Ум этого просвещеннейшего литератора, весьма искусного и изощренного, впитал всю интеллектуальную работу нашего века; я не знаю другого писателя, который отражал бы реальность сквозь такой богатейший пласт науки, литературы, предшествовавших впечатлений и размышлений.
Жюль Леметр
Франс – писатель самый французский, самый парижский, самый изысканный.
Марсель Кашен
Франс – классический и высокий образ французского гения... Франс – гений, в высшей степени естественный. Только силой таланта он свою обыкновенность делает необыкновенной, в противоположность гениям другого состава, показывающим миру их неестественность как естественность.
Михаил Кузмин
Лекция 5. «Роман-поток» во французской литературе начала XX в.
«Жан-Кристоф» Р. Роллана и «В поисках утраченного времени» М. Пруста
Понятие «роман-поток» («roman-fleuve»). Замысел «музыкального романа» Ромена Роллана (1866–1944). «Жан-Кристоф» (1904–1912) как «роман-симфония» и «роман-поток»: трехчастная, «симфоническая» структура, композиционная диспропорция, обилие вставных эпизодов и лирических отступлений. Тема художника в романе. Образ Жан-Кристофа – «современного Бетховена». Особенности психологизма Роллана. Роллан-публицист (сборник «Над схваткой»).
Основные факты биографии Марселя Пруста (1871–1922).Сотрудничество Пруста в парижских газетах и журналах («Фигаро», «Ревю бланш», «Ревю де де монд» и др.). Роль светских хроник в генезисе романа Пруста «В поисках утраченного времени» (1913–1927). Жизнь внутреннего «я» как основной сюжет цикла. Подвижность, текучесть психики и техника «потока сознания». Концепция личности у Пруста и разрушение характера в романе. Тема памяти. Эпизод с печеньем «мадлен». Трактовка любовной темы в романе (Сван и Одетта, Марсель и Жильберта, Сен-Лу и Рахиль). Искусство как высшая ценность и способ обретения личностью идентичности. Ж. Делёз о романе Пруста.
Литература
Андреев Л.Г. Марсель Пруст. – М., 1968.
Асанова Н.А. «Жан-Кристоф» Р. Роллана. – М., 1985.
Балахонов В.Е. Р. Роллан и его время («Жан-Кристоф»). – Л., 1968.
Делёз Ж. Марсель Пруст и знаки. – Спб., 1999.
Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе: Учеб. пособие.– М., 1998. – С. 150–177.
Мамардашвили М. Лекции о Прусте: психологическая типология пути. – М., 1995.
Моруа А. В поисках Марселя Пруста: Биография. – Спб., 2000.
Мотылева Т. Р. Роллан. – М., 1969.
Писатели и критики о Ромене Роллане
Я подчеркиваю значение Жан-Кристофа в противовес литературе, культивирующей низменных героев и любование подлостью... Главное, подлинное значение творчества Роллана – это горение, излучаемый им великий свет. Это вера в возможность совершенствования человека, уверенность в конечной победе добра.
Луи Арагон
К несчастью, когда Жан-Кристоф <...> перестает разглагольствовать, г-н Ромен Роллан продолжает нанизывать банальность на банальность, а когда ищет точный образ, это больше похоже на изыскательские работы, чем на саму находку; тут он ниже любого современного писателя <...>.
Это пример самого поверхностного, самого неискреннего, самого материального искусства (даже если речь в нем идет о духовном, так как единственный способ сделать книгу духовной не в том, чтобы сделать духовное ее сюжетом, а в том, чтобы дух творил ее <...>
Марсель Пруст
Анатоль Франс и Ромен Роллан – два гиганта, стоящие у истоков западноевропейской литературы XX века. Их сближает прежде всего господство духовной субстанции, то, что в центре произведения – остро мыслящая, рассуждающая личность, и то, что идея, философская, социальная, политическая, становится как бы героем романа и органически входит в художественную структуру образа. Обоим писателям присущи поиски нового героя, переходящего от мысли к действию <...> или утверждающего себя в действии <...> Существенны и различия: один – скептик, другой – энтузиаст; если Франс – воплощение скептицизма, то Роллан – воплощение веры.
Федор Наркирьер