомним грамматику
Если последний раз вы вспоминали о грамматике на школьном экзамене, то этот раздел – для вас.
Начав разбираться во всем этом, я обнаружил, что о грамматике написано много. Даже слишком много. Я сформулировал бо́льшую часть информации в нескольких предложениях. И это доказывает, говоря об убедительном письме, что вам совсем не нужно много правил. Но сначала вспомним основные части речи.
Существительное – называет человека, предмет, место или идею/чувство. Например, профессор Плам, подсвечник, бильярдный зал, убийство.
Местоимение – слово, заменяющее существительное или идущее с ним в паре, чтобы показать принадлежность. Например, оно, им, они, мое, их, наше.
Прилагательное – характеризует качества существительного или местоимения, отвечает на вопрос «какой?», «который?». Например, дотошный профессор Плам, тяжелый подсвечник, темный бильярдный зал, жестокое убийство.
Глагол – описывает действие или состояние. Например, бежать, скакать, играть, следовать, гнаться, стрелять, надоедать, раздражать.
Наречие – говорит о том, как, когда, насколько и где действует глагол. Например, быстро бежать, скакать неподалеку, поиграть завтра, следовать по пятам.