Методические рекомендации по написанию эссе

Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» – попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» – взвешивание. Создателем жанра эссе считается М. Монтень («Опыты», 1580 г.). Это прозаическое сочинениерассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь социологический, историко-биографический, публицистический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации, разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Построение эссе

Построение эссе – это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.

Основная часть эссе часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность, поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ.

Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина – следствие, общее – особенное, форма – содержание, часть – целое, постоянство – изменчивость.

В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.

Хорошо проверенный (и для большинства – совершено необходимый) способ построения любого эссе – использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения.

Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл изложенного в основной части заключение (вывод).

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Основная литература:

1. Социальная работа: теория и практика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Н. Приступа [и др.]; под редакцией Е. Н. Приступы. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 306 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-02693-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://www.biblio-online.ru/bcode/432928

2. Теория социальной работы: учебник / Е.И. Холостова, М.В. Вдовина, Л.И. Кононова и др.; под общ. ред. Е.И. Холостовой, Е.Г. Студеновой. М.: Дашков и К°, 2018. 474 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495735

3. Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебник для бакалавров. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 455 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-1723-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://www.biblio-online.ru/bcode/425270

Дополнительная литература:

1. Григорьева И.А. Теория социальной работы: учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 254 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/437589

2. Кайсарова Ж.Е. Теория социальной работы: учебное пособие. – Казань: Казанский научно-исследовательский технологический университет, 2016. – 133 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=560535

3. Кузина И.Г. Теория социальной работы: учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 175 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443616

4. Теория социальной работы: учебник для академического бакалавриата / Под редакцией Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 288 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02942-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://www.biblio-online.ru/bcode/431893

5. Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 905 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-1933-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://www.biblio-online.ru/bcode/396509

6. Холостова Е.И. Социальная работа: учебник для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2020. -  755 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/457211

 

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем

При чтении лекций по всем темам используется компьютерная техника для демонстрации слайдов с помощью программного приложения Microsoft Power Point.

На семинарских и практических занятиях студенты представляют презентации, подготовленные с помощью программного приложения Microsoft Power Point, подготовленные ими в часы самостоятельной работы.

Обучающимся предоставлена возможность работать в сети Интернет и получать дистанционно консультации преподавателя посредством электронных средств связи.

Информационные технологии:

- сбор, хранение, систематизация и выдача учебной и научной информации;

- обработка текстовой, графической и эмпирической информации;

- подготовка, конструирование и презентация итогов исследовательской и аналитической деятельности;

- самостоятельный поиск дополнительного учебного и научного материала, с использованием поисковых систем и сайтов сети Интернет, электронных энциклопедий и баз данных;

- использование электронной почты преподавателей и обучающихся для рассылки, переписки и обсуждения возникших учебных проблем.

- дистанционные технологии обучения - eFront.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: