Промежуточная аттестация (экзамен) включает в себя два этапа:
На первом этапе определяется сформированность компетенции ОПК-7: способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению.
Первый этап проводится в форме контрольной работы по завершении изучения дисциплины до начала экзаменационной сессии.
Контрольная работа включает задания на проверку знаний основных факторов риска образовательной среды, основных признаков психологического неблагополучия детей и подростков, приемов и методов оказания психологической помощи личности, находящейся в кризисной ситуации; умение анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, определять стратегию психологической помощи детям и подросткам, переживающим экстремальные и кризисные ситуации; владение навыками выявления психологического неблагополучия детей и подростков, планирования комплексных мероприятий по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды.
|
|
Контрольная работа содержит три задания: тест для оценки знаниевого компонента компетенций, практические задания и ситуационные задачи для оценки умений и навыка владения ими.
Студент получает положительную оценку, если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.
Второй этап - экзамен
Контрольная работа по оценке сформированности компетенции (ОПК-7)
Знать
1. Реализацией данного принципа в образовании является устранение психологического насилия во взаимодействии:
А) принцип психологической защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса.
Б) помощь в формировании социально-психологической умелости
2. Какой из перечисленных признаков не относится к апатии:
А) безразличное отношение к окружающему
Б) вялость, заторможенность
Г) медленная, с длинными паузами речь
Е) полный упадок сил
3. Когда человек, попавший в экстремальную или чрезвычайную ситуацию, дрожит, необходимо:
А) обнять пострадавшего и прижать к себе
Б) укрыть пострадавшего чем-то теплым
В) взять человека за плечи и сильно потрясти
Г) успокоить пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.
4. Психология здоровья – это:
А) наука о психологических факторах здоровья
Б) наука о методах сохранения и развития здоровья
В) наука, связанная с клинической и медицинской психологией
Г) наука, опирающаяся на холистический подход к человеку
Д) все перечисленное верно
Теорию специфического для болезни конфликта создал
|
|
А) Фрейд
Б) Кэннон
В) Александер
Г) Данбер
Д) Адлер
6. К физиологическим подходам к изучению психосоматических заболеваний не относятся:
А) учение И. Павлова об условных рефлексах
Б) кортико-висцеральная теория
В) учение о стрессе
Г) конверсионная модель
7. К признакам психической болезни не относятся:
А) акцентуация характера
Б) некритичность
В) неадекватность
Г) непродуктивность деятельности
8. Неспособность переживать и проявлять испытываемые чувства определяется как:
А) вытеснение
Б) алекситимия
В) апатия
Г) аутизм
Е) отсутствие эмпатии
9. Ритм музыки, кратный ритмичности сердечных сокращений и колебаниям электрической активности мозга, благоприятный для здоровья:
А) ритм марша
Б) ритмы рок-музыки
В) дискоритмы
10. Метод интерактивного обучения, направленный на реализацию знаний учеников в новой учебной ситуации. Детям предлагается за ограниченный промежуток времени путем «мозгового штурма» выполнить нестандартное задание в творческой форме:
А) театрализация
Б) проектирование
В) тренинг
Какие главные задачи решаются с помощью организационно-педагогических образовательных здоровьесберегающих технологий?
А) создание условий безопасного для здоровья обучения, предотвращение дезадаптационных состояний, переутомления, гиподинамии, дистресса, определение структуры и организации учебного процесса, объема учебной нагрузки
Б) все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика: выбор используемых на уроке приемов, методов, технологий, осуществление психолого-педагогического сопровождения всех элементов образовательного процесса
Какие главные задачи решаются с помощью психолого-педагогических образовательных здоровьесберегающих технологий?
А) все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика: выбор используемых на уроке приемов, методов, технологий, осуществление психолого-педагогического сопровождения всех элементов образовательного процесса
Б) создание условий безопасного для здоровья обучения, предотвращение дезадаптационных состояний, переутомления, гиподинамии, стресса, определение структуры и организации учебного процесса, объема учебной нагрузки.
13. Какие главные задачи решаются с помощью учебно-воспитательных образовательных здоровьесберегающих технологий?
А) реализация программ по обучению здоровью и ЗОЖ, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.
Б) формирование и укрепление психологического здоровья, повышение ресурсов психологической адаптации с помощью социально-психологических тренингов, программ социальной и семейной педагогики.
14. Какие главные задачи решаются с помощью социально адаптирующих и личностно развивающих образовательных здоровьесберегающих технологий?
А) формирование и укрепление психологического здоровья, повышение ресурсов психологической адаптации с помощью социально-психологических тренингов, программ социальной и семейной педагогики.
Б) реализация программ по обучению здоровью и ЗОЖ, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.
Уметь
Таблица 11
Название ситуационной задачи | «Проблема рисков в образовательной среде» | ||
Личностно-значимый познавательный вопрос | Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска – и здесь есть основания говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально-опасных психолого-педагогических технологий. Подростки очень чувствительны к влиянию психологического насилия, дискомфорта в межличностных отношениях и других деструктивных факторов, нарушающих психологическую безопасность образовательной среды. В этом возрасте есть риск разрушения основ личностно-эмоционального благополучия. Внешнее и внутренне содержание личностно-эмоционального неблагополучия может быть различным. На примере представленного текста, сформулируйте гипотезу, относительно перемен, происходящих с девушкой. Какие психологические проблемы ее мучают. | ||
Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде | К психологу пришла мама ученицы, которая учится в 10 классе и попросила о помощи. Она рассказала, что ее дочь до 6 – 7 класса была веселой, активной девочкой, хорошо училась в школе, любила общаться с детьми и одноклассниками, много времени отдавала внеклассной работе. Сейчас она совсем изменилась. Замкнулась, перестала общаться с друзьями, теряется в присутствии незнакомых людей, сторонится компаний и шумных собраний. Стала хуже учиться. Все свободное время проводит в своей комнате. Придирчиво относится к своей внешности. Живет довольно напряженной жизнью, иногда прорывающейся в нервных репликах и подавленном настроении. На искренний разговор не идет. Как вернуть дочь к нормальной жизни? Что с ней происходит? | ||
| |||
Ознакомление | Определите содержание проблемной ситуации | ||
Понимание | Объясните причины эмоционального состояния и поведения девушки. | ||
Применение | Предложите способ разрешения возникшей ситуации, позволяющий обеспечить психологическую безопасность личности и коллектива классы. Подберите методы диагностики, позволяющие оценить уровень эмоционального состояния девушки. | ||
Анализ | Проанализируйте стратегии оказания психологической помощи семье. | ||
Синтез | Составьте наиболее вероятный сценарий развития ситуации | ||
Оценка | Оцените возможности психолога для психологически безопасного разрешения ситуации |
Уметь
Практическое задание. Провести самообследование по одной из перечисленных методик (на выбор):
1. Опросник «Синдром эмоционального выгорания» В. Бойко
2. Опросник, определяющий склонность к развитию стресса (Т.А. Немчин и Тейлор)
|
|
3. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана.
Приведите несколько практических приемов саморегуляции, используя психотехнические упражнения.
Владеть
Практическое задание. Разработать технологию оказания экстренной психологической помощи субъектам образовательного процесса в кризисных и экстремальных ситуациях.
Цель задания – ознакомить студентов с особенностями оказания экстренной психологической помощи людям в кризисных и экстремальных ситуациях.
Особенности выполнения задания – технология оказания экстренной психологической помощи субъектам образовательного процесса включает следующие пункты: формулировка целей и задач, указание возраста, на который рассчитана технология, основные её блоки, методы работы, возможности применения и ограничения, литературный источник.
Владеть
Таблица 12
Название ситуационной задачи | «Кризисное состояние подростка» |
Личностно-значимый познавательный вопрос | Разрешение конфликтных ситуаций и планирование комплексных мероприятий по предупреждению, а также преодолению рисков образовательной среды является компетенциями психолога. Кризисное состояние детей и подростков часто оборачивается трагедией. Каким образом психологу следует согласовать знания теории с практикой? Важно: 1. Определить тип темперамента. 2. Определить рациональный способ общения. 3. Составить вопросы для беседы и возможные пути решения проблемы. |
Информация по данному вопросу | Ученик Миша меланхоличен, честолюбив, серьезен. Иногда склонен к уныло-тревожному настроению. Входит в контакт с немногочисленным кругом людей. Обидчив, иногда медлителен. В эмоциональной жизни зависит от близких. Постоянно ищет способы доказательства любви и уважения близких и окружающих людей. В ситуации конфликта со сверстниками склонен к суицидальным попыткам. Дополнительная информация: подросток учится в 9 классе. Раньше учился в другой школе, но из-за конфликта с учительницей перевелся в другую школу. |
| |
Ознакомление | Определите содержание кризисного состояния подростка |
Понимание | Объясните причины этого состояния |
Применение | Предложите способ разрешения кризисного состояния, позволяющий обеспечить психологическую безопасность его участников. |
Анализ | Проанализируйте стратегии психолога общеобразовательной школы в данной ситуации |
Синтез | Составьте наиболее вероятный сценарий развития ситуации |
Оценка | Оцените возможности психолога для психологически безопасного решения ситуации. |
Владеть
Практическое задание. Разработать психолого-педагогическую программу саморегуляции и профилактической психогигиены психолога, работающего с кризисными состояниями.
Таблица 13