Диалектика | Синергетика |
Устойчивость, порядок, системность как преобладающие состояния мира | Неустойчивость, хаос мира, в котором упорядоченность кратковременна |
Возможность научного познания и предсказания состояний мира | Хаотичность и потому непредсказуемость и непознаваемость мира |
Предметы существуют, подчиняясь единым закономерностям мира | Принцип локальной самоорганизации («сборки») отдельных предметов |
В мире имеется направленность изменений, прогресс | В мире нет общей направленности изменений, нет развития и прогресса |
Значение диалектического мышления для научной деятельности
и общественной практики.
Диалектика атрибутивна (изначально присуща) человеческому мышлению. Человечество не состоялось бы как таковое, если бы оно отражало природу только посредством формальной логики как неподвижную, непротиворечивую и неизменную. Иное дело степень осознанности, осознанного применения людьми этой «субъективной диалектики». Эта последняя нарастает с ходом исторического процесса, и это нарастание следует считать бесконечным.
|
|
Восхождение от абстрактного к конкретному в науке
Тезис: абсолютизация процесса накопления фактов. Вытеснение из науки всякой идеололгии и субъективности. Позитивистский эмпиризм, пренебрежение обобщениями и проникновением в сущности.
Антитезис: умозрительность, спекулятивность, идеологизация науки, схоластическая подгонка фактов под заранее заданные схемы. (А если они не «подгоняются», то «тем хуже для фактов»). Попытки командного отношения философии к конкретным наукам.
Синтез: Необходимость и возможность научной идеологии как методологии науки. Методология научного исследования – это всегда идеологически-мировоззренческая интерпретация (и мировоззренческий контроль) научной теории.
Восхождение от абстрактного к конкретному в политике
Тезис: В обществе должна преобладать «вертикаль власти», командный стиль управления, диктатура центра. Человек должен служить государству, человек – «винтик» системы.
Антитезис: «На вершине социальной пирамиды должен стоять человек, ниже – гражданское общество, еще ниже – государство как «ночной сторож» имущества граждан» (любимое высказывание И. Хакамады). Демократия, преимущественно прямая, митинговая (Тахрир, Майдан, Болотная площадь) – наилучшая организация власти.
Синтез: Демократический централизм как основа политической жизни.
Диалектика как логика движения человечества
К постбуржуазности
Первоначальное господство мифологического мышления с развитием цивилизации было вытеснено господством рассудка – мышлением формальнологическим. На протяжении нескольких тысячелетий человечеству было достаточно этого мышления для решения задач развития техники, организации социальной и политической жизни. Особенно интенсивно это мышление стало использоваться в эпоху Нового и Новейшего времени. Если массовое освоение законов и правил формального мышления поставило логическую базу взлета естественных наук в XVII – XVIII веках и привело Европу к радикальным социальным изменениям (утверждению капитализма), то дальнейший прогресс человечества может быть опосредствован только столь же массовым освоением логики диалектической – логикой прогресса и развития. Консервативные, не заинтересованные в прогрессе социальные круги современных обществ препятствуют массовому распространению диалектики. Тем самым последняя приобретает политическую, общечеловечески-партийную значимость.
|
|
Тема 3. 3. Философия сознания