Деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, в достижении ею поставленных целей, в эффективном использовании производственного потенциала, расширении рынков сбыта продукции.
Целью анализа деловой активности является оценка качества управления коммерческой организацией, т.е. оценка эффективности менеджмента. Поэтому важно располагать системой показателей деловой активности и критериями их оценки. Практикуется оценка деловой активности на основе качественных и количественных критериев. Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена путем сравнения деятельности нескольких коммерческих организаций, аналогичных по сфере приложения капитала. Качественными критериями являются широта рынков сбыта продукции; наличие продукции, поставляемой на экспорт; репутация коммерческой организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами данной коммерческой организации, устойчивости связей с клиентами и др.
|
|
Количественными характеристиками деловой активности являются:
1) величина полезного результата деятельности коммерческой организации за период, а также устойчивые темпы прироста этого показателя от одного периода к другому;
2) обобщающие показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности, в частности коэффициенты ресурсоотдачи и затратоотдачи;
3) показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов.
Полезный результат деятельности организации за период можно измерить в натуральных или стоимостных показателях. Например, в тыс.тонн добытого угля, в кубометрах добытой руды, в тыс.кВт/час электроэнергии. В торговой организации полезный результат измеряется суммой товарооборота, а в строительной организации – сметной стоимостью выполненных собственными силами работ. В большинстве коммерческих организаций в качестве полезного результата используется показатель «выручка от продаж за период».
Коэффициенты ресурсоотдачи характеризуют величину полезного результата организаций, приходящуюся на единицу примененных ресурсов.
Общая формула коэффициента ресурсоотдачи:
коэффициент ресурсоотдачи | = | полезный результат деятельности коммерческой организации за период |
. |
средняя величина примененных ресурсов за период |
Общую формулу коэффициента ресурсоотдачи можно конкретизировать в соответствии с принятыми нами показателями полезного результата и стоимости примененных ресурсов:
коэффициент отдачи активов | = | выручка от продаж за период |
. | ||
средняя стоимость активов организации за период |
Информация о величине выручки от продаж представлена в официальной отчетности коммерческих организаций, в частности в Отчете о финансовых результатах. Среднюю стоимость активов за период можно рассчитать по данным бухгалтерских балансов.
Коэффициент отдачи активов можно интерпретировать в двух вариантах:
- отражает эффективность использования активов организации, т.е. показывает величину выручки от продаж, приходящуюся на единицу средней стоимости активов;
- характеризует количество оборотов, совершенных активами организации за период.
Коэффициент затратоотдачи является прямым показателем эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций. Он показывает величину выручки от продаж, приходящуюся на единицу затрат организации на производство и продажу:
коэффициент затратоотдачи | = | выручка от продаж за период |
. |
полная себестоимость продаж за период |
Информация для расчетов коэффициентов затратоотдачи коммерческих организаций представлена в «Отчете о финансовых результатах».
Соотношение между темпами роста выручки от продаж и темпами изменения величины примененных ресурсов (суммы затрат) определяет характер экономического роста: экстенсивный или интенсивный.
Превышение темпов роста выручки от продаж над темпами роста стоимости примененных ресурсов (суммы затрат) свидетельствует об интенсивном пути развития коммерческой организации. В этом случае коэффициент ресурсоотдачи (затратоотдачи) повышается, и наоборот.
В процессе анализа деловой активности оценивается соотношение между индексами динамики важных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, например:
- прибыли до налогообложения;
- выручки от продаж;
- среднегодовой стоимости активов.
В целях повышения деловой активности организации должно соблюдаться следующее соотношение индексов динамики:
3 1
JП > JB > JA > 1
2
где JП - индекс динамики прибыли до налогообложения;
JB - индекс динамики выручки от продаж;
JA - индекс динамики среднегодовой стоимости активов.
Такое соотношение принято называть «золотым правилом экономики». Его соблюдение будет свидетельствовать:
- о возрастании масштабов хозяйственной деятельности (1);
- об ускорении оборачиваемости активов (2);
- о повышении рентабельности продаж и прочих видов деятельности (3).
Отступление от «золотого правила экономики» возможно при реконструкции и расширении производства, обновлении ассортимента продукции, внедрении новых технологий и т.д. до тех пор, пока инвестированный капитал не окупится.
Примеры расчетов и оценки показателей деловой активности по данным бухгалтерской отчетности представлены в таблице 10.
Таблица 10
Анализ динамики показателей деловой активности
тыс.руб.
№ п/п | Показатели | Базовый период | Отчетный период | Индексы динамики |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Выручка от продаж | 251 000 | 331 800 | 1,3219 |
2 | Прибыль до налогообложения | 40 000 | 56 000 | 1,4000 |
3 | Среднегодовая стоимость активов | 210 800 | 242 950 | 1,1525 |
4 | Полная себестоимость продаж | 214 500 | 282 700 | 1,3179 |
5 | Коэффициент затратоотдачи (стр. 1: стр. 4) | 1,1702 | 1,1737 | х |
6 | Коэффициент ресурсоотдачи (стр. 1: стр. 3) | 1,1907 | 1,3657 | х |
Сравнение индексов динамики важнейших показателей отразило соответствие «золотому правилу экономики»:
1,4 > 1,3219 > 1,1525 > 1,0,
1,4 > 1,3219 > 1,3179 > 1,0.
Индексы динамики показали, что масштабы хозяйственной деятельности возросли, организация развивалась по интенсивному варианту, рентабельность хозяйственной деятельности повысилась. С учетом вышесказанного можно дать положительную оценку деловой активности организации.
|
|
Для оценки эффективности управления важное значение имеет анализ ресурсов организации на предмет их наличия, качества, динамики и эффективности использования. Именно от того, какими материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, а также ресурсами основных фондов располагает организация и насколько эффективно их использует, зависят конечные результаты ее деятельности.
При анализе влияния эффективности использования ресурсов на объемы производства и продаж принято выделять две группы факторов: первая группа связана с экстенсивным использованием ресурсов, вторая – с интенсивным.
Экстенсивность использования ресурсов характеризуется величиной примененных ресурсов. Например, экстенсивность использования трудовых ресурсов можно представить следующими показателями: среднесписочной численностью персонала (производственного персонала) организации, среднесписочной численностью рабочих.
Экстенсивность использования материальных ресурсов отражают показатели стоимости потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.д.).
Экстенсивность использования основных фондов характеризуют показатели средней стоимости основных фондов (основных производственных фондов).
Экстенсивность использования оборотных активов характеризуется средней их стоимостью за период.
Интенсивность использования ресурсов отражается соответствующими качественными показателями:
· по трудовым ресурсам – показателями производительности труда: средней выработкой (средней суммой выручки от продаж) на единицу персонала, на единицу производственного персонала, на одного рабочего;
· по материальным ресурсам – коэффициентами материалоотдачи;
· по основным фондам – коэффициентами фондоотдачи;
· по оборотным активам – коэффициентами их отдачи (оборачиваемости).
В зависимости от того, эффективность использования какого вида ресурсов необходимо измерить, формула коэффициента их отдачи конкретизируется следующим образом:
|
|
средняя сумма выручки от продаж на единицу персонала или на одного рабочего |
= | выручка от продаж за период |
; |
среднесписочная численность персонала (производственного персонала или рабочих) за период |
коэффициент материалоотдачи |
= | выручка от продаж за период |
; |
стоимость потребленных материальных ресурсов за период |
коэффициент фондоотдачи |
= | выручка от продаж за период |
; |
средняя стоимость основных фондов (основных производственных фондов) за период |
коэффициент отдачи (оборачиваемости) оборотных активов |
= | выручка от продаж за период |
. |
средняя сумма оборотных активов за период |
При экономическом анализе важно установить, влияние какой из двух групп факторов (экстенсивных или интенсивных) явилось преобладающим в приросте (снижении) объемов производства и продаж. При оценке ситуации исходят из того, что положительная динамика объемных показателей должна обеспечиваться, главным образом, за счет действия группы интенсивных факторов.
Чтобы ответить на вопрос о том, повысилась или снизилась эффективность использования ресурсов возможно использовать следующие аналитические процедуры:
1) сравнить темпы прироста (в процентах) выручки от продаж и темпы прироста ресурсов. Если эффективность использования ресурсов повысилась, то темпы прироста выручки от продаж (стоимости выпущенной продукции) выше, чем темпы прироста ресурсов;
2) рассчитать влияние на изменение выручки от продаж экстенсивности и интенсивности использования ресурсов. Эти факторы не равнозначны, так как в успешной фирме должны преобладать интенсивные факторы использования производственных ресурсов;
3) определить долю влияния группы экстенсивных и интенсивных факторов в общей величине прироста (снижения) выручки от продаж.
Пример анализа экстенсивности и интенсивности использования основных фондов представлен в следующей таблице (см. табл. 11).
Таблица 11
Информация для анализа экстенсивности и интенсивности
использования основных фондов
№ п/п | Показатели | За предыдущий аналогичный период | За отчетный период | Изменение (+,-) | Индекс динамики | Темп прироста, % |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Стоимость реализованной продукции (выручка от продаж) за период, тыс.руб. (В) | 251 000 | 331 800 | + 80 800 | 1,322 | + 32,2 |
2 | Средняя стоимость основных фондов, тыс.руб. (Ф) | 101 190 | 125 350 | + 24 160 | 1,239 | + 23,9 |
3 | Коэффициент фондоотдачи, руб./руб. (Кф) (п. 1: п. 2) | 2,4805 | 2,6470 | + 0,1665 | 1,067 | + 6,7 |
Проверим правильность расчетов путем увязки индексов динамики:
1,239 1,067 = 1,322.
Решим аналитические задачи, изложенные выше:
1) сравним темпы прироста:
темп прироста выручки от продаж + 32,2 %;
темп прироста средней стоимости основных фондов + 23,9 %.
Следовательно, эффективность использования основных фондов повысилась;
2) рассчитаем влияние на изменение выручки от продаж экстенсивности и интенсивности использования основных фондов способом абсолютных отклонений:
В = В1 – В0 = 331 800 – 251 000 = + 80 800 тыс.руб.,
в т.ч.:
В( Ф) = (Ф1 – Ф0) Кф0
В( Ф) = (125 350 – 101 190) 2,4805 = + 59 929 тыс.руб.
В( Кф) = (Кф1 – Кф0) Ф1
В( Кф) = (2,6470 – 2,4805) 125 350 = + 20 871 тыс.руб.
Проверка:
331 800 тыс.руб. – 251 000 тыс.руб. = 59 929 тыс.руб. + 20 871 тыс.руб.
+ 80 800 тыс.руб. = + 80 800 тыс.руб.;
3) определим долю влияния группы экстенсивных и интенсивных факторов в общей величине прироста выручки от продаж:
В( Ф), % = ;
В( Кф), % = .
Вывод по результатам анализа: увеличение объема продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим обусловлено, главным образом, действием группы экстенсивных факторов. Средняя стоимость основных фондов увеличилась на 24 160 тыс.руб., или на 23,9 %. Действие группы экстенсивных факторов привело к увеличению объема продаж на 59929 тыс.руб., что составило 74,2 % от общего прироста выручки от продаж.
Эффективность использования основных фондов повысилась. Влияние группы интенсивных факторов менее значительное, чем экстенсивных: увеличение выручки от продаж за счет повышения коэффициента фондоотдачи составило 20 871 тыс.руб., что занимает 25,8 % в общем приросте выручки от продаж.
Изложенная методика применима для анализа эффективности использования каждого вида ресурсов.
Применение системы показателей ставит перед аналитиком задачу их интегрирования с целью получения однозначной количественной оценки уровня деловой активности. Представляется возможным использование балльно-рейтинговой оценки: каждому показателю, входящему в систему, присваивается определенное число баллов, оценка производится по сумме баллов, набранных по всем показателям.
Основная цель анализа – создание информационной базы для принятия управленческих решений.
Возможные управленческие решения по результатам анализа деловой активности можно систематизировать, объединив их в две группы:
- направленные на увеличение полезного результата, например, выручки от продаж;
- направленные на оптимизацию стоимости примененных ресурсов и на снижение величины затрат коммерческой организации.
Система мер, обеспечивающих увеличение выручки от продаж, включает:
· использование благоприятной конъюнктуры рынка;
· осуществление эффективной ценовой политики;
· предоставление потребительского кредита и ценовых скидок покупателям;
· повышение уровня гарантийного и послегарантийного обслуживания покупателей;
· расширение рекламной и информационной деятельности на товарных рынках;
· доведение разработанных планов до центров ответственности за доходы, а также контроль за их осуществлением.
Управленческие решения, направленные на оптимизацию величины и структуры активов организации:
1) реализация, ликвидация либо безвозмездная передача ненужных или излишних объектов имущества;
2) сокращение текущих запасов товарно-материальных ценностей до оптимального уровня;
3) снижение остатков дебиторской задолженности.
Управленческие решения, направленные на снижение затрат и себестоимости продукции, работ, услуг, можно объединить в две группы:
1) контроль формирования затрат на производство и себестоимости продаж на стадии планирования;
2) по результатам последующего анализа фактических затрат на производство и себестоимости продаж.
Контрольные вопросы:
1. | Каковы основные задачи анализа финансового состояния коммерческой организации? |
2. | Назовите источники информации для анализа финансового состояния. |
3. | Какая система показателей используется для оценки финансового состояния? |
4. | Какие нормативные документы регламентируют порядок расчета стоимости чистых активов акционерных обществ? |
5. | Какие существуют варианты расчета величины собственного капитала в обороте? |
6. | Какие показатели характеризуют финансовую независимость организации? |
7. | Каким образом группируются активы для оценки платежеспособности организации? |
8. | Какие показатели характеризуют ликвидность организации? |
9. | Какая система показателей используется для оценки оборачиваемости оборотных активов? |
10. | Какой вид имеет общая формула коэффициента отдачи ресурсов и каким образом ее можно конкретизировать для расчета коэффициента отдачи определенного ресурса? |
11. | Каковы основные пути повышения показателей деловой активности? |
2. Анализ финансовых результатов коммерческих организаций
2.1. Безубыточная деятельность как фактор обеспечения финансовой стабильности коммерческих организаций
Понятие коммерческой организации предполагает получение прибыли как результата производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. В статье 50 Гражданского Кодекса РФ сказано: «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечения прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)» [1].
Прибыль – важнейший экономический показатель эффективности работы организации. В изменении ее суммы проявляются все стороны деятельности организации:
1) снижение или увеличение объемов производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг;
2) эффективное либо неэффективное использование ресурсов (материальных, трудовых, основных фондов и др.), которыми располагает организация;
3) ценовая политика на рынках сбыта в борьбе с конкурентами;
4) эффективность финансовых операций (с денежными средствами, ценами бумагами);
5) эффективность сделок с имуществом (продажа, покупка, аренда, лизинг);
6) эффективность участия в деятельности других организаций;
7) эффективность управления дебиторской задолженностью;
8) наличие или отсутствие убытков от бесхозяйственности (штрафы, пени, неустойки, уплаченные за нарушение условий договоров с контрагентами, возмещение убытков, причиненных другим организациям и т.д.
Исполнительный орган управления (генеральный директор, совет директоров) обязан объяснить собственникам организации (держателям акций) причины возникновения убыточных операций по основной деятельности, убыточных сделок с недвижимостью, с валютой и другим имуществом.
Прибыль – это важнейший источник инвестиций коммерческих организаций, а также материального стимулирования персонала и социальных выплат. Нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет (в балансе показывается общей суммой) является источником пополнения собственного оборотного капитала организации, т.е. способствует повышению уровня ее рыночной устойчивости и платежеспособности. По этой причине многие экономисты рассматривают финансовые результаты деятельности организации в отчетном периоде как величину прироста собственного капитала. Для отражения финансовых результатов коммерческой организации в годовой отчетности предусмотрена специальная отчетная форма «Отчет о финансовых результатах».