Установление ограничений.
Другая форма структурирования, применяемая терапевтами, — это установление ограничений. Все признают, что установление ограничений обладает значительной терапевтической ценностью, потому что при помощи этого процесса ребенок узнает о границах приемлемого поведения, развивает у себя межличностную ответственность и видит ваш интерес в поддержании его безопасности. Даже самые ярые клиент-центрированные детские терапевты признают, что «дети не чувствуют себя в безопасности, не чувствуют себя оцененными и принимаемыми, если находятся в абсолютно позволяющих (попустительских) отношениях».Помимо этого, установление ограничений полностью соответствует модели терапии реальности, в которой ранние усилия родителей по организации мира ребенка таким образом, чтобы помочь ему удовлетворять свои потребности адекватными способами, рассматриваются в качестве первичной силы, направляющей ребенка к эмоциональному здоровью и оптимальной социализации.
|
|
Большая часть действий по установлению ограничений, осуществляемых вами в течение игровых сессий, совершается ненамеренно. Ваши вербализации и поведение обеспечивают ребенку постоянное подкрепление различного характера. Каждый раз, когда вы произносите позитивное или негативное высказывание, вы по-разному оцениваете поведение ребенка. Вы не можете отражать все, что делает ребенок, и не можете быть максимально активным каждую минуту. Так как ваши реакции варьируют, то со временем начинает варьироваться и поведение ребенка. Если вы более активно реагируете на слова ребенка, чем на его действия, через некоторое время он начнет больше говорить. Обратное происходит, если вы больше внимания обращаете на поведение ребенка и меньше — на его вербализации. Многократно доказано, что ребенок с большей вероятностью воспринимает все ваши проявления позитивного поведения как мощные подкрепляющие факторы, поэтому вы должны пытаться использовать это. Вам не следует говорить просто цля того, чтобы поговорить. Вы должны понимать, что ваши реакции, действия и высказывания структурируют игровую сессию ребенка благодаря или своему содержанию, или просто факту их демонстрации.
Наиболее часто терапевты вводят ограничения в ответ на агрессивное поведение, направленное на терапевта, агрессивное поведение, направленное на игрушки или предметы обстановки, а также поведение, создающее угрозу здоровью и безопасности ребенка. Большинство из них допускают проявления социально неприемлемого поведения, например ругань. Но если в вопросе о том, какое именно поведение терапевт должен ограничивать, достигнуто согласие, то методы ограничений остаются предметом споров.
|
|
Ландрет предложил следующие шаги по введению ограничений: 1) признать чувства, желания и побудительные мотивы ребенка; 2) сообщить ему об ограничении или запрете; 3) уточнить, какое альтернативное поведение будет приемлемым в данной ситуации. Если ситуация позволяет, полезно добавить две дополнительные детали. Первая из них — уточнение причины, повлекшей ограничение, которое делается в тот момент, когда вы заявляете о существовании этого ограничения. Это действие помогает детям понять и усвоить логическое обоснование требуемого от них поведения, а не просто заставляет их соблюдать правила. Другая деталь призвана предоставить ребенку несколько альтернативных способов поведения в ходе осуществления третьего шага, что позволяет ему делать выбор. Еще лучше, если ребенок сам участвует в генерировании хотя бы одного из этих способов. Это делает ребенка активным участником разрешения проблемы и снижает его зависимость от терапевта. Если при помощи этих непрямых действий ограничить поведение ребенка не удается, терапевт продолжает искать способы совладания с проблемой, предлагая удалить вызвавшие затруднения игрушки или материалы из игровой комнаты и, если все бесполезно, закончить сессию. Хотя он предоставляет много примеров проблем в игровой комнате, он никогда не упоминает самую проблематичную ситуацию агрессии, направленной на терапевта. Эта специфическая проблема рассматривается в следующем разделе, посвященном удержанию.
В гуманистической и аналитической терапии часто прибегают к такому методу ограничения, как завершение сессии. Но принципы экосистемной игровой терапии исключают такую возможность. Здесь структурирование, в том числе путем установления ограничений, — важное средство достижения прогресса в терапии. А что ребенок поймет, если вы завершите сессию? Только то, что вы не хотите находиться рядом с ним, когда он совершает негативные поступки, а это, несомненно, окажет сильный структурирующий эффект, но в то же время воспроизведет негативные транзакции, с которыми ребенок сталкивается в своей экосистеме за пределами игровой комнаты. Ребенок просто научится приравнивать потерю контроля над собой к отвержению со стороны других и начнет бояться своих собственных побуждений, которые потенциально могут стать причинами его непринятия. Вторым сообщением, которое получит ребенок, станет сообщение о том, что вы неспособны его контролировать и вынуждены прибегать к изгнанию, вместо того чтобы обращаться к его поведению. Если вы на самом деле неспособны контролировать ребенка, маловероятно, что терапия имеет шанс на успех. В конце концов, какой шанс на успешное воспитание ребенка есть у родителей, если они не готовы или неспособны в случае необходимости вмешаться и осуществить контроль? Вы должны быть способны или обеспечить структуру, позволяющую» вам контролировать данного клиента, или уметь изыскивать ресурсы, помогающие осуществлять контроль этого типа. Если вы на самом деле теряете контроль над ходом сессии, в результате чего наносится вред либо вам, либо ребенку, вы наносите такую травму, от которой терапевтический процесс, скорее всего, не оправится. Ребенок узнает, что никто не находится в безопасности, и атмосфера доверия будет утрачена безвозвратно.
Прерывание сессии делает очевидным тот факт, что терапия возможна только если ребенок ведет себя адекватно, что, как нам кажется, создает некоторое структурное противоречие. Если бы ребенок мог все время вести себя адекватно, он бы не нуждался в терапии, и все же он не может приходить на терапию, если не ведет себя адекватно. Более того, вам придется учесть возможность, что прерывание сессии может подкрепить модель использования ребенком негативного отреагирования в целях избегания неприятных для него сессий или тем.