Лекция 3. Натурализм во Франции. Творчество Э. Золя

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой истории и теории
журналистики и литературы

 

Р е ц е н з е н т – проректор Гуманитарного института телевидения и радиовещания им. Литовчина, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин, д-р. филол. наук, проф. В.А. Луков

 

 


Трыков В.П.

Т 80  История зарубежной литературы рубежа XIX–XX вв.: Учеб.пособие. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002. - 35 с.

 

 

© Трыков В.П., 2002

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

 

Лекция 1. Конец XIX – начало XX вв. – новый этап в развитии
западноевропейской и американской литератур

Проблема хронологических границ изучаемого периода (1871–1917 или 1871–1914?). Переходность как отличительная черта культуры рубежа XIX–XX вв. Второй промышленный переворот и интернационализация духовной жизни. Ощущение динамизма и нестабильности бытия. Черты «belle epoque» и «fin de siecle» в культурной жизни Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Кризис западноевропейской культуры на рубеже XIX - XX вв.

Философские основы декаданса и модернизма. Концепция воли в книге А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1819). «Философия жизни» Ф. Ницше. Ницшеанская «воля к власти». Концепция «Ubermensch» (сверхчеловека) и ее воплощение в книге «Так говорил Заратустра» (1883 - 1884). Оценка христианской традиции в «Антихристианине» (1888). Влияние Ницше на западноевропейскую и американскую литературу конца XIX–начала XX вв. Интуитивизм А. Бергсона. Понятие «elan vital» в философии Бергсона. Концепция времени у Бергсона (работы «Материя и память», 1896; «Творческая эволюция», 1907) и ее влияние на литературу XX в. Иррационализм Бергсона. Теория бессознательного З. Фрейда и ее значение для формирования нового представления о структуре личности.

Декаданс и модернизм как характерные явления культуры рубежа веков. Декаданс – общее наименование кризисных явлений в культуре конца XIX – начала XX вв., мироощущение, для которого характерны крайний индивидуализм, пессимизм, неприятие жизни, эскейпизм. Роман Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» (1884) - «библия» европейского декаданса. Образ Дез Эссента как тип декадента. Модернизм – условное наименование нереалистических, авангардных направлений и течений в искусстве XX в. (экспрессионизм, кубизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм и др.). М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка – основоположники западноевропейского литературного модернизма.

 

Литература

Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М., 1980; 1987.

Нордау М. Вырождение. Современные французы. – М., 1995.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4: От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

Хобсбаум Э. Век Империи, 1875–1914. – Ростов н/Д, 1999.

 

 

Лекция 2. Специфика литературного процесса на рубеже XIX–XX вв.
Основные литературные направления рубежа веков

Проявления переходности в литературном процессе на рубеже XIX–XX вв.: мозаичность картины литературной жизни, открытость границ различных художественных систем, установление более прочных связей между национальными литературами, множественность влияний и традиций. Статус русской литературы в общеевропейском литературном процессе рубежа XIX–XX вв.

Натурализм (Э. Золя, Г. и Ю. Харт, А. Хольц, Г. Гауптман). Биологический детерминизм и теория наследственности. Концепция среды.

Импрессионизм. Импрессионизм во французской живописи (К. Моне, Э. Мане, К. Писсаро, А. Сислей, Э. Дега и др.). Проблема литературного импрессионизма. Элементы импрессионизма в творчестве П. Верлена, Э. Дюжардена, бр. Гонкуров, Э. Золя, Мопассана, М. Пруста. «Секундный стиль» в «Венских этюдах» П. Альтенберга.

Неоромантизм как эстетическая реакция на натурализм и декаданс. Традиции западноевропейского романтизма в неоромантической литературе рубежа веков. Герой как исключительный характер в произведениях Р.Л. Стивенсона, Дж. Конрада, Л. Войнич, Э. Ростана и др. Драматизм ситуаций, остросюжетность, экзотизм - особенности поэтики неоромантизма.

Генезис и эстетика французского символизма. Символ как особый вид художественного образа (многозначность, двуплановость, суггестивность символа). «Манифест символизма» (1886) Ж. Мореаса. Символизм и декаданс.

Эстетизм как характерное явление западноевропейской литературы конца XIX в. Культ красоты О. Уайльда. П. Бурже об эстетизме в «Этюдах и портретах».

Специфика критического реализма на рубеже XIX–XX вв. Тенденции психологизации (Мопассан, Гамсун, Т. Манн и др.) и философизации (Франс, Роллан, Шоу, Т. Манн и др.) в западноевропейском реализме на рубеже веков.

Значение литературы изучаемого периода для развития литературного процесса XX в.

 



Литература

Андреев Л.Г. Импрессионизм. – М., 1980.

Евнина Е.М. Западноевропейский реализм на рубеже XIX–XX веков. – М., 1967.

Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь импрессионистов, 1863–1883. – М., 1999.

Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Пер. с фр. – М., 1998.

 

Лекция 3. Натурализм во Франции. Творчество Э. Золя

Бурное развитие естественных наук, сциентизм как предпосылки формирования натурализма. Позитивизм О. Конта («Курс позитивной философии», 1830 - 1842) и концепция «трех факторов» И. Тэна («История английской литературы», 1863 - 1865) - философские истоки французского натурализма.

Шанфлёри и Дюранти, Флобер, Э. и Ж. Гонкуры как литературные предтечи натурализма во Франции. Роман Гонкуров «Жермини Ласерте» (1865) - «качественно новое явление в литературе» (Э. Золя). Образ Жермини Ласерте. Биологический детерминизм как принцип построения образа героини. Особенности поэтики романа: фрагментарность романной структуры, избыточная детализация, импрессионистичность стиля, фактографичность.

Эмиль Золя (1840–1902) – глава французского натурализма. Эстетические взгляды Золя (сборники литературно-критических работ «Экспериментальный роман», 1880; «Наши драматурги», 1881; «Натурализм в театре», 1881; «Романисты-натуралисты», 1881). Концепция «экспериментального романа» Золя. Бальзак в оценке Золя. Общественно-политическая позиция Золя в «деле Дрейфуса». Золя-журналист.

Ранний Золя. Натуралистические физиологические романы Золя «Тереза Ракен» (1867) и «Мадлен Фера» (1868). Традиции Гонкуров в «Терезе Ракен». «Тереза Ракен» как реализация концепции «экспериментального романа» Золя.

Цикл «Ругон-Маккары» (1871–1893) – вершина творчества Золя. Замысел и структура цикла. Традиция «Человеческой комедии» Бальзака в «Ругон-Маккарах». «Карьера Ругонов» (1871) как пролог цикла. Сатирическое изображение буржуазии в романе. Функция образов Сильвера и Мьетты в романе. Антиклерикальная тема в романе «Завоевание Плассана» (1874). «Западня» (1876) – первое в творчестве Золя полотно народной жизни. Двойственность мотивировки судьбы Жервезы и Купо. Роман «Нана» (1880). Образ бульварного журналиста Фошри в романе.

«Жерминаль» (1885) – роман о пробуждении народного сознания. Ж. Лёметр о романе Золя. Особенности поэтики романа: сочетание натуралистической описательности с романтической метафоричностью и импрессионистской установкой на передачу оттенков и полутонов. «Гипертрофированный» реализм Золя.

Поздний Золя. Циклы романов «Три города» и «Четыре Евангелия». Место Золя в европейской литературе рубежа XIX - XX вв. Золя в России. Натурализм как крайнее проявление объективистских тенденций во французской литературе второй половины – конца XIX в.

 

Литература

Владимирова М.М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары»: Художественное и идейно-философское единство. – Саратов, 1984.

Кучборская Е.П. Реализм Эмиля Золя: «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искусства XIX в. во Франции. – М., 1973.

Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя! / Пер. с фр. – М., 1997.

Трыков В.П. Золя, Эмиль // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 т. – М., 1997. – Т. 1. – С. 320–325.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: