Нормативная база по установлению водоохранных зон

КУРСОВАЯ РАБОТА

По МДК.02.01. «Кадастры и кадастровая оценка земель»

Тема: «Систематизация сведений по учёту заповедных, водоохранных и других зон для устойчивого развития агроэкосистем»

Специальность: 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»

 

Выполнил студент группы 31ЗИО-17              /Бабарыкин Н.С./

Руководитель                                                   /Данилова Е.В./

 

 

Москва 2020г

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5

1.1 Нормативная база по установлению водоохранных зон. 5

1.2 Назначение водоохранных зон. 7

1.3 Проблемы проектирования водоохранных зон. 9

2.ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ В ГРАНИЦАХ НИЖНЕГО ТЕЧЕНИЯ РЕКИ ЛИПКА КРАСНОГОРСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.. 12

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ВОДООХРАННОЙ ЗОНЫ И ПРИБРЕЖНОЙ ЗАЩИТНОЙ ПОЛОСЫ Р. ЛИПКИ В ГРАНИЦАХ КРАСНОГОРСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 24

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В современное время достаточно остро стоит вопрос ухудшения состояния водных ресурсов по причине интенсивного антропогенного влияния. Во многих областях земного шара имеются огромные трудности в обеспеченности водными ресурсами. Это осуществляется по причине загрязнения  и истощения данных ресурсов, а ещё вследствие нерациональной реализации земель водного фонда.

Для предоставления защиты тех или иных водных объектов от любых антропогенных воздействий необходимо формирование прибрежных водоохранных зон, которые предоставляют возможность уменьшения негативного влияния.

В Москве и Московской области, как и во многих регионах нашей страны, актуальна проблема реализации земель, которые непосредственно прилегают к водным объектам, индивидуальное жилищное строительство и размещение несанкционированных стоянок транспортных средств на аналогичных территориальных зонах. Подобный факт в комплексе с игнорированием существующих законодательных рамок по отношению к таким землям, может привести к загрязнению прибрежных и береговых защитных зон бытовыми отходами и образованию несанкционированных свалок.

Следовательно, для городской территории является достаточно актуальной проблема определения и закрепления водоохранных зон на примере река Липка Красногорского района Московской области.

Целью курсовой работы является создание проекта определения водоохранных зон в границах нижнего течения реки Липка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

¾ провести исследование нормативной базы по вопросам установления водоохранных зон;

¾ дать оценку состояния использования исследуемой территории;

¾ спроектировать водоохранную зону реки Липка.

Объектом исследования курсовой работы является территориальная зона в границах нижнего течения реки Липка Красногорского района Московской области.

Предмет исследования – определение и закрепление водоохранных зон на реке Липка.

Теоретическая значимость заключается в исследовании проблем охраны земель водного фонда, а именно земель в границах нижнего течения реки Липка, в условиях оказываемых воздействий интенсивных антропогенных факторов.

Структура работы включает в себя введение, три раздела, заключение, список использованных источников.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Нормативная база по установлению водоохранных зон

 

В принятых в 1970 г. Основах Водного законодательства СССР, а в последующем, в Водном кодексе РСФСР (1972) было указано, что водоохранные зоны (далее ВОЗ) нужны для охраны вод от загрязнения, истощения и засорения, которые непосредственным образом причиняют колоссальный вред здоровью граждан, могут повлечь за собой сокращение рыбных запасов, ухудшение условий водоснабжения по причине изменения физических, биологических и химических характеристик  вод, спада их способностей к естественному очищению, разрушению гидрологического и гидрогеологического режимов[1]. Порядок определения и реализации ВОЗ, согласно ст. 91 Водного кодекса РСФСР, был всеобщей прерогативой Совета Министров РСФСР.

За 70 лет был сформирован целый ряд законодательных постановлений, которые занимаются регламентацией отраслевых или региональных аспектов охраны природы и характеризующих долгосрочные программы природоохранных мер, при этом водоохранные зоны были включены и в состав земель водных фондов [2].

Ситуация  в корне преобразовалась после введения Водного кодекса РФ от 03.06.2006г. N 74-ФЗ, существенным образом изменивший правовой режим водоохранных зон. Подобный вопрос был рассмотрен в научных трудах и публикациях Сивакова Д. О., Колесовой О.Н., Жуковой Н.В., Симонова В.И. и др. Все вышеперечисленные научные работники выделяли в качестве основной проблемы определение правовых режимов водоохранных зон[10].

Сущность указанной проблемы заключается в следующем: согласно ст. 102 Земельного кодекса РФ, водоохранная зона была исключена из состава земель водных фондов[1]. В ВК РФ был определен термин «водный фонд», а категория «земли водного фонда» отсутствовала. В настоящее время, подобные зоны могут устанавливаться на 12 землях любой иной категории при условиях, что аналогичные земли буду непосредственно примыкать к водным объектам.

Согласно ст. 65 ВК РФ водоохранной зоной называются территории, примыкающие к береговой линии рек, ручьев, каналов, озер, морей, водохранилищ и на которых закрепляется специализированный режим реализации хозяйственной и другой деятельности в целях предотвращения загрязнений, засорений, заилений тех или иных водных объектов и истощения их территориальных вод, а еще сохранения среды обитания водных объектов животного и растительного мира [2].

Из такого определения можно сказать о том, что к ВОЗ  относят территории, которые примыкают к береговым линиям водных объектов. Тем самым, на подобной территории формируется особый правовой режим хозяйственной деятельности, специальных актов об отнесении аналогичной территории к водоохранным зонам не требуется, а также в зависимости от категории, может происходить трансформация и режима охраны земель, которые входят в водоохранную зону[9].

Ограничения могут возникнуть в силу ст. 65 ВК РФ,  определяющая их содержание, и они подвергаются кадастровому учету в порядке, закрепленным законодательством Российской Федерации. В составе водоохранных зон можно выделить защитную прибрежную полосу и береговую полосу, границы которой подвергаются кадастровому учету. Границы земельных участков не могут пересекать границ береговых полос. Государственная регистрация ограничения права, которая связана с определением земельных участков в пределах водоохранных зон, не требуется [10].

Гальперин М.В. осуществил исследование действующего Водного кодекса РФ и указал на имеющееся множество «белых пятен» в своде правил определения охранных зон[5]. Так, в настоящем водном законодательстве РФ отсутствует тот или иной физико-географический и гидролого-геоморфологический подход к определению охранной зоны.

Процесс теоретического обоснования границ водоохранной зоны был сведен к профессиональной экспертной оценке с соблюдением минимальных значений ширины, т.е. законодательство почти не противоречило общепринятым закономерностям гидрологических режимов водотоков и водоемов. В современное же время, при определении охранной зоны не берется во внимание ни гидрологический режим водного объекта, ни характер береговых зон, ни полный комплекс разных физико-географических условий.

В  исследовании Сухачева А.А. была выделена проблема установления границ водоохранной зоны, которая, по его мнению, можно было связать с тем, что в современное время не существует определенной методики нахождения подобных зон, хотя в методических указаниях утверждается о том, что границы  и размеры водоохранной зоны определяются с помощью специального проекта на базе результатов обследований водных объектов.

Таким образом, процесс изучения указанной состояния проблемы продемонстрировал, что правовое регулирование определения водоохранных зон  исследуется в теории, но в большей части регионов России, включая Московскую область, в настоящее время можно наблюдать отсутствие скоординированной деятельности между органами Федерального и местного самоуправления касательно организации практических мероприятий. Это  может привести к ненадлежащему исполнению законодательных актов и, как итог, к ухудшению состояния имеющихся водных ресурсов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: