Учет является исходной базой для планирования работы на предстоящий период. Учет создает условия для систематичного и действенного контроля за всеми участками работы. Учет определяет штаты и размеры денежных средств. Существует несколько видов учета.;
1) Учет работы организаций непосредственно в учреждениях культуры называется первичным. По своему характеру он подразделяется на количественный и качественный учет.
Качественный учет определяет на каком уровне работа учреждения культуры: уровень проводимых мероприятий, действенность, популярность, актуальность у населения; степень удовлетворения запросов и интересов людей разных возрастных категорий. Поэтому, учет качественных показателей работы включает: сбор, обобщение, анализ материалов о проведенных мероприятиях.
Количественный учет - повседневная систематическая регистрация организуемых и проводимых мероприятий. Основной документ количественного учета - это Журнал учета работы учреждения культуры на определенный период. Единый по форме журнал имеет следующие разделы:
|
|
1. Указания по ведению журнала; Сведения об активе клубного учреждения (Сведения о составе совета учреждения, Сведения о составе руководителей кружков, коллективов, объединений и формирований, Сведения о составе руководителей и преподавателей народных университетов, школ культуры и т.д.);
2. Учет культурно-массовой работы (запись ведется ежедневно);
3. Сводка показателей учета культурно-массовых мероприятий, кружков, коллективов и объединений; (Сведения о поступлениях и расходах денежных средств; Для замечаний и предложений проверяющих работу клубного учреждения культуры).
В конце журнала в сводке учета массовой работы и работа кружков, не позднее 3 числа записываются итоги работы за месяц. Заполненный журнал хранится как основной документ отчетности. Ответственность за правильное ведение и сохранность журнала несет директор учреждения. В случае передачи дел другому руководителю, журнал передается по акту сдачи-приемки.
Журнал работы коллектива или кружка.
1. Сведения о работе коллектива.
2) Репертуар
3) Сведения об участниках коллектива
4) Учет посещаемости
5) План работы
6) Дневник работы коллектива
7Участие в конкурсах, смотрах, выставках.
В некоторых учреждениях ведется учет справочной работа. Это книга вопросов и ответов. В ней фиксируется вопрос и лицо, которое отвечает на этот вопрос, источник откуда взят ответ. Записывается по следующей форме: №, дата, Ф.И.О. задающего вопрос. Срок на ответ 2 недели.
Все программы, весь репертуар, сценарии хранятся отдельно в папках. Перечисленные документы отражают деятельность учреждения. Для руководителей и проверяющих наибольшее значение имеет анализ проведенных мероприятий. На основании этих данных можно сделать вывод о степени достижения намеченных пеней о правильности методики режиссерских решений, о качестве мероприятий.
|
|
Отчетность. На основе первичного учета руководитель составляет статистический отчет 7-НК —(форма) срок предоставления до 10 января. По этой форме отчет составляется по следующим разделам:
7) Сведения об учреждении культуры клубного типа. (Регистрационный номер клубного учреждения, вид деятельности, министерство, организационно-правовые формы. Формы собственности, подчиненность, уровни структуры управления, тип организации, категория, группа и т.д.).
8) Материально-техническая база. (Характеристика помещений, число посадочных мест в зрительном зале).
9) Клубные формирования. (Число клубных формирований, в том числе самодеятельного народного творчества и для детей).
10) Культурно-досуговая работа. (Число досуговых мероприятий из них на платной основе).
11) Персонал учреждения культуры клубного типа. (Численность работников, штатных, специалистов, их образование.)
12) Поступлния и использование финансовых средств. (Поступление за год, из них ассигнования от учредителя, доходы от основной деятельности, прочие доходы и поступления, израсходовано и на что).
Статистический отчет дополняется информационным отчетом, в котором анализируется деятельность за год. В отчете обосновываются цифровые показатели, объясняются причины неудач, ошибки, подчеркиваются качественные мероприятия, дается характеристика кадров и записываются предложения по главным направлениям в будущем году.
Эти два отчета предоставляются руководителями к указанному сроку.
Еще одной разновидностью отчета является отчет перед населением.
Этот отчет проводится один раз в год в виде концертов, театрализованных представлений, отчетов творческих коллективов, докладов руководителей и т.д. Подготовка к отчету продумывается заранее и является целенаправленной.
Таким образом, можно сделать вывод, что учет и отчетность являются необходимыми для результативной деятельности учреждений культуры.
Система хозяйствования в отрасли и её основные элементыНачало формы
..
Систему хозяйствования в сфере культуры в самом общем виде можно определить как особый срез общественных отношений, связанных с функционированием сферы культуры и управлением ее развитием.
Уровни хозяйствования:
- сфера культуры (Федеральный уровень);
- Отрасль «Культура и искусство»;
- совокупность организаций культуры конкретной территории;
- подотрасль (театры, концертные организации и др.);
- отдельная организация.
Хозяйственный механизм организаций культуры можно определить как систему экономических, организационных, правовых и других форм, методов и инструментов управления деятельностью организаций культуры.
Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.
Общие черты.
Хозяйственный механизм организаций культуры — составная часть всей системы хозяйствования.
Специфические черты.
Хозяйственный механизм организаций культуры отражает свойственные им особенности ресурсов и результатов труда (неповторимость и особая социальная значимость результатов, сложность их измерения и др.).
Преобладание внеэкономических, социально-культурных целей. Экономическая составляющая деятельности организаций культуры, хотя и является весьма значимой, не определяет главного содержания их работы, носит подчиненный характер. Анализ и определение путей решения существующих здесь экономических проблем не могут проводиться в отрыве от творческой стороны деятельности.
|
|
Методы управления экономической деятельностью организаций культуры.
Методы —это способы, инструменты, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие.
Существует три вида методов управления экономической деятельностью:
- административные;
- экономические;
- социально-психологические.
1. Административные методы. Административные методы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством принуждения (команды, приказа и т.п.). Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века.
2. Экономические методы. Экономические методы основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XX века.
3. Социально-психологические методы. Социально-психологические методы воздействуют на экономическую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим нормам поведения, использования мер морального поощрения и т.п. Эти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их значение больше, чем в других отраслях.
Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.
Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество вариаций, которые в сочетании дают различные модификации системы хозяйствования.
1. Планирование. Планы могут:
- разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;
- разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться (согласовываться) вышестоящим органом;
- разрабатываться и утверждаться организацией самостоятельно.
2. Финансирование. По типу финансирования выделяют:
- бюджетное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета);
- смешанное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета и за счет собственных источников);
- самофинансирование (расходы организаций покрываются за счет собственных источников).
3. Ценообразование. Цены на услуги культуры могут быть:
|
|
- регулируемыми органами власти;
- свободно устанавливаемыми;
- договорными.
4. Стимулирование. Стимулирование бывает: материальное и моральное; индивидуальное и коллективное и т.д.