Раздел II. Теория обучения

Тема 5.Обучение как способ организации педагогического процесса

Под содержанием общего образования понимается совокупность знаний, умений и навыков, получение которых обеспечивается обществом (государством) для каждого взрослого человека независимо от его специальности.Общее образование дети и молодежь получают в семье, дошкольных воспитательно-образовательных учреждениях и в общеобразовательных школах. Уровень получаемого образования определяется общей целью, представление о которой формируется общественным сознанием в соответствии с социально-экономическими условиями жизни. Обеспечение для каждого гражданина его полноценного участия в общественной жизни требует освоения знаний основ наук о природе, обществе, самом человеке, о познании и способах познания.

Таким образом, в содержание общего образования в качестве реального фактора обеспечения продвижения к общей цели воспитания должны быть включены четыре элемента:

1) система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности;

2) система общих интеллектуальных и практических навыков и умений;

3) опыт творческой деятельности (умение перенести знания и умения в новую ситуацию; развитие альтернативного мышления, т.е. способности видеть различные пути поиска решения проблемы; приобщение к деятельности по созданию нового из элементов известного; усвоение методики эксперимента; построение принципиально нового способа решения проблемы и др.);

4) опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу (схема).

Общая идея содержания школьного образования конкретизируется в учебном плане. Учебный план – это государственный документ, который определяет набор учебных дисциплин, изучаемых учащимися в школах с первого до последнего года обучения. В нем указывается количество часов в неделю на изучение каждого учебного предмета. В 90-е гг. учебные планы общеобразовательных школ перестали быть едиными. Они стали вариативными (учебный план лицея, гимназии, общеобразовательной школы и т.д.). Все они состоят из трех компонентов: федерального (в нем определяются учебные дисциплины, которые изучаются во всех общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации), регионального (в нем определяются учебные предметы, характерные для школ области, края, республики как субъектов Федерации), школьного (в нем раскрывается то особенное в содержании общего образования, что характерно для конкретного учебного заведения в плане учета индивидуальных потребностей учащихся: факультативные занятия, занятия по выбору в зависимости от избираемого учащимися профиля). В учебном плане указывается продолжительность учебного года, время школьных каникул.

5) Содержание самих изучаемых учебных дисциплин как системы знаний и формируемых умений и навыков раскрывается в учебных программах, на основе которых создаются учебные издания (учебники, пособия, справочные материалы и проч.)

Вопросы:

1.Что входит в содержание образования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: