Статистика читабельности

 

Возможно, вам понадобится статистика читабельности во время редактирования. Большинство современных электронных программ редактирования текста содержат такую опцию, давая информацию о «читабельности» текста. Например, Microsoft Word использует Flesch Reading Ease и Flesch‑Kincade Grade Level. Первая программа дает процентный результат, указывающий, насколько ваш текст легко читать. Вторая программа переводит этот результат в уровень образования по американской системе. Это показывает, сколько лет должно быть вашим читателям, чтобы они легко поняли ваш текст с первого раза.

Для того чтобы получить возраст аудитории, добавьте пять к уровню образования. Приведем примеры:

 

«Нам противостоят непрекращающиеся попытки доминирующих организаций навязать свои неоправданные и неконкурентные услуги существующему рынку, не задумываясь о том, как это повлияет на общество. Мы будем ревностно защищать малый и средний бизнес от притеснений со стороны более крупных организаций, особенно когда социальное и экологическое воздействие противоречит интересам государства».

 

Читабельность: 0 %.

Уровень образования: 23,6 (возраст 28,6).

 

«Эта кошка рыжая. Я люблю кошек. Я хочу погладить эту кошку. Ты любишь кошек?»

 

Читабельность: 100 %.

Уровень образования: 0 (возраст 5 лет).

Внимание! Статистика легкости чтения – это всего лишь показатель, и его следует использовать, учитывая особенности аудитории. Помните о следующем.

Текст должен соответствовать возрасту аудитории. Язык из второго примера, который мы привели выше, подходит трехлетнему ребенку, а выпускнику Оксфорда покажется чересчур снисходительным. Точно так же более сложный текст недоступен для понимания младшей аудитории.

Представьте себе, что у всех взрослых навыки чтения 18‑летнего подростка, если, конечно, вы не уверены в противном. Если вы знаете, что вся аудитория имеет более высокий уровень чтения и оценит более сложный текст, пишите в соответствующем стиле. Если же вы не уверены в этом, считайте, что у аудитории минимальный для взрослого уровень чтения, то есть на уровне 18 лет (уровень образования 13).

Необходимый профессиональный жаргон. Статистика не учитывает необходимость использования профессиональных слов. Медицинская статья всегда будет названа менее читабельной, чем письмо сотрудникам компании, даже если «вспомогательный язык» в основном окажется одинаковым.

Грамматические ошибки. Статистика не учитывает грамматические ошибки. Например, предложение с неверной пунктуацией может быть признано более «читабельным», чем предложение, написанное без ошибок.

Так что статистика читабельности – полезный показатель, но не правило. Если уровень образования текста от 10 до 13, скорее всего, этого вполне достаточно для большинства деловых документов, учитывая, конечно, что у вас нет грамматических ошибок.

 

Структура документа

 

В процессе планирования документа определяется его структура. Или же метод рассказа может диктовать определенный порядок разделов, необходимый для достижения нужного результата. Если нет, вам пойдут на пользу следующие рекомендации.

Но сначала – общее правило.

 

Правило 24: основная мысль текста должна быть доступной.

 

Это не значит, что надо постоянно говорить о ней. Просто используйте заголовки, композицию так, чтобы подвести читателя к основной мысли. Но даже в этом случае вам не помешает воспользоваться одной из следующих структур.

Хронологическая композиция: определяется временем. Сначала рассказываете о последних событиях, чтобы добиться сильного воздействия.

Географическая: по месту, например обзор глобальной деятельности.

Проблема – Причина – Решение: говорит сама за себя. Еще одна удачная композиция для рассказа, привлекающая внимание читателя.

Вопрос и ответ: обдумайте шесть вопросов (кто, как, почему, когда, где, что), выделите в виде заголовков, а затем ответьте на них. Чаще всего эти вопросы встречаются в таких разделах, как FAQ (часто задаваемые вопросы) на веб‑сайтах.

От простого к сложному: начните с информации, которой обладает читатель, а затем постепенно ознакомьте его с новыми сведениями.

От общего к частному: представьте общую картину, прежде чем рассказывать об ее деталях и особенностях.

По степени важности: начните со вступления, затем ошарашьте важной новостью, потом подайте второстепенную новость, затем еще более незначительную и т. д. Чаще всего эта композиция используется, как вы догадались, в новостях.

SCRAP:

– Ситуация: о чем речь?

– Проблема: что не так?

– Решение: как это исправить?

– Действие: кто и что должен сделать?

– Вежливость: концовка в дружелюбном тоне.

SOAP:

– Ситуация: о чем речь?

– Задача: какова наша цель?

– Оценка: покажите данные исследования/анализа.

– Предложение: что следует сделать, принимая все это во внимание?

5P:

– Положение: опишите ситуацию.

– Проблема: что нужно изменить?

– Возможности: каковы варианты?

– Предложение: предпочтительный вариант.

– «Оформление»: как реализовать решение.

• Формальный отчет:

– Заголовок.

– Содержание.

– Резюме/конспект.

– Введение.

– Обсуждение.

– Заключение.

– Рекомендации.

Если вы все‑таки не знаете, какую композицию выбрать, пойдите выпейте чашечку чая и вернитесь к этому попозже – что‑то обязательно придет в голову.

 

Резюме

 

Писать без плана, чернового варианта и редактирования практически невозможно.

• Выберите структуру текста, которая подходит именно вам, – здесь нет универсальной композиции.

Статистика читабельности – полезный показатель, но всего лишь показатель. Помните о целевой аудитории, когда используете эти данные.

• На этапе планирования самое главное – структура.

• Если не получается выстроить структуру, воспользуйтесь образцами.

 

 

Глава 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: