В России проблемы социальной обусловленности психического были детально разработаны Л.С. Выготским, который, подвергая критике идеи французской социологической школы, ставил перед психологией цель преодолеть внешность, внеположенность социальности по отношению к сознанию индивида. Если для социологической школы социальность – это идеология, культура, коллективное сознание, то для Л.С. Выготскогоиндивидуальное – сознание, общественное – деятельность.
Л.С. Выготский формулирует генетический закон, согласно которому высшие психические функции, в частности мышление, сначала формируются на социальном плане и имеют статус интерпсихической, а затем – в индивидуальном, приобретая статус интрапсихической функции. «…Высшие функции мышления сначала проявляются в коллективной жизни детей в виде спора и только затем приводят к развитию размышления в поведении самого человека». Собственно Л.С. Выготский говорит о том, что всякая функция является первично внешней, социальной и только потом внутренней, психической.
Развитие проблемы внешнее – внутреннее в психологии, идущее в направлении стирания границ между внешним и внутренним, приводит к возникновению проблемы перехода внешнего во внутреннее. Л.С. Выготский выдвигает понятие «Вращивания», которое в дальнейшем А.Н. Леонтьевым и П.Я Гальперинымзаменяется понятием «Интериоризация».
А.Н. Леонтьев под интериоризацией понимал преобразование внешних действий во внутренние. А.Н. Леонтьевотмечал, что центральной линией развития ребенка является усвоение им «достижений исторического развития человечества», закрепленных во внешних явлениях (предметы, словесные понятия, знания). Деятельность по отношению к внешним явлениям приводит к формированию значения (т.е. внутреннего). Таким образом, перед А.Н. Леонтьевым соотношение внутреннего и внешнего предстает в качестве разных форм одной и той же деятельности.
П.Я. Гальперин разрабатывая проблему интериоризации, предложил схему усвоение действия в качестве умственного («пересаживание» в человеческую голову внешнего действия), выделив 6 этапов, в процессе которых происходит «движение» внешнего во внутреннее.
Проблемы нерешенные и сегодня
Проблема дихотомии «внешнее – внутреннее» остается на настоящий момент нерешенной. Теоретический анализ литературы показывает наличие целого ряда психологических идей, раскрывающих таинственную взаимосвязь внешнего – внутренне, социального – индивидуального (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, А.С. Арсеньев, В. Э. Чудновский и др.). Тем не менее, прогресс психологической мысли виден практически в единогласном отказе от противопоставления внешнего и внутреннего.
Наиболее полно и масштабно эта проблема освещается в рамках холистического подхода в трансперсональной психологии.
Интеллект: свойства, функции, виды.
НЕМОВ: Дать общее определение интеллекта. Раскрыть тему функции интеллекта. Рассказать все виды интеллекта (эмоциональный, социальный…..)
---
Понятие интелекта.
Интеллект больше, чем какое-либо другое понятие в психологии, оказался объектом споров, критики и неприятия. В качестве довода в дискуссии часто высказывается обвинение в том, что общепринятой теории интеллекта не существует и что психологи до сих пор спорят о его природе. Еще одно возражение связано с определением интеллекта: принято считать, что не существует общепринятого определения этого термина, а поэтому он неприемлем как научное понятие. Однако определение должно вытекать из теории и, по мере того как теория развивается, определение, вытекающее из нее, становится все более приемлемым и все более ясным.
При попытке дать определение интеллекта следует учитывать тот факт, что существуют различные концепции и подходы к объяснению структуры и самого конструкта интеллекта.
Д. Векслер – ученый, создавший в 1939 г. первую шкалу интеллекта для взрослых, считал, что «интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами». Сегодня большинство психологов сходятся именно на таком определении интеллекта, которое учитывает способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде.
Интеллект по Ж. Пиаже— это общий регулятор поведения;
Интеллект по С. Л. Рубинштейну — это эквивалент общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей. (Эту позицию разделяет и Ч. Спирмен).
Б.Г.Ананьев рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы состояния и свойства личности.
Г.Айзенк выделяет три вида интеллекта:
1. биологический интеллект, под которым понимается физиологическая, нейрологическая, биохимическая и гормональная основа познавательного поведения, которая в основном связана со структурами и функциями коры головного мозга;
2. психометрический интеллект, который определяется стандартными тестами измерения коэффициента интеллекта (IQ);
3. социальный (или практический) интеллект как проявление социально полезной адаптации, выделяются и исследуются такие проявления социального интеллекта, как рассуждение, решение задач, память, обучаемость, понимание, обработка информации, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде.
Свойства интеллекта
Логика архитектуры: степень упорядоченности мышления и согласованной работы разных способностей интеллекта (у кого-то например порядок в голове, про него можно сказать что он мыслит трезво и разумно, а чье-то мышление наоборот хаотическое, спонтанное и несвязное)
Глубина и широта ума: т о, что пожалуй в общем понимании определяет, то насколько человек умный, его возможности всестороннего охвата объекта мышления и глубины погружения в мыслительные задачи
Быстрота выполнения операций: ну тут все понятно, то насколько быстро мы думаем и решаем задачи
Автономность: степень независимости разума, от работы чувств, внешнего влияния, способность принимать трезвые решения, как в спокойном состоянии так и в условиях стресса, беспокойства, страха и психологического давления. Определяется мерой осознанности.
Функции интеллекта
1. Первая функция интеллекта:
Создание и ввод в действие программ новых произвольных действий – обучение. Таким образом, одна из основных функций интеллекта заключается в составлении новой программы. Потому основная задача интеллекта, в идеале, научить нас чему-то новому и самоустраниться, передать те самые пресловутые «бразды правления» нашему подсознанию.
2. Вторая функция интеллекта: