Порядок проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация (экзамен) включает в себя два этапа:

На первом этапе определяется сформированность компетенции ОПК-7:  способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению.

            Первый этап проводится в форме контрольной работы по завершении изучения дисциплины до начала экзаменационной сессии.

          Контрольная работа включает задания на проверку знаний основных факторов риска образовательной среды, основных  признаков психологического неблагополучия детей и подростков, приемов и методов оказания психологической помощи личности, находящейся в кризисной ситуации;  умение анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, определять стратегию психологической помощи детям и подросткам, переживающим экстремальные и кризисные ситуации; владение навыками выявления психологического неблагополучия детей и подростков, планирования комплексных мероприятий по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды.

           Контрольная работа содержит три задания: тест для оценки знаниевого компонента компетенций, практические задания и ситуационные задачи для оценки умений и  навыка владения ими.

     Студент получает положительную оценку, если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.

    Второй этап - экзамен

Контрольная работа по оценке сформированности компетенции (ОПК-7)

Знать

1. Реализацией данного принципа в образовании является устранение психологического насилия во взаимодействии:

А) принцип психологической защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса.

Б) помощь в формировании социально-психологической умелости

2. Какой из перечисленных признаков не относится к апатии:

А) безразличное отношение к окружающему

Б) вялость, заторможенность

Г) медленная, с длинными паузами речь

Е) полный упадок сил

3. Когда человек, попавший в экстремальную или чрезвычайную ситуацию, дрожит, необходимо:

А) обнять пострадавшего и прижать к себе

Б) укрыть пострадавшего чем-то теплым

В) взять человека за плечи и сильно потрясти

Г) успокоить пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.

4. Психология здоровья – это:

А) наука о психологических факторах здоровья

Б) наука о методах сохранения и развития здоровья

В) наука, связанная с клинической и медицинской психологией

Г) наука, опирающаяся на холистический подход к человеку

Д) все перечисленное верно

Теорию специфического для болезни конфликта создал

А) Фрейд

Б) Кэннон

В) Александер

Г) Данбер

Д) Адлер

6. К физиологическим подходам к изучению психосоматических заболеваний не относятся:

А) учение И. Павлова об условных рефлексах

Б) кортико-висцеральная теория

В) учение о стрессе

Г) конверсионная модель

7. К признакам психической болезни не относятся:

А) акцентуация характера

Б) некритичность

В) неадекватность

Г) непродуктивность деятельности

8. Неспособность переживать и проявлять испытываемые чувства определяется как:

А) вытеснение

Б) алекситимия

В) апатия

Г) аутизм

Е) отсутствие эмпатии

9. Ритм музыки, кратный ритмичности сердечных сокращений и колебаниям электрической активности мозга, благоприятный для здоровья:

А) ритм марша

Б) ритмы рок-музыки

В) дискоритмы

10. Метод интерактивного обучения, направленный на реализацию знаний учеников в новой учебной ситуации. Детям предлагается за ограниченный промежуток времени путем «мозгового штурма» выполнить нестандартное задание в творческой форме:

А) театрализация

Б) проектирование

В) тренинг

Какие главные задачи решаются с помощью организационно-педагогических образовательных здоровьесберегающих технологий?

А) создание условий безопасного для здоровья обучения, предотвращение дезадаптационных состояний, переутомления, гиподинамии, дистресса, определение структуры и организации учебного процесса, объема учебной нагрузки

Б) все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика: выбор используемых на уроке приемов, методов, технологий, осуществление психолого-педагогического сопровождения всех элементов образовательного процесса

Какие главные задачи решаются с помощью психолого-педагогических образовательных здоровьесберегающих технологий?

А) все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика: выбор используемых на уроке приемов, методов, технологий, осуществление психолого-педагогического сопровождения всех элементов образовательного процесса

Б) создание условий безопасного для здоровья обучения, предотвращение дезадаптационных состояний, переутомления, гиподинамии, стресса, определение структуры и организации учебного процесса, объема учебной нагрузки.

13. Какие главные задачи решаются с помощью учебно-воспитательных образовательных здоровьесберегающих технологий?

А) реализация программ по обучению здоровью и ЗОЖ, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.

Б) формирование и укрепление психологического здоровья, повышение ресурсов психологической адаптации с помощью социально-психологических тренингов, программ социальной и семейной педагогики.

14. Какие главные задачи решаются с помощью социально адаптирующих и личностно развивающих образовательных здоровьесберегающих технологий?

А) формирование и укрепление психологического здоровья, повышение ресурсов психологической адаптации с помощью социально-психологических тренингов, программ социальной и семейной педагогики.

Б) реализация программ по обучению здоровью и ЗОЖ, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.

 

Уметь

                                                                            Таблица 11

              

Название ситуационной задачи «Проблема рисков в образовательной среде»
Личностно-значимый познавательный вопрос Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска – и здесь есть основания говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально-опасных психолого-педагогических технологий. Подростки очень чувствительны к влиянию психологического насилия, дискомфорта в межличностных отношениях и других деструктивных факторов, нарушающих психологическую безопасность образовательной среды. В этом возрасте есть риск разрушения основ личностно-эмоционального благополучия. Внешнее и внутренне содержание личностно-эмоционального неблагополучия может быть различным. На примере представленного текста, сформулируйте гипотезу, относительно перемен, происходящих с девушкой. Какие психологические проблемы ее мучают.
Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде К психологу пришла мама ученицы, которая учится в 10 классе и попросила о помощи. Она рассказала, что ее дочь до 6 – 7 класса была веселой, активной девочкой, хорошо училась в школе, любила общаться с детьми и одноклассниками, много времени отдавала внеклассной работе. Сейчас она совсем изменилась. Замкнулась, перестала общаться с друзьями, теряется в присутствии незнакомых людей, сторонится компаний и шумных собраний. Стала хуже учиться. Все свободное время проводит в своей комнате. Придирчиво относится к своей внешности. Живет довольно напряженной жизнью, иногда прорывающейся в нервных репликах и подавленном настроении. На искренний разговор не идет. Как вернуть дочь к нормальной жизни? Что с ней происходит?

 

Ознакомление Определите содержание проблемной ситуации
Понимание Объясните причины эмоционального состояния и поведения девушки.
Применение Предложите способ разрешения возникшей ситуации, позволяющий обеспечить психологическую безопасность личности и коллектива классы. Подберите методы диагностики, позволяющие оценить уровень эмоционального состояния девушки.
Анализ Проанализируйте стратегии оказания психологической помощи семье.
Синтез Составьте наиболее вероятный сценарий развития ситуации
Оценка Оцените возможности психолога для психологически безопасного разрешения ситуации

 

Уметь

 Практическое задание. Провести самообследование по одной из перечисленных методик (на выбор):

1. Опросник «Синдром эмоционального выгорания» В. Бойко

2. Опросник, определяющий склонность к развитию стресса (Т.А. Немчин и Тейлор)

3. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана.

Приведите несколько практических приемов саморегуляции, используя психотехнические упражнения.

 

                                                                   Владеть

Практическое задание. Разработать технологию оказания экстренной психологической помощи субъектам образовательного процесса в кризисных и экстремальных ситуациях.

Цель задания – ознакомить студентов с особенностями оказания экстренной психологической помощи людям в кризисных и экстремальных ситуациях.

Особенности выполнения задания – технология оказания экстренной психологической помощи субъектам образовательного процесса включает следующие пункты: формулировка целей и задач, указание возраста, на который рассчитана технология, основные её блоки, методы работы, возможности применения и ограничения, литературный источник.

                  

                                                                 Владеть

                                                                                                             Таблица 12

Название ситуационной задачи «Кризисное состояние подростка»
Личностно-значимый познавательный вопрос Разрешение конфликтных ситуаций и планирование комплексных мероприятий по предупреждению, а также преодолению рисков образовательной среды является компетенциями психолога. Кризисное состояние детей и подростков часто оборачивается трагедией. Каким образом психологу следует согласовать знания теории с практикой? Важно: 1. Определить тип темперамента. 2. Определить рациональный способ общения. 3. Составить вопросы для беседы и возможные пути решения проблемы.
Информация по данному вопросу Ученик Миша меланхоличен, честолюбив, серьезен. Иногда склонен к уныло-тревожному настроению. Входит в контакт с немногочисленным кругом людей. Обидчив, иногда медлителен. В эмоциональной жизни зависит от близких. Постоянно ищет способы доказательства любви и уважения близких и окружающих людей. В ситуации конфликта со сверстниками склонен к суицидальным попыткам. Дополнительная информация: подросток учится в 9 классе. Раньше учился в другой школе, но из-за конфликта с учительницей перевелся в другую школу.  

 

Ознакомление Определите содержание кризисного состояния подростка
Понимание             Объясните причины этого состояния
Применение Предложите способ разрешения кризисного состояния, позволяющий обеспечить психологическую безопасность его участников.
Анализ Проанализируйте стратегии психолога общеобразовательной школы в данной ситуации
Синтез Составьте наиболее вероятный сценарий развития ситуации
Оценка Оцените возможности психолога для психологически безопасного решения ситуации.

 

Владеть

Практическое задание. Разработать психолого-педагогическую программу саморегуляции и профилактической психогигиены психолога, работающего с кризисными состояниями.

        

Таблица 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: