Психосоциальное развитие

Этот период характеризуется высокой интенсивностью процессов системогенеза естественных психических форм, создания предпосылок речи и социального развития в условиях непосредственного взаимодействия ребенка со взрослыми. В это время чрезвычайно важное значение имеет среда, активное и в разнообразных формах участие взрослых не только в физическом, но и психическом развитии ребенка (создание обогащенной физической и речевой среды, эмоциональное общение, помощь в развитии двигательных структур — акта хватания и локомоции, — создание проблемных ситуаций и т. д.). Первая стадия развития по Фрейду – оральная, соотв. первой фазе по Эриксону.

Особенности эмоционального развития

· основу развития эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;

·. Эмоциональное общение со взрослым является ведущим видом деятельности в младенчестве;

· к концу первого – началу второго месяца жизни проявляется комплекс оживления; комплексная аффективно-положительная, мимико-соматическая реакция ребенка на лицо говорящего взрослого, включает в себя следующие компоненты: сенсорный (зрительное и слуховое сосредоточение на лице говорящего взрослого); аффективный (улыбка, позже – смех); голосовые реакции (гуканье и гуление); моторный (протягивание ручек к взрослому). 

· в ситуативно-личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к себе, недовольство отсутствием общения;

· складываются предпосылки высших чувств — любви и симпатии к близким, познавательных чувств
Особенности социального развития

· младенец живет в совершенно специфической социальной ситуации развития, где единственным средством удовлетворения его потребностей является другой человек — взрослый. взаимоотношения матери и ребенка складываются в течение первых трех месяцев жизни и определяют качество их привязанности к концу года и в последующем;

· поведенческие компоненты привязанности включают в себя сигнальное поведение (плач, улыбка, голосовые сигналы), ориентировочное поведение (взгляды), локомоции, вызванные поведением другого человека (следование, приближение), подражание, а также активные действия, направленные на достижение физического контакта (попытки карабкаться, обхватывать руками и прижимать, цепляться).


Новообразования

Самые главные приобретения — ходьба (сначала ползанье) и первые слова. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ребенка в субъект а действия. В конце первого года происходит раздробление эмоциональной общности с родным взрослым и перестройка социальной ситуации развития. Появление первых слов, имеющих характер указательного жеста, понятных только близким (но понятных!), представляет новый прогрессивный способ общения со взрослым3.

По мнению Л.И. Божович, к числу важнейших новообразований младенчества относится появление так называемых мотивирующих представлений. Это всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности. Возникновение мотивирующих потребностей превращает ребенка в субъект действия.

 



Физическое, когнитивное и психосоциальное развитие в период раннего детства. Основные новообразования раннего детства.

ПОНОМАРЕВА:  Уточните, пожалуйста, чьей периодизацией развития пользоваться.

Ответ: В классическом варианте ПР мы опираемся на периодизацию Выготского. Есть период 0-1 год – младенчества, в котором выделяют период новорожденности, как кризисный период (первые 10-15 дней).Также есть период раннего детства (1-3). Дошкольное (среднее) детство от 3 до 6-7. Младший школьный возраст от 6-7 до 10-11лет, подростковый с 11 до 16, юность с 16 до 20.

Дошкольный просто не включили в билеты, поэтому не выделен отдельно. Рекомендую опираться на периодизацию Выготского. Рекомендует опираться на методичку Сорокоумова Возрастная психология. 

---

Хронологические рамки (возрастные границы). От 1 года до 3 лет.

Социальная ситуация. Стремление самостоятельному выполнению действий с предметами. Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. Способ действия с предметом, образец принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Социальная ситуация развития в раннем возрасте характеризуется наличием системы «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Развитие идет по двум направлениям – взаимодействие со взрослым, взаимодействие с предметом.

Физическое развитие. Главное достижение – овладение прямохождением. Развивается весь двигательный аппарат. Для детей 2 года жизни ходьба становиться потребностью. В середине 2 года жизни осваиваются разнообразные движения, носят и перемещают предметы. Развитие мышц.

Психическое развитие. Ведущая деятельность- Предметно-манипулятивная деятельность. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды – игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Важная роль в овладении предметной деятельностью, принадлежит деловому общению. Являясь ведущей деятельностью предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию познавательных процессов. Восприятие – ведущая функция в развитии познавательной сфере ребенка.

Ощущение, восприятие. Между 14 и 16 месяцами и 2 годами происходит резкое повышение цветоощущения, а после 20-24 мес. цветоощущение нарастает медленнее. Восприятие является доминирующим в развитии других психических функций. Развитие происходит в предметной деятельности. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Наблюдается выделение пространственных отношений между предметами. При восприятии ребенок фиксируется на одном качестве, и впоследствии ориентируется на него при узнавании.. Восприятие тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Восприятие развивается на основе внешнего ориентировочного действия (подбор предметов по форме, величине, цвету).

Внимание. Развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик объем. Сознательный контроль за выполнением действия отсутствует. Под влиянием речи складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых ребенок сосредотачивается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: