"ресурс" (франц.) - вспомогательное средство, источник.
Ресурсы культуры - средства, возможности, используемые для создания и освоения культурных ценностей и благ.
Виды ресурсов.
Ресурсы потребления определяются: свободным временем, доходами населения и планкой цен; уровнем культуры; личностными и этическими факторами и т.д.
Ресурсы производства:
Экономические ресурсы:
(Основные характеристики экономических ресурсов: ограниченность, измеримость, способность накапливаться).
Трудовые ресурсы — люди, занятые в отрасли
Материальные ресурсы — основные и оборотные фонды.
Основные фонды — часть имущества организаций, которая используется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме, постепенно перенося свою стоимость на создаваемые продукты.
Оборотные фонды — часть имущества организаций, целиком потребляемая в одном производственном цикле и полностью переносящая свою стоимость на изготовляемый продукт.
Финансовые ресурсы — совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении организации и представленных в виде банковской и кассовой наличности и т.д.
|
|
Природные ресурсы — естественные (земельные, водные) ресурсы, которые используются в процессе создания культурных благ. Особую роль играют в деятельности ПКиО, зоопарков, ландшафтных музеев-заповедников и т.п.
Иные ресурсы:
Интеллектуальные ресурсы — определяются образовательным уровнем, компетенцией, знаниями специалистов. Реализуются через творческие ресурсы.
Творческие ресурсы - творческий потенциал работников. Творческие ресурсы носят уникальный, "стратегический" характер. Через них идёт воздействие на эмоциональное состояние человека.
Временные ресурсы: период (сезон) и режим работы УК. Время начала и окончания мероприятия, его "возраст". Временной ресурс связан с фактором моды.
Информационные ресурсы - музейные и библиотечные фонды, архивы и базы данных организаций культуры, все доступные источники информации
Правовые ресурсы — совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, включающая: Конституцию РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных, региональных и местных органов самоуправления, учредительные документы и локальные нормативные акты организаций.
Пространственные ресурсы (специфика места) — возникают из-за разницы культурных потенциалов, образов территорий, стиля жизни, характеристик населения и т. п.
Управленческие ресурсы — набор качеств, умений и способностей руководителя, позволяющих находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для создания культурных благ, принимать разумные, последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск.
|
|
Методика формирования региональных программ и проектов
Технология разработки представляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на научной основе решения какой-либо производственной или социальной проблемы.
Программа разрабатывается поэтапно.
1 этап – Изучение социокультурной ситуации в регионе.
Для этого: 1) изучить специфику данной местности; 2) выявить приоритетные направления социокультурной деятельности; 3) определить социальные группы и категории населения; 4) определить возможности культурно-досуговых учреждений (т.е. творческий потенциал, кадры, специалисты). Исследование (сбор, обработка, анализ информации о социально политической, экономической и культурной жизни региона).
2 этап – Разработка направлений (концепций) социокультурного развития региона. Осуществление этого этапа проходит на базе информации и анализа: - потребности, интересы социально-демографических групп населения; - проблемы данной территории. (Определение приоритетных направлений социокультурного развития: - поиск «проблемных» групп населения, - определение «болевых» мест и точек приложения сил; - обоснование социальной базы культурной политики).
3 этап - Выбор основного направления социокультурного развития.
Например: утрата исторической самобытности района; исчезновение традиционных промыслов, ремесел, народных обрядов и т.д.
4 этап - Планирование. Проекты программ в рамках приоритета. (Это может быть активизация краеведческой деятельности, создание музеев, реставрация исторических памятников, возрождение исторических названий улиц, организаций народных обрядов, праздников, развитие туризма, проведение экспедиций и т.д.)
5 этап – Формирование заказа на разработку программы социокультурного развития.
6 этап - Реализация программы (обеспечение реализации программ: - кадровое, - правовое, - материально-техническое, - организационное, - финансовое).
7 этап - Подведение итогов (анализ хода реализации программ; корректировка программ в соответствии с обнаружившимися просчетами; выработка рекомендаций по проектированию и реализации программ с вариантами более оптимального решения поставленных задач).
8 этап - Последействие (фиксация факта свершившегося опыта (опыта социокультурного проектирования, опыта публичной соревновательности, опыта внедрения и пр.), выявление отношения административных органов и общественности к этому опыту).
Примерная структура программы
1. – Основные направления социокультурной деятельности
2. – Проблема социокультурной ситуации
3. - Социальная база программы (на какую аудиторию рассчитана)
4. - Цели и задачи программы
5. - Кадровое обеспечение
Примеры региональных программ: проведение года библиотек, музеев, образования в культуре. Проекты местного значения: ночь в музее, ночь в филармонии, ночь в театре, открытый экран.
Понятие и виды планов и методов планирования КДУ
План – расписание работы УК на определенный период. Он организует, направляет и регламентирует действия КДУ, дисциплинирует творческих руководителей.
План содержит – содержание, объем, сроки, порядок проведения мероприятий в течении определенного периода.
В основе планирования принципы:
1 Дифференцированное удовлетворение запросов населения
2 Участие населения в праздниках и обрядах
3 Правильное использования реальных возможностей учреждения
4 Конкретность и максимальное использование методов и форм работы.
|
|
В практике используются до 20 видов планов
Виды планов:
1 Комплексный (перспективный) на 2-3-5 лет
2 Годовой (перспективный
3 Квартальный
4 Месячный (календарный)
5 Оперативный (не декаду или неделю)
6 Рабочий (на одно мероприятие)
7 План работы совета коллектива клуба (коллектива, формирования)
8 План политических компаний (на время выборов)
В зависимости от сроков действия плана используется и метод планирования – перспективный или текущий
План работы коллектива художественной самодеятельности
Основные разделы плана работы коллектива (кружка)
Организационная работа.
Учебно-воспитательная работа.
Творческая работа
Индивидуальная работа с участниками
Выступления перед зрителями, организация выставок
Репертуар коллектива
Стимулирование участников коллектива
Самоуправление и его роль в воспитательной работе коллектива