Определение водоохранных зон является одним из важных способов сохранения, восстановления и охраны любых водных объектов. Процесс проектирования водоохранных зон – необходимый инструмент указания их границ, регламента хозяйственной деятельности и системы, природоохранных мер, которые реализуются на их территориальных границах [7].
В новом Водном кодексе РФ не предусматривается механизм проектирования водоохранных зон [5].
В нем устанавливаются фиксированный размер водоохранных зон, что исключает возможности их корректирования исходя из специфичности водных объектов, хозяйственных и природных особенностей прибрежной территории. Учеными подтверждено, что процесс формирования водных ресурсов на водосборах, в том числе поверхностные стоки с прибрежных территориальных границ, происходят в зависимости от гидрогеологических, геоморфологических, климатических и ландшафтных условий. Существенным образом отличаются между собой процесс проектирования водоохранных зон для горных и равнинных рек. Вызывают недоумения положения о том, что для болот водоохранные зоны не закрепляются [9].
|
|
Следовательно, учет региональных особенностей, не предусмотренные в новом Водном кодексе РФ, являются одной из важных задач проектирования водоохранных зон[5].
В границах настоящего законодательства по проектированию водоохранных зон, несмотря на его некоторую степень проработки, выделяют совокупность технических сложностей, которые препятствуют реализации необходимых проектных работ.
1. В отечественном законодательстве не произведена регулировка вопросов собственности на те или иные водные объекты или земельные участки в границах прибрежных территориальных границ. Согласно лесному и земельному законодательствам, участки земель и леса, непосредственным образом относящиеся к водным объектам, могут располагаться в разных формах собственности, в том числе и частную. Это формирует основательные сложности при проведении проектирования и последующем обременении земле- и лесопользователей природоохранными ограничениями, которые входят в проект [7].
2. Настоящим законодательством определяются минимальные нормативы ширины водоохранных зон, но, достаточно часто может возникнуть ситуация, когда необходимо уменьшать их размеры, а конкретно, при наличии крупных дорожных магистралей и насыпей, которые перехватывают стоки.
3. Проблемы также формирует отсутствие планов отвода земельного участка в садоводческих товариществах, что в итоге может привести к самозахвату земель, достаточно часто до уреза воды. Выделенные на имеющихся планах улицы также застраиваются, что в результате является препятствием проведения по ним границ водоохранных зон.
|
|
4. Процесс проектирования водоохранных зон довольно сильно затрудняет отсутствие комплекса современных картографических материалов. Большая часть топографических карт масштаба 1:25000 и крупнее были спроектированы в 70-е гг. XX в. С данного периода существенным образом преобразовалась гидрографическая сеть, территориальные границы населённых пунктов, застройка территории, а в определенных ситуациях и рельеф местности.
5. Небольшие сложности образуются при согласовании и определении проектов. Ни в постановлении Правительства РФ № 1404, ни в приказе МПР России № 198 не существует четкого обозначения процедур согласования проектов водоохранных зон [4].
6. В справочной правовой системе «ГАРАНТ» охарактеризован Макет проекта водоохранных зон, который не обладает авторством и ссылками на определение в органах государственной власти. Но, им довольно часто прикрываются проектировщики, а еще утверждающие и согласующие органы, требуя строгого соблюдения указанных в нем положений [7].
Описанные выше методические и законодательные противоречия и несогласованности образуют определенные сложности при проектировании водоохранных зон и порождают спектр конфликтных ситуаций при закреплении проектов. Несоответствия приведенных требований могут привести к тому, что процесс придания проектам статуса нормативного акта зачастую длится не то, что месяцами, а даже годами.
Решение указанных выше проблем осуществимо только в результате улучшения и нововведений водного законодательства. А конкретно, в новом Водном кодексе РФ нужно было определить и закрепить положение о проектировании водоохранных зон, а не нормативном установлении их территориальных границ. Целесообразно включить коррективы в постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1404 с учетом имеющихся предложений и замечаний, проектировщиков, которые обладают соответствующим опытом работы [4].
С целью исключения возникающих противоречий при проведении разработки, согласовании и закреплении проектов, должны разрабатываться и законодательно утверждаться четкие методические указания по проведению проектирования водоохранных зон, а также процедуры согласования и подтверждения проектов.
Таким образом, процесс внесения данных и иных изменений и дополнений в комплекс действующих нормативных актов предоставит возможность в должной мере обеспечить реализацию восстановления и охраны водных объектов и их прибрежных территориальных границ [7].