Универсально-мировоззренческая (личностная) позиция субъекта как условие диалектического мышления

Синтез противоположностей совершается человеком не произвольно и не по заранее заданному правилу-алгоритму. Этому нельзя научить заранее. Это всякий раз уникальное единичное решение проблемы, нужное человечеству в конкретных исторических условиях. Вопрос о конкретном облике (мере, степени, форме) синтеза решается гражданской и общечеловеческой совестью мыслителя – его партийностью, личностной позицией. Это и есть тот самый практический разум, о котором говорил И. Кант, с той только разницей, что Кант представлял его индивидуально-априорным, трансцендентным по отношению к обществу и природе, тогда как совсем наоборот, он есть присутствие общества в человеке, результат его социализации и воспитания.

Догматизм, софистика, эклектика как антиподы диалектики.

 

Догматизм – это обнаружение одной из крайностей в сложном бытии предмета и абсолютизация этой крайности. Догматизм трактует мышление, научные истины как негибкие и неизменные. Релятивизм наоборот, абсолютизирует в реальной диалектике природы подвижность, текучесть, изменчивость ее процессов. Диалектика включает в себя то, что абсолютизируют догматизм и релятивизм, но она не сводится к ним, она улавливает их реальное взаимодействие и взаимопревращение.

 

 

Догматизм                    Диалектика                Релятивизм

                               

Если догматизм и релятивизм чаще стихийные, не всегда осознаваемые авторами искажения и ошибки, то софистика – осознанное и злонамеренное извращение истины и культуры мышления. Софистика происходит от греческого слова «софизма» – хитрая уловка, измышление.

  Эклектика – это механическое, негармоничное соединение идей, взглядов или теоретических положений, субъективное выхватывание отдельных сторон предмета и их произвольное, механическое соединение. Популярная иллюстрация эклектики – фраза: «В огороде бузина, а в Киеве дядько».

Одним из современных антиподов диалектики следует считать синергетику – так называемую «теорию самоорганизации систем». Она соединяет в себе все три перечисленные противостояния диалектике. Возникала синергетика во второй половине ХХ века в нелинейной термодинамике, дифференциальной топологии, статистической физике и других подобных областях естествознания, но с ходом времени стала претендовать на функции описания всех процессов, протекающих в природе и обществе, то есть на ранг философской теории. Критикуя простую механическую логику естествознания XVII – XIX веков, авторы нового подхода пренебрегали критикой этой логики со стороны гегелевской диалектики, замалчивали эту последнюю. Синергетика стала претендовать на роль нового мировоззрения, адекватного описания всех явлений действительности и новой методологии всего научного познания. Тем самым синергетика является образчиком современного механицизма, редукционизма – сведения всех закономерностей мира к естественнонаучным принципам и категориям.

 

Противоположность позиций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: