Представления об онтогенезе человека в бихевиоризме. Методы исследования научения

ПОНОМАРЕВА:  Чьи-то конкретные теории упомянуть надо?

Ответ: Можно сказать, что бихевиоризм рассматривал онтогенез (развитие) через научение. Уотсон говорил о классическом обусловливании – научении на базе условных рефлексов. Эксперименты Павлова вдохновили его провести обучение на людях. Трагическая история мальчика Альберта это хорошо показывает, когда того учили боятся белого кролика. Вы говорите, что было направление и теория Уотсона, связанная с классическим обусловливанием. Потом Скиннер разрабатывал понятие оперантного обуслвливания с использованием позитивного и негативного подкрепления и наказания. Эксперименты с голубями переложили на обучение. Бандура говорил про обучение через моделирование, когда ребенок развивается и обучается через наблюдение и моделирование поведения окружающих. Теории этих троих можете упомянуть в этом билете.

Прежде всего нужно рассказать про взгляды бихевиористов на онтогенез человека, т.е. с какой позиции они рассматривают, как происходит псих развитие личности. Вы помните, что есть разные теории и взгляды на псих развитие. И если говорим про движущие силы развития личности, то есть 2 основных лагеря: кто говорит, что развитие детерминировано биологич. Факторами, а другие, что-средовые факторы. А третьи говорят, что соотношением 2-х факторов. Мы говорим, как бихевиористы смотрят на псих индивид развитие ч-ка. Обязательно сказать об экспериментах, проводимых в этой связи.

       Вопрос: Представление об онтогенезе человека в бихевиоризме. Методы исследования научения.

Ответ: Отвечая на этот вопрос я бы вам рекомендовал так построит совой ответ – развитие человека в бихевиоризме. Но сначала надо сказать что такое бихевиоризм. Бихевиоризм это направление психологии, где предметом изучения является поведение его объяснение, но без использования психологических терминов и понятий. Объяснение поведения в бихевиоризме в общем дается на основе схему стимул-реакция, где под стимулами понимаются или процессы происходящие в организме человека, преимущественно физиологические по своей природе, или то что происходит в обществе вокруг человека и воздействует на него из вне. Вот так в общей схеме объясняется поведение человека. Но когда в бихевиоризме ставят вопрос о развитии человека, то это понимается как приобретение человеком новых и более полезных для жизни форм поведения. Согласно бихевиористкому учению эти формы приобретаются через научение. В бихевиоризме выделяют разные виды научения. Например, научение методом проб и ошибок, научение условным рефлексам, вербальное научение, викарное научение, оперантное научение, его суть заключается в том, что столкнувшись с новыми жизненными ситуациями, человек начинает сам придумывать новые формы поведения и пробовать их. Если какие-то из придуманных форм помогают достигнуть необходимой цели, то человек их запоминает и в дальнейшем, сталкиваясь с подобными ситуациями применяет их. Методы исследования научения – это и есть то что я перечислял.

---

Бихевиоризм возник как альтернатива психологии сознания и провозгласил себя наукой о поведении. Современная американская психология развития выступает, в первую очередь, как наука о развитии поведения.

Психическое развитие отождествляется с процессами научения. Основная схема, описывающая процессы развития: стимул => реакция. Бихевиористы считали, что ребенок от рождения обладает очень бедным врожденным репертуаром поведенческих реакций, не обеспечивающих приспособления к среде. Поэтому буквально с первых дней жизни ведущее место в развитии занимают процессы научения. Научение = развитие. Однако не следует считать, что представители данной школы не делали попыток развести эти понятия. Такая попытка принадлежит Дж. Уотсону, выделившему следующие законы развития: хронологический порядок возникновения новых поведенческих реакций; увеличение количественной выраженности реакций.

Однако эти законы ограничены простым феноменологическим описанием, не дающим ответа на вопрос: «Каковы причины развития?»

Д. Уотсон понимал недостаточность этих законов, поэтому попытался дифференцировать научение и развитие следующим образом. В обоих случаях результат— возникновение нового поведения. Когда поведение возникает в результате научения, а когда — в результате развития? Уотсон комментировал следующим образом: если новое поведение приобретается в условиях созревания и не связано с научением напрямую — то это развитие; если нет доказательств созревания и присутствует момент научения, то это научение. Однако в детском возрасте развитие и научение осуществляются в условиях созревания, равно как нет развития нового поведения вне процессов обучения в широком смысле слова.

Законы научения Торндайка.

Основными законами, определяющими возникновение нового поведения, в бихевиоризме признаются законы научения. Примером являются законы научения, сформулированные Э. Торндайком

Закон готовности, предполагающий наличие у индивида готовности к подкреплению определенным видом стимула. Напри мер, для обеспечения эффективности научения, где подкреплением является пища, животное должно быть голодным;

Закон подкрепления или эффекта, согласно которому научение происходит только при условии подкрепления новой адаптивной реакции;

Закон упражнения или повторения новой формы поведения для ее закрепления.

Эти три закона, согласно Э. Торндайку, вполне объясняют развитие новых форм поведения. Для бихевиоризма характерно положение, сформулированное Уотсоном: законы научения универсальны и справедливы на всех уровнях эволюционной лестницы от червя до человека. Здесь прямо и недвусмысленно утверждается позиция натурализма и биологизации психического развития человека.

Теории бихевиоризма

Основные направлений в бихевиоризме представлены тремя теориями: теорией классического обусловливания, оперантного научения и теорией социального научения.

1-Теория классического обусловливания исходит из схемы: условный стимул => безусловный стимул => безусловная реакция, которая в дальнейшем преобразуется в схему: условный стимул => условная реакция. Процесс выработки поведения сводится к процессу выработки условных рефлексов.

2-Теория оперантного научения Б. Скиннера предлагает считать важнейшим условием выработки нового поведения немедленное подкрепление уже имеющейся в поведенческом репертуаре индивида реакции. Схема имеет вид: поведение => положительное подкрепление => усиление (повторение) => поведение. Отличие оперантного обусловливания от классического состоит в систематическом контроле с целью подкрепления желательного адаптивного поведения. Принципами оперантного научения являются систематический контроль и немедленное подкрепление. Теория оперантного научения способствовала многим практическим разработкам, в том числе программированному обучению и программам поведенческой терапии. В терапии с целью модификации поведения широко используется метод жетонов. Эта программа применяется в тюрьмах, в закрытых медицинских учреждениях, в школах и в детских садах, т. е. в тех учреждениях, где лица находятся под полным систематическим контролем. Жесткая алгоритмизация поведения, постоянный контроль, система неотвратимых штрафов и поощрений — программа получила широкое распространение там, где стоит вопрос о воздействии на поведение и его изменении.

3-Теория социального научения А. Бандуры указывает на принципиальные отличия в научении животных и человека. Научение человека осуществляется по механизму социального подражания. Если у животных выработка нового поведения идет путем проб и ошибок, то у человека — путем имитации поведения социальной модели. Исследователь предположил, что если бы каждый из нас вырабатывал новое поведение путем случайных проб и ошибок, то репертуар поведения был бы крайне ограничен. Человеку свойственно учиться на чужих ошибках, наблюдая за поведением других. Бандура доказал это положение на примере агрессивности детей. Когда США захлестнула волна фильмов с насилием и агрессией, это вызвало тревогу общественности, связанную с воздействием такой кинопродукции на детей. Две группы детей смотрели фильмы, в которых главный герой проявлял агрессивность. Одна группа — фильм, в конце которого агрессор был наказан, другая — фильм, в конце которого агрессор выходил победителем. Перед просмотром фиксировали особенности игры детей, в частности уровень проявления агрессии. После фильма наблюдали за поведением детей в игровой комнате. Оказалось, что дети, видевшие, что агрессор выходил победителем, демонстрировали агрессивное поведение по отношению к игрушкам. И наоборот, дети, наблюдавшие, что дурное поведение было наказано, агрессии не проявляли. Исследования А. Бандуры представили доказательства роли социальной модели для научения новому поведению. Ученый выделяет следующие этапы научения новому поведению: презентация модели поведения, подробное разъяснение; имитация, воспроизведение ребенком модели; предоставление обратной связи и подкрепления; оценка правильности поведения и подкрепление; упражнения.

Исследователь придает решающее значение когнитивным процессам, в частности, восприятию, памяти, мышлению. О н считает, что способность к подражанию, моделированию образцов зависит от уровня развития когнитивных процессов. Успех научения Бандура связывает с процессами саморегуляции — самоконтроля и самоподкрепления. Теория самоэффективности А. Бандуры подчеркивает значение самоконтроля и самоподкрепления, объяснения или атрибуции причин успеха и неудач, постановки цели. Таким образом, теория социального научения вышла за пределы факторного подхода, рассматривая развитие нового поведения как процесс подражания, где центральное место занимают процессы саморегуляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: