Тема 4. Современное университетское образование: проблемы и перспективы

 

Огромное влияние на формирование нового образа университета оказывает Болонский процесс. в Болонский процесс предъявляет определённые требования к университетскому образованию по созданию условий для развития граждан, их самореализации и востребованности в обществе.

Основными средствами трансформации высшего образования России в данном направлении являются:

1) переход на двухуровневую систему высшего образования – бакалавриат и магистратуру;

2) введение системы зачётных баллов на всех уровнях системы непрерывного образования;

3) принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе через внедрение Приложения к дипломам для повышения международной конкурентноспособности европейской системы высшего образования;

4) принятие системы подготовки кадров для ведения научных исследований, основанной на двух основных циклах достепенного и послестепенного.

Заявленные в концепциях тенденции к междисциплинарности, динамичности, рыночной ориентированности вступают в конфликт с традиционными ценностями преподавания в университетах.

Введение многоуровневой подготовки повлияло также и на позицию студента, так как при обучении он может выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут.

В результате анализа образовательного стандарта, программы подготовки магистров «Высшее образование», анализа литературы, посвященной научно-исследовательской работе студентов, стало возможно выделить внешне заданные требования к компетентности специалиста в области высшего образования.

Компетентность – это успешно реализованная в деятельности компетенция. Компоненты компетентности в какой-либо сфере жизнедеятельности могут быть представлены рядом компонентов:

– когнитивный компонент (знания);

– мотивационный компонент;

– аксиологический компонент (направленность, ценностные отношения личности);

– конативный компонент (от лат. conatus – попытка, усилие, стремление) – готовность (умения, навыки, опыт деятельности);

– способности;

– готовность к профессиональной деятельности - это психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей.

– эмоционально-волевой (аффективный) компонент (саморегуляция).

В данном случае компетенция выступает как потенциал компетентности, реализующийся через определенную сферу деятельности, и приобретает действенность через механизмы самоорганизации и саморегуляции, (Таб.1)

Таб. 1 Проектирование процедур технологии компетентностного подхода [8]

Процедуры Основания и детализация процедур  
Проектирование модели специалиста Компетентностная модель специалиста-выпускника
   
Проектирование результатов Формирование конкурентоспособного специалиста-выпускника в соответствии с компетентностной моделью  
Диагностика готовности студентов Определение типологических групп и уровней студентов  
Проектирование целей подготовки Выражение планируемых компетенций специалиста в действиях студента, дифференцированных по уровням деятельности, способствующей становлению требуемых компетенций студента  
Проектирование содержания подготовки Выделение необходимого и должного количества дидактических единиц для формирования востребованных компетенций специалистов, определение содержания в соответствии с ГОС-требованиями работодателей  
Выбор методов подхода Использование современных активных методов и технологий обучения, создание ситуаций развития и воспитания студентов на занятии; формирование умений самостоятельной работы, формирование “Я-концепции”  
Процедуры Основания и детализация процедур  
Выбор форм Разнообразие используемых форм учебной деятельности студентов (фронтальной, групповой, коллективной, индивидуальной); использование дифференцированных дидактических материалов, форм и средств организации учебного процесса  
Выбор средств Наличие специально оборудованной аудитории; средств обучения для данного занятия; дидактических материалов для самостоятельной работы студентов на занятии; наличие авторских средств обучения  
Контроль и оценка Тестовый контроль, рейтинг, аудит, мониторинг  
Определение показателей качества подготовки студентов Результаты выполнения всех видов учебных заданий и всех видов тестового контроля; уровень усвоения компетенций; рейтинг студента в межсессионные аттестации и его динамика; результаты итоговой аттестации; востребованность специалистов в отрасли  

 

 

 

Данные требования можно представить как инвариантную и вариативную части компетентности, которые в содержательном плане структурируются через ключевые, базовые и специальные компетенции. Ключевые компетенции инвариантны для любой современной профессиональной деятельности высшей квалификации. Базовые – включают в себя готовность магистранта к конкретной профессиональной деятельности с научно-исследовательской направленностью в области образования.

Содержательное наполнение специальных компетенций зависит от особенностей задач, возникающих при разрешении реальных проблем образования. В магистратуре развитие специальных компетенций происходит в процессе работы над диссертацией, ограничено исследуемой проблемой и научным направлением подготовки. Все эти три вида компетенций тесно между собой связаны, их нельзя четко разделить (разграничить).

Ключевые компетенции инвариантны для любой профессиональной деятельности высшей квалификации и включают в себя:

§ умение общаться с другими людьми;

§ готовность работать с другими людьми в команде;

§ умение решать проблемы;

§ готовность принимать самостоятельные решения;

§ умение использовать информационные технологии;

§ умение работать с правовой информацией;

§ готовность совершенствовать собственное обучение и деятельность;

§ умение говорить и читать на иностранном языке;

§ умение рассуждать и мыслить аналитически и критически;

§ способность оценивать свои действия.

Ключевые компетенции – это та основа, которая должна проходить через все уровни образования. Они имеют три основных функции:

1) помогают студентам обучаться;

2) позволяют сотрудникам стать более гибкими, соответствовать запросу работодателей;

3) помогают быть более успешными в дальнейшей жизни.

Вопрос:

1.Определите разницу между понятиями компетенция и компетентность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: