Диалектики и синергетики

Диалектика Синергетика
Устойчивость, порядок, системность как преобладающие состояния мира Неустойчивость, хаос мира, в котором упорядоченность кратковременна
Возможность научного познания и предсказания состояний мира Хаотичность и потому непредсказуемость и непознаваемость мира
Предметы существуют, подчиняясь единым закономерностям мира Принцип локальной самоорганизации («сборки») отдельных предметов
В мире имеется направленность изменений, прогресс В мире нет общей направленности изменений, нет развития и прогресса

 

Значение диалектического мышления для научной деятельности

и общественной практики.

Диалектика атрибутивна (изначально присуща) человеческому мышлению. Человечество не состоялось бы как таковое, если бы оно отражало природу только посредством формальной логики как неподвижную, непротиворечивую и неизменную. Иное дело степень осознанности, осознанного применения  людьми этой «субъективной диалектики». Эта последняя нарастает с ходом исторического процесса, и это нарастание следует считать бесконечным.

 

Восхождение от абстрактного к конкретному в науке

Тезис: абсолютизация процесса накопления фактов. Вытеснение из науки всякой идеололгии и субъективности. Позитивистский эмпиризм, пренебрежение обобщениями и проникновением в сущности.

Антитезис: умозрительность, спекулятивность, идеологизация науки, схоластическая подгонка фактов под заранее заданные схемы. (А если они не «подгоняются», то «тем хуже для фактов»). Попытки командного отношения философии к конкретным наукам.

Синтез: Необходимость и возможность научной идеологии как методологии науки. Методология научного исследования – это всегда идеологически-мировоззренческая интерпретация (и мировоззренческий контроль) научной теории.

 

Восхождение от абстрактного к конкретному в политике

 

     Тезис: В обществе должна преобладать «вертикаль власти», командный стиль управления, диктатура центра. Человек должен служить государству, человек – «винтик» системы.

     Антитезис: «На вершине социальной пирамиды должен стоять человек, ниже – гражданское общество, еще ниже – государство как «ночной сторож» имущества граждан» (любимое высказывание И. Хакамады). Демократия, преимущественно прямая, митинговая (Тахрир, Майдан, Болотная площадь) – наилучшая организация власти.

     Синтез: Демократический централизм как основа политической жизни.

 

Диалектика как логика движения человечества

К постбуржуазности

Первоначальное господство мифологического мышления с развитием цивилизации было вытеснено господством рассудка – мышлением формальнологическим. На протяжении нескольких тысячелетий человечеству было достаточно этого мышления для решения задач развития техники, организации социальной и политической жизни. Особенно интенсивно это мышление стало использоваться в эпоху Нового и Новейшего времени. Если массовое освоение законов и правил формального мышления поставило логическую базу взлета естественных наук в XVII – XVIII веках и привело Европу к радикальным социальным изменениям (утверждению капитализма), то дальнейший прогресс человечества может быть опосредствован только столь же массовым освоением логики диалектической – логикой прогресса и развития. Консервативные, не заинтересованные в прогрессе социальные круги современных обществ препятствуют массовому распространению диалектики. Тем самым последняя приобретает политическую, общечеловечески-партийную значимость.

 

Тема 3. 3. Философия сознания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: