Кризис 6—7 лет и последующий переход ребенка к школьному обучению, пожалуй, единственный в своем роде, в котором перестройка социальной ситуации развития и перевод в новую социальную позицию осуществляется нередко без должного учета зрелости «внутренних» предпосылок — особенностей личностного и умственного развития самого ребенка.
Главная задача – адаптация к школе, новая социальная роль. Она заключается в принятии новой социальной позиции школьника, присвоение соц. статуса и его составляющих, принятие компонентов уч. деятельности и переход к самостоятельному выполнению ее от совместного с учителем, освоение новых форм взаимодействия ученик – учитель, ученик – ученики.. Целенаправленная перестройка системы отношений «ребенок — социальный взрослый» и «ребенок — близкий взрослый (родители)» во всех сферах жизнедеятельности ребенка, инициированная и управляемая взрослым. Для решеня этой задачи необходима активность ученика, но вначале ему нужна поддержка со стороны взрослых.
Психологическая готовность к школе в целостной системе ее составляющих — мотивационной, личностной, коммуникативной, интеллектуальной, сформированно-сти произвольности регуляции поведения и деятельности, — является необходимым условием успешного освоения ребенком новой социальной позиции и учебной деятельности. При отсутствии такой готовности возможно дезадаптивное поведение ребенка – протест, соматизация, невротизация.
|
|
Важное значение в жизни младших школьников приобретают их отношения друг с другом, со взрослыми, с учителями, а также чувства, возникающие на основе этих отношений. Особенность эмоций в этом возрасте состоит в том, что они более уравновешены, чем у дете й-дошкольников. Младшие школьники начинают различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства, начинают управлять своим настроением, а порой и скрывать его. Вместе с тем для детей М. ш. в. характерна эмоциональная впечатлительность и отзывчивость.
Наряду с учебной деятельностью значительное место в жизни младших школьников занимают игры, особенно игры с правилами. Участие в них способствует формированию у детей произвольности поведения, положительно влияет на физическое и нравственное развитие.
Основные новообразования
Центральной линией развития выступает интеллектуализация и, соответственно, формирование опосредствованности и произвольности всех психических процессов.
В рамках деятельностного подхода выделяют следующие новообразования младшего школьного возраста: анализ, рефлексию, планирование (реализацию внутреннего плана действий), способность к генерализации отношений в образной форме в восприятии [78].
|
|
Анализ — выделение в целом его частей, компонентов, «единиц». Может осуществляться в виде теоретического и эмпирического анализа.
Рефлексия — рассмотрение и осознание человеком оснований своего действия. Другими словами, рефлексия дает ответ на вопросы: «Как это делать?», «Что нужно учитывать?». «Почему нужно делать именно так?», «Каковы причины успешности и неуспешности действия?».
Планировани е — количество «шагов» и вариантов реализации действия, которые может предусмотреть и проконтролировать субъект во внутреннем плане в процессе выполнения действий. В зависимости от содержания обучения память развивается либо в преимущественно образной форме (эмпирический тип мышления), либо в равной мере эффективно развиваются образная и вербальная память (теоретический тип мышления).
Развитие самооценки также определяется сформированностью учебной деятельности. Устойчивая, адекватная и рефлексивная, осознанная самооценка наблюдается у младших школьников с высоким уровнем сформированности учебной деятельности.
Физическое, когнитивное и психосоциальное развитие в период подросткового возраста. Основные новообразования подростничества.
ПОНОМАРЕВА: Уточните, пожалуйста, чьей периодизацией развития пользоваться.
Ответ: В классическом варианте ПР мы опираемся на периодизацию Выготского. Есть период 0-1 год – младенчества, в котором выделяют период новорожденности, как кризисный период (первые 10-15 дней).Также есть период раннего детства (1-3). Дошкольное (среднее) детство от 3 до 6-7. Младший школьный возраст от 6-7 до 10-11лет, подростковый с 11 до 16, юность с 16 до 20.
Дошкольный просто не включили в билеты, поэтому не выделен отдельно. Рекомендую опираться на периодизацию Выготского. Рекомендует опираться на методичку Сорокоумова Возрастная психология.
---
Д. Б. Эльконин выделяет эпоху подростничества, включающую два периода: младший подростковый возраст (12-14 лет), в котором ведущей деятельностью является интимно-личностное общение, и старший подростковый возраст или раннюю юность (15-17 лет), где учебно-профессиональная деятельность выступает в качестве ведущей. Период юности (18-21 год) традиционно рассматривается, начиная с работ Л. С. Выготского, как начальная фаза вступления во взрослость.
Основная характеристика подросткового возраста — его противоречивость.
1. Промежуточный, переходный между детством и взрослостью возраст, совмещающий характеристики того и другого возраста. Включенность и в мир взрослых, и в мир детства обусловливает тревожность, эмоциональную неустойчивость, конфликтность, максимализм, застенчивость подростка.
2.Гетерохронность развития отражена в несовпадении точек достижения морфофизиологической, половой, интеллектуальной и социальной зрелости; Л. С. Выготский указывал, что половое созревание начинается и завершается раньше, чем подросток дости
гает зрелости социокультурного развития
3. Подростничество является одновременно возрастом социализации и индивидуализации (открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я в форме развития самосознания и эго-идентичности).
Физическое развитие подростка