Подход к социализации в отечественной школе психологии

В России проблемы социальной обусловленности психического были детально разработаны Л.С. Выготским, который, подвергая критике идеи французской социологической школы, ставил перед психологией цель преодолеть внешность, внеположенность социальности по отношению к сознанию индивида. Если для социологической школы социальность – это идеология, культура, коллективное сознание, то для Л.С. Выготскогоиндивидуальное – сознание, общественное – деятельность.

Л.С. Выготский формулирует генетический закон, согласно которому высшие психические функции, в частности мышление, сначала формируются на социальном плане и имеют статус интерпсихической, а затем – в индивидуальном, приобретая статус интрапсихической функции. «…Высшие функции мышления сначала проявляются в коллективной жизни детей в виде спора и только затем приводят к развитию размышления в поведении самого человека». Собственно Л.С. Выготский говорит о том, что всякая функция является первично внешней, социальной и только потом внутренней, психической.

Развитие проблемы внешнее – внутреннее в психологии, идущее в направлении стирания границ между внешним и внутренним, приводит к возникновению проблемы перехода внешнего во внутреннее. Л.С. Выготский выдвигает понятие «Вращивания», которое в дальнейшем А.Н. Леонтьевым и П.Я Гальперинымзаменяется понятием «Интериоризация».

А.Н. Леонтьев под интериоризацией понимал преобразование внешних действий во внутренние. А.Н. Леонтьевотмечал, что центральной линией развития ребенка является усвоение им «достиже­ний исторического развития человечества», закрепленных во внешних явлениях (предметы, словес­ные понятия, знания). Деятельность по отношению к внешним явлениям приводит к формированию значения (т.е. внутреннего). Таким образом, перед А.Н. Леонтьевым соотношение внутреннего и внешнего предстает в качестве разных форм одной и той же деятельности.

П.Я. Гальперин разрабатывая проблему интериоризации, предложил схему усвоение действия в качестве умственного («пересаживание» в человеческую голову внешнего действия), выделив 6 этапов, в процессе которых происходит «движение» внешнего во внутреннее.

Проблемы нерешенные и сегодня

Проблема дихотомии «внешнее – внутреннее» остается на настоящий момент нерешенной. Теоретический анализ литературы показывает наличие целого ряда психологических идей, раскрывающих таинственную взаимосвязь внешнего – внутренне, социального – индивидуального (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, А.С. Арсеньев, В. Э. Чудновский и др.). Тем не менее, прогресс психологической мысли виден практически в единогласном отказе от противопоставления внешнего и внутреннего.

Наиболее полно и масштабно эта проблема освещается в рамках холистического подхода в трансперсональной психологии.

 



Интеллект: свойства, функции, виды.

НЕМОВ: Дать общее определение интеллекта. Раскрыть тему функции интеллекта. Рассказать все виды интеллекта (эмоциональный, социальный…..)

---

Понятие интелекта.

Интеллект больше, чем какое-либо другое понятие в психологии, оказался объектом споров, критики и неприятия. В качестве довода в дискуссии часто высказывается обвинение в том, что общепринятой теории интеллекта не существует и что психологи до сих пор спорят о его природе. Еще одно возражение связано с определением интеллекта: принято считать, что не существует общепринятого определения этого термина, а поэтому он неприемлем как научное понятие. Однако определение должно вытекать из теории и, по мере того как теория развивается, определение, вытекающее из нее, становится все более приемлемым и все более ясным.
При попытке дать определение интеллекта следует учитывать тот факт, что существуют различные концепции и подходы к объяснению структуры и самого конструкта интеллекта.
Д. Векслер – ученый, создавший в 1939 г. первую шкалу интеллекта для взрослых, считал, что «интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами». Сегодня большинство психологов сходятся именно на таком определении интеллекта, которое учитывает способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде.
Интеллект по Ж. Пиаже— это общий регулятор поведения;




Интеллект по С. Л. Рубинштейну — это эквивалент общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей. (Эту позицию разделяет и Ч. Спирмен).

Б.Г.Ананьев рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы состояния и свойства личности.
Г.Айзенк выделяет три вида интеллекта:
1. биологический интеллект, под которым понимается физиологическая, нейрологическая, биохимическая и гормональная основа познавательного поведения, которая в основном связана со структурами и функциями коры головного мозга;
2. психометрический интеллект, который определяется стандартными тестами измерения коэффициента интеллекта (IQ);
3. социальный (или практический) интеллект как проявление социально полезной адаптации, выделяются и исследуются такие проявления социального интеллекта, как рассуждение, решение задач, память, обучаемость, понимание, обработка информации, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде.





Свойства интеллекта

Логика архитектуры: степень упорядоченности мышления и согласованной работы разных способностей интеллекта (у кого-то например порядок в голове, про него можно сказать что он мыслит трезво и разумно, а чье-то мышление наоборот хаотическое, спонтанное и несвязное)

Глубина и широта ума: т о, что пожалуй в общем понимании определяет, то насколько человек умный, его возможности всестороннего охвата объекта мышления и глубины погружения в мыслительные задачи

Быстрота выполнения операций: ну тут все понятно, то насколько быстро мы думаем и решаем задачи

Автономность: степень независимости разума, от работы чувств, внешнего влияния, способность принимать трезвые решения, как в спокойном состоянии так и в условиях стресса, беспокойства, страха и психологического давления. Определяется мерой осознанности.

Функции интеллекта

1. Первая функция интеллекта:

Создание и ввод в действие программ новых произвольных действий – обучение. Таким образом, одна из основных функций интеллекта заключается в составлении новой программы. Потому основная задача интеллекта, в идеале, научить нас чему-то новому и самоустраниться, передать те самые пресловутые «бразды правления» нашему подсознанию.

2. Вторая функция интеллекта:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: