Анализ показателей деловой активности

 

Деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, в достижении ею поставленных целей, в эффективном использовании производственного потенциала, расширении рынков сбыта продукции.

Целью анализа деловой активности является оценка качества управления коммерческой организацией, т.е. оценка эффективности менеджмента. Поэтому важно располагать системой показателей деловой активности и критериями их оценки. Практикуется оценка деловой активности на основе качественных и количественных критериев. Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена путем сравнения деятельности нескольких коммерческих организаций, аналогичных по сфере приложения капитала. Качественными критериями являются широта рынков сбыта продукции; наличие продукции, поставляемой на экспорт; репутация коммерческой организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами данной коммерческой организации, устойчивости связей с клиентами и др.

Количественными характеристиками деловой активности являются:

1) величина полезного результата деятельности коммерческой организации за период, а также устойчивые темпы прироста этого показателя от одного периода к другому;

2) обобщающие показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности, в частности коэффициенты ресурсоотдачи и затратоотдачи;

3) показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов.

Полезный результат деятельности организации за период можно измерить в натуральных или стоимостных показателях. Например, в тыс.тонн добытого угля, в кубометрах добытой руды, в тыс.кВт/час электроэнергии. В торговой организации полезный результат измеряется суммой товарооборота, а в строительной организации – сметной стоимостью выполненных собственными силами работ. В большинстве коммерческих организаций в качестве полезного результата используется показатель «выручка от продаж за период».

Коэффициенты ресурсоотдачи характеризуют величину полезного результата организаций, приходящуюся на единицу примененных ресурсов.

Общая формула коэффициента ресурсоотдачи:

 

коэффициент

ресурсоотдачи

=

полезный результат деятельности коммерческой организации за период

 

.

средняя величина примененных ресурсов за период

 

Общую формулу коэффициента ресурсоотдачи можно конкретизировать в соответствии с принятыми нами показателями полезного результата и стоимости примененных ресурсов:

 

коэффициент

отдачи активов

=

выручка от продаж за период

 

.

средняя стоимость активов организации за период

 

Информация о величине выручки от продаж представлена в официальной отчетности коммерческих организаций, в частности в Отчете о финансовых результатах. Среднюю стоимость активов за период можно рассчитать по данным бухгалтерских балансов.

Коэффициент отдачи активов можно интерпретировать в двух вариантах:

- отражает эффективность использования активов организации, т.е. показывает величину выручки от продаж, приходящуюся на единицу средней стоимости активов;

- характеризует количество оборотов, совершенных активами организации за период.

Коэффициент затратоотдачи является прямым показателем эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций. Он показывает величину выручки от продаж, приходящуюся на единицу затрат организации на производство и продажу:

 

коэффициент

затратоотдачи

=

выручка от продаж за период

 

.

полная себестоимость продаж за период

Информация для расчетов коэффициентов затратоотдачи коммерческих организаций представлена в «Отчете о финансовых результатах».

Соотношение между темпами роста выручки от продаж и темпами изменения величины примененных ресурсов (суммы затрат) определяет характер экономического роста: экстенсивный или интенсивный.

Превышение темпов роста выручки от продаж над темпами роста стоимости примененных ресурсов (суммы затрат) свидетельствует об интенсивном пути развития коммерческой организации. В этом случае коэффициент ресурсоотдачи (затратоотдачи) повышается, и наоборот.

В процессе анализа деловой активности оценивается соотношение между индексами динамики важных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, например:

- прибыли до налогообложения;

- выручки от продаж;

- среднегодовой стоимости активов.

В целях повышения деловой активности организации должно соблюдаться следующее соотношение индексов динамики:

3       1

 

 


JП > JB > JA > 1

 

 

       2

где JП -   индекс динамики прибыли до налогообложения;

    JB -   индекс динамики выручки от продаж;

    JA -   индекс динамики среднегодовой стоимости активов.

 

    Такое соотношение принято называть «золотым правилом экономики». Его соблюдение будет свидетельствовать:

- о возрастании масштабов хозяйственной деятельности (1);

- об ускорении оборачиваемости активов (2);

- о повышении рентабельности продаж и прочих видов деятельности (3).

