Огромное влияние на формирование нового образа университета оказывает Болонский процесс. в Болонский процесс предъявляет определённые требования к университетскому образованию по созданию условий для развития граждан, их самореализации и востребованности в обществе.
Основными средствами трансформации высшего образования России в данном направлении являются:
1) переход на двухуровневую систему высшего образования – бакалавриат и магистратуру;
2) введение системы зачётных баллов на всех уровнях системы непрерывного образования;
3) принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе через внедрение Приложения к дипломам для повышения международной конкурентноспособности европейской системы высшего образования;
4) принятие системы подготовки кадров для ведения научных исследований, основанной на двух основных циклах достепенного и послестепенного.
Заявленные в концепциях тенденции к междисциплинарности, динамичности, рыночной ориентированности вступают в конфликт с традиционными ценностями преподавания в университетах.
Введение многоуровневой подготовки повлияло также и на позицию студента, так как при обучении он может выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут.
В результате анализа образовательного стандарта, программы подготовки магистров «Высшее образование», анализа литературы, посвященной научно-исследовательской работе студентов, стало возможно выделить внешне заданные требования к компетентности специалиста в области высшего образования.
Компетентность – это успешно реализованная в деятельности компетенция. Компоненты компетентности в какой-либо сфере жизнедеятельности могут быть представлены рядом компонентов:
– когнитивный компонент (знания);
– мотивационный компонент;
– аксиологический компонент (направленность, ценностные отношения личности);
– конативный компонент (от лат. conatus – попытка, усилие, стремление) – готовность (умения, навыки, опыт деятельности);
– способности;
– готовность к профессиональной деятельности - это психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей.
– эмоционально-волевой (аффективный) компонент (саморегуляция).
В данном случае компетенция выступает как потенциал компетентности, реализующийся через определенную сферу деятельности, и приобретает действенность через механизмы самоорганизации и саморегуляции, (Таб.1)
Таб. 1 Проектирование процедур технологии компетентностного подхода [8]
|
Данные требования можно представить как инвариантную и вариативную части компетентности, которые в содержательном плане структурируются через ключевые, базовые и специальные компетенции. Ключевые компетенции инвариантны для любой современной профессиональной деятельности высшей квалификации. Базовые – включают в себя готовность магистранта к конкретной профессиональной деятельности с научно-исследовательской направленностью в области образования.
Содержательное наполнение специальных компетенций зависит от особенностей задач, возникающих при разрешении реальных проблем образования. В магистратуре развитие специальных компетенций происходит в процессе работы над диссертацией, ограничено исследуемой проблемой и научным направлением подготовки. Все эти три вида компетенций тесно между собой связаны, их нельзя четко разделить (разграничить).
Ключевые компетенции инвариантны для любой профессиональной деятельности высшей квалификации и включают в себя:
§ умение общаться с другими людьми;
§ готовность работать с другими людьми в команде;
§ умение решать проблемы;
§ готовность принимать самостоятельные решения;
§ умение использовать информационные технологии;
§ умение работать с правовой информацией;
§ готовность совершенствовать собственное обучение и деятельность;
§ умение говорить и читать на иностранном языке;
§ умение рассуждать и мыслить аналитически и критически;
§ способность оценивать свои действия.
Ключевые компетенции – это та основа, которая должна проходить через все уровни образования. Они имеют три основных функции:
1) помогают студентам обучаться;
2) позволяют сотрудникам стать более гибкими, соответствовать запросу работодателей;
3) помогают быть более успешными в дальнейшей жизни.
Вопрос:
1.Определите разницу между понятиями компетенция и компетентность