НЕМОВ: Надо опираться на Выготского, но не стоит говорить, что он придумал этот подход. Культурн-исторический подход в психологии возник ещё в середине 19 века в Германии, дальше разрабатывался во Франции вместе с новым направлением психологии, который получил называние «психологии народов». В рамках этого направления европейцы, которые уже знали о различии психологии народов, объясняли эти различия исходя из истории культуры. Это и есть первоначальный культурно-исторических подход.
Заслуга Выготского заключаетсяв том, что подход он впервые распостранил на познавательные процессы человека, выделив два вида познавательный процесса: низшие и высшие психические функции. Высшие психические функции по Выготскому – культурные, исторически обусловлены.
Попотробнее о соответствующей теории Выготского рассказать.
Вопрос: Культурно-исторический подход в психологии?
Ответ: Культурно-исторический подход в психологии противостоит натуралистическому подходу в психологии. И предполагает, что психические явления и формы поведения современных людей обусловлены условиями истории и культуры. Что со временем по мере исторического развития и по мере перехода человека из одного культурного уровня на следующий формируются различные психологические свойства. В этом и заключается культурно-исторический подход. То есть подход в рамках которого изучается зависимость формирования психологии людей от их истории культуры. Культурно-исторический подход возник в психологии во второй половине 19-го века в Европе, он широко представлен в работах немецких психологов, французских психологов и затем этот подход был принят отечественными психологами и развит дальше. Например, в трудах Льва Семеновича Выготского. Он разработал культурно-исторический подход к понимаю психических функций человека или как их сейчас называют – познавательных процессов человека. И в заключение ответа на этот вопрос надо остановиться на культурно-исторической теории происхождении и развитии высших психических функций человека.
|
|
---
ПОНОМАРЕВА: Рассказываете про культурно-исторический подход Выготского и его последователей и его основную идею, теорию и основные понятия. Взгляды на развитие, развитие ребенка, определение кризисов, соотншение обучения и развития, упомянуть про ВПФ.
Опирайтесь на структуру, сначала опишите по пунктам, что вы хотите описать в вопросе!
Если мы говорим о методах исследования в рамках конкретного подхода, то мы исходим из конкретного подхода. В данном вопросе мы обычно говорим… Основные понятия – социально опосредованный характер психич развития человека, говорим об основных законах, сформулированных Выготским, о ведущей роли обучения в псих развитии, о зоне ближайшего развития и теоретическом и практическом смысле ее, про периодизацию в рамках КИП (культ- истор подхода). Про те методы, которые использовал Выготкий, про те экспериментальные исследования и методы в рамках своих исследований. Отвечая на этот вопрос, вы отталкиваетесь от КИП. Т.е. вопрос и направлен на то, чтобы Вы раскрыли…
|
|
Кстати, что касается о методах исследования психики ребенка, я бы рекомендовала обязательно обратиться к последователям школы Выготского, и их исследованиям, экспериментам, которые они проводили, об их значениях. Особенно в области развития, педагогической психологии есть, о чем поговорить. Это Эльконин, Божович, Лисина, Запорожец отчасти – смотрите туда…
Вопрос: В ответе опираться на определения Выготского, Леонтьева, Ананьева? Практические примеры нужны?
Ответ: Да, опираться на их определения! Сначала сказать теоретическую структуру, а затем приводить практические примеры, т.к. если начинать с практики, то это будет нехорошо звучать.
---
Основы культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития ребенка заложил Лев Семенович Выготский (1896-1934). Дальнейшее развитие этого научного подхода неразрывно связано с теорией деятельности А. Н. Леонтьева, теорией психического развития ребенка Д. Б. Эльконина и теорией планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.
Общее что сделал выг.
Л.С. Выготский разработал учение о возрасте как о единице анализа детского развития. Он предложил иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; выявил и сформулировал основные законы развития ребенка.
Предмет и методы
предмет исследования Происхождение и развитие высших психических функций,строение и развитие сознания («вершинная психология»)
Методы исследования Генетико-моделирующий метод (формирующий эксперимент)Возникновение метода формирующею эксперимента в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского3. Замысел формирующего (или экспериментально-генетического, генетико-моделирующего, обучающего) исследования состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель — изучение условий и акономерностей происхождения того или иного психического новообразования.Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата,стремясь добиться заранее ≪запланированных≫ показателей сформированности способности.
Основные понятия Опосредование, знак, стимул-средство, элементарные и высшие психические функции, идеальные образцы,присвоение, обучение, зона ближайшего развития
Основные идеи — Опосредованный характер ВПФ,— Интериоризация знаков как закон развития ВПФ,— Гипотеза о системном и смысловом строении сознания,— Принципиально новый, культурно-исторический,подход в понимании психического развития (новое,понимание источника, движущих сил, условий, направления развития),— Разработка нового экспериментально-генетического метода исследования в психологии
Единица анализа Выготский в качестве единицы анализа психического последовательно рассматривал сначала значение, а затем ключевые переживания человека.