    Отступление от «золотого правила экономики» возможно при реконструкции и расширении производства, обновлении ассортимента продукции, внедрении новых технологий и т.д. до тех пор, пока инвестированный капитал не окупится.

 

Примеры расчетов и оценки показателей деловой активности по данным бухгалтерской отчетности представлены в таблице 10.

Таблица 10

Анализ динамики показателей деловой активности

тыс.руб.

№ п/п Показатели Базовый период Отчетный период Индексы динамики
1 2 3 4 5
1 Выручка от продаж 251 000 331 800 1,3219
2 Прибыль до налогообложения 40 000 56 000 1,4000
3 Среднегодовая стоимость активов 210 800 242 950 1,1525
4 Полная себестоимость продаж 214 500 282 700 1,3179
5 Коэффициент затратоотдачи (стр. 1: стр. 4) 1,1702 1,1737 х
6 Коэффициент ресурсоотдачи (стр. 1: стр. 3) 1,1907 1,3657 х

        

Сравнение индексов динамики важнейших показателей отразило соответствие «золотому правилу экономики»:

    1,4 > 1,3219 > 1,1525 > 1,0,

    1,4 > 1,3219 > 1,3179 > 1,0.

    Индексы динамики показали, что масштабы хозяйственной деятельности возросли, организация развивалась по интенсивному варианту, рентабельность хозяйственной деятельности повысилась. С учетом вышесказанного можно дать положительную оценку деловой активности организации.

Для оценки эффективности управления важное значение имеет анализ ресурсов организации на предмет их наличия, качества, динамики и эффективности использования. Именно от того, какими материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, а также ресурсами основных фондов располагает организация и насколько эффективно их использует, зависят конечные результаты ее деятельности.

При анализе влияния эффективности использования ресурсов на объемы производства и продаж принято выделять две группы факторов: первая группа связана с экстенсивным использованием ресурсов, вторая – с интенсивным.

Экстенсивность использования ресурсов характеризуется величиной примененных ресурсов. Например, экстенсивность использования трудовых ресурсов можно представить следующими показателями: среднесписочной численностью персонала (производственного персонала) организации, среднесписочной численностью рабочих.

Экстенсивность использования материальных ресурсов отражают показатели стоимости потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.д.).

Экстенсивность использования основных фондов характеризуют показатели средней стоимости основных фондов (основных производственных фондов).

Экстенсивность использования оборотных активов характеризуется средней их стоимостью за период.

Интенсивность использования ресурсов отражается соответствующими качественными показателями:

· по трудовым ресурсам – показателями производительности труда: средней выработкой (средней суммой выручки от продаж) на единицу персонала, на единицу производственного персонала, на одного рабочего;

· по материальным ресурсам – коэффициентами материалоотдачи;

· по основным фондам – коэффициентами фондоотдачи;

· по оборотным активам – коэффициентами их отдачи (оборачиваемости).

В зависимости от того, эффективность использования какого вида ресурсов необходимо измерить, формула коэффициента их отдачи конкретизируется следующим образом:

 

средняя сумма выручки от продаж на единицу

персонала или на одного рабочего

 

 

=

выручка от продаж за период

 

;

среднесписочная численность персонала (производственного персонала или рабочих)  за период

 

 

коэффициент

материалоотдачи

 

=

выручка от продаж за период

 

;

стоимость потребленных материальных ресурсов  за период

 

 

коэффициент

фондоотдачи

 

=

выручка от продаж за период

 

;

средняя стоимость основных фондов (основных производственных фондов) за период

 

 

коэффициент отдачи

(оборачиваемости)

оборотных активов

 

=

выручка от продаж за период

 

.

средняя сумма оборотных активов за период

 

При экономическом анализе важно установить, влияние какой из двух групп факторов (экстенсивных или интенсивных) явилось преобладающим в приросте (снижении) объемов производства и продаж. При оценке ситуации исходят из того, что положительная динамика объемных показателей должна обеспечиваться, главным образом, за счет действия группы интенсивных факторов.

Чтобы ответить на вопрос о том, повысилась или снизилась эффективность использования ресурсов возможно использовать следующие аналитические процедуры:

1) сравнить темпы прироста (в процентах) выручки от продаж и темпы прироста ресурсов. Если эффективность использования ресурсов повысилась, то темпы прироста выручки от продаж (стоимости выпущенной продукции) выше, чем темпы прироста ресурсов;

2) рассчитать влияние на изменение выручки от продаж экстенсивности и интенсивности использования ресурсов. Эти факторы не равнозначны, так как в успешной фирме должны преобладать интенсивные факторы использования производственных ресурсов;

3) определить долю влияния группы экстенсивных и интенсивных факторов в общей величине прироста (снижения) выручки от продаж.

Пример анализа экстенсивности и интенсивности использования основных фондов представлен в следующей таблице (см. табл. 11).

Таблица 11

Информация для анализа экстенсивности и интенсивности

использования основных фондов

№ п/п Показатели За предыдущий аналогичный период За отчетный период Изменение (+,-) Индекс динамики Темп прироста, %
1 1 2 3 4 5 6
1 Стоимость реализованной продукции (выручка от продаж) за период, тыс.руб. (В)   251 000   331 800   + 80 800   1,322   + 32,2
2  Средняя стоимость основных фондов, тыс.руб. (Ф)     101 190   125 350   + 24 160   1,239   + 23,9
3  Коэффициент фондоотдачи, руб./руб. (Кф)  (п. 1: п. 2)   2,4805   2,6470   + 0,1665   1,067   + 6,7

Проверим правильность расчетов путем увязки индексов динамики:

1,239  1,067 = 1,322.

Решим аналитические задачи, изложенные выше:

1) сравним темпы прироста:

темп прироста выручки от продаж                                   + 32,2 %;

темп прироста средней стоимости основных фондов              + 23,9 %.

 

Следовательно, эффективность использования основных фондов повысилась;

2) рассчитаем влияние на изменение выручки от продаж экстенсивности и интенсивности использования основных фондов способом абсолютных отклонений:

В = В1 – В0 = 331 800 – 251 000 = + 80 800 тыс.руб.,

                      в т.ч.:

В( Ф) = (Ф1 – Ф0)  Кф0

В( Ф) = (125 350 – 101 190)  2,4805 = + 59 929 тыс.руб.

В( Кф) = (Кф1 – Кф0)  Ф1

В( Кф) = (2,6470 – 2,4805)  125 350 = + 20 871 тыс.руб.

 


Проверка:  

331 800 тыс.руб. – 251 000 тыс.руб. = 59 929 тыс.руб. + 20 871 тыс.руб.

+ 80 800 тыс.руб. = + 80 800 тыс.руб.;

3) определим долю влияния группы экстенсивных и интенсивных факторов в общей величине прироста выручки от продаж:

В( Ф), % =  ;

В( Кф), % = .

 

Вывод по результатам анализа: увеличение объема продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим обусловлено, главным образом, действием группы экстенсивных факторов. Средняя стоимость основных фондов увеличилась на 24 160 тыс.руб., или на 23,9 %. Действие группы экстенсивных факторов привело к увеличению объема продаж на 59929 тыс.руб., что составило 74,2 % от общего прироста выручки от продаж.

Эффективность использования основных фондов повысилась. Влияние группы интенсивных факторов менее значительное, чем экстенсивных: увеличение выручки от продаж за счет повышения коэффициента фондоотдачи составило 20 871 тыс.руб., что занимает 25,8 % в общем приросте выручки от продаж.

Изложенная методика применима для анализа эффективности использования каждого вида ресурсов.

Применение системы показателей ставит перед аналитиком задачу их интегрирования с целью получения однозначной количественной оценки уровня деловой активности. Представляется возможным использование балльно-рейтинговой оценки: каждому показателю, входящему в систему, присваивается определенное число баллов, оценка производится по сумме баллов, набранных по всем показателям.

Основная цель анализа – создание информационной базы для принятия управленческих решений.

Возможные управленческие решения по результатам анализа деловой активности можно систематизировать, объединив их в две группы:

- направленные на увеличение полезного результата, например, выручки от продаж;

- направленные на оптимизацию стоимости примененных ресурсов и на снижение величины затрат коммерческой организации.

Система мер, обеспечивающих увеличение выручки от продаж, включает:

· использование благоприятной конъюнктуры рынка;

· осуществление эффективной ценовой политики;

· предоставление потребительского кредита и ценовых скидок покупателям;

· повышение уровня гарантийного и послегарантийного обслуживания покупателей;

· расширение рекламной и информационной деятельности на товарных рынках;

· доведение разработанных планов до центров ответственности за доходы, а также контроль за их осуществлением.

  Управленческие решения, направленные на оптимизацию величины и структуры активов организации:

1)   реализация, ликвидация либо безвозмездная передача ненужных или излишних объектов имущества;

2)   сокращение текущих запасов товарно-материальных ценностей до оптимального уровня;

3)   снижение остатков дебиторской задолженности.

Управленческие решения, направленные на снижение затрат и себестоимости продукции, работ, услуг, можно объединить в две группы:

1) контроль формирования затрат на производство и себестоимости продаж на стадии планирования;

2) по результатам последующего анализа фактических затрат на производство и себестоимости продаж.

Контрольные вопросы:

 

1. Каковы основные задачи анализа финансового состояния коммерческой организации?
2. Назовите источники информации для анализа финансового состояния.
3. Какая система показателей используется для оценки финансового состояния?
4. Какие нормативные документы регламентируют порядок расчета стоимости чистых активов акционерных обществ?
5. Какие существуют варианты расчета величины собственного капитала в обороте?
6. Какие показатели характеризуют финансовую независимость организации?
7. Каким образом группируются активы для оценки платежеспособности организации?
8. Какие показатели характеризуют ликвидность организации?
9. Какая система показателей используется для оценки оборачиваемости оборотных активов?
10. Какой вид имеет общая формула коэффициента отдачи ресурсов и каким образом ее можно конкретизировать для расчета коэффициента отдачи определенного ресурса?
11. Каковы основные пути повышения показателей деловой активности?

 

 

2. Анализ финансовых результатов коммерческих организаций

 

2.1. Безубыточная деятельность как фактор обеспечения финансовой стабильности коммерческих организаций

 

Понятие коммерческой организации предполагает получение прибыли как результата производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. В статье 50 Гражданского Кодекса РФ сказано: «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечения прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)» [1].

Прибыль – важнейший экономический показатель эффективности работы организации. В изменении ее суммы проявляются все стороны деятельности организации:

1) снижение или увеличение объемов производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг;

2) эффективное либо неэффективное использование ресурсов (материальных, трудовых, основных фондов и др.), которыми располагает организация;

3) ценовая политика на рынках сбыта в борьбе с конкурентами;

4) эффективность финансовых операций (с денежными средствами, ценами бумагами);

5) эффективность сделок с имуществом (продажа, покупка, аренда, лизинг);

6) эффективность участия в деятельности других организаций;

7) эффективность управления дебиторской задолженностью;

8) наличие или отсутствие убытков от бесхозяйственности (штрафы, пени, неустойки, уплаченные за нарушение условий договоров с контрагентами, возмещение убытков, причиненных другим организациям и т.д.

Исполнительный орган управления (генеральный директор, совет директоров) обязан объяснить собственникам организации (держателям акций) причины возникновения убыточных операций по основной деятельности, убыточных сделок с недвижимостью, с валютой и другим имуществом.

Прибыль – это важнейший источник инвестиций коммерческих организаций, а также материального стимулирования персонала и социальных выплат. Нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет (в балансе показывается общей суммой) является источником пополнения собственного оборотного капитала организации, т.е. способствует повышению уровня ее рыночной устойчивости и платежеспособности. По этой причине многие экономисты рассматривают финансовые результаты деятельности организации в отчетном периоде как величину прироста собственного капитала. Для отражения финансовых результатов коммерческой организации в годовой отчетности предусмотрена специальная отчетная форма «Отчет о финансовых результатах».

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: