Тема: Особенности физического, психического, полового развития в препубертатном, пубертатном периодах

 

 

Дети препубертатного периода достаточно интенсивно развиваются, причем начинается четкое половое различие в физическом развитии, т.е. имеются различия между мальчиками и девочками по типу роста и созревания, по формированию специфического для каждого пола телосложения.

Физическое развитие и в этом периоде характеризуется высокими темпами нарастания роста, массы тела, увеличением окружности головы и грудной клетки.

Темпы роста в разные возрастные периоды различны.

За время препубертатного ростового скачка абсолютный прирост длины тела у мальчиков составляет 47—48 см, у девочек — 36—38 см.

Для ориентировочного определения роста ребенка в возрасте от 2 до 12 лет можно использовать формулу:

Р = 77 + 6 N, где Р — рост ребенка, см; N — число лет.

Для более точной оценки роста необходимо воспользоваться центильными таблицами.

Увеличение роста в этом периоде в первую очередь связано с влиянием соматотропного гормона, который вырабатывается гипофизом. Кроме того, действуют и андрогены, но преимущественно в препубертатном и пубертатном периодах, усиливая развитие мышечной массы и окостенение.

В этом же возрастном периоде происходит нарастание массы тела вследствие увеличения мышечной массы и развития костей скелета. Темпы нарастания массы тела также не являются строго равномерными в разные возрастные периоды:

- одним из этапов возрастной биографии, когда наблюдается энергичное нарастание массы тела, является препубертатный период, особенно это характерно для девочек. В возрасте 9—12 лет ежегодные прибавки массы у них достигают 2,5—4,5 кг, до этого возраста масса мальчиков несколько превышает массу девочек, с наступлением периода полового созревания девочки по этому показателю опережают мальчиков.

Ориентировочную массу тела можно определить по формуле:

М = (7N - 5): 2, где М — масса тела; N — число лет.

Более точно массу тела определяют по таблицам.

Окружность головы у детей до 15 лет можно определить по формуле:

Сг = 50 + 0,6 (N - 5), где Сг — окружность головы; 50 — окружность головы в возрасте 5 лет; N — число лет.

Окружность грудной клетки у детей до 15 лет можно определить по формуле:

Сгк = 63 + 3 (N - 10), где Сгк — окружность грудной клетки; 63 — окружность грудной клетки в возрасте 10 лет; N — число лет.

При оценке физического развития ребенка, помимо определения роста, массы тела, окружности головы и окружности грудной клетки, необходимо обращать внимание на эластичность кожных покровов, плотность (тургор) мягких тканей, мышечный тонус, состояние статики, эмоциональный настрой ребенка. Помимо этих параметров, оцениваются признаки и сроки полового созревания, начало которого приходится на младший школьный возраст.

 

Стадию полового развития определяют с помощью шкалы Таннера.

В условиях детской поликлиники для определения стадии развития вторичных половых признаков и их соответствия возрасту используют следующие показатели:

развитие волос на лобке - pubis – P

развитие волос в подмышечной области - axillaris – Ax

развитие молочных желез - mamma – Ma

становление менструальной функции - menarche – Me

оволосение лица – facies - F

развитие щитовидного хряща – larynx - L

изменение тембра голоса – V.

Стадии развития волосяного покрова на лобке:

отсутствие волос – Р 0;

единичные короткие волосы – Р1

волосы на центральном участке лобка, редкие, длинные – Р2

густые прямые волосы неравномерно по всей поверхности лобка без четких границ, у девочек четко по треугольнику – Р3;

густые вьющиеся волосы на лобке, внутренней поверхности бедер, по белой линии живота – Р5.

Стадии развития волосяного покрова в подмышечной впадине:

отсутствие волос – Ах0;

единичные – Ах1;

редкие на центральном участке впадины – Ах2;

густые прямые волосы по всей впадине (у девочек-вьющиеся) – Ах3;

густые вьющиеся волосы по всей впадине – Ах4.

Стадии развития молочных желез:

железы не выделяются над поверхностью грудной клетки – Ма0;

железы не выделяются, сосок поднимается над околососковым кружком – Ма1;

железы несколько выделяются, околососковый кружок вместе с соском образует конус – Ма2;

железы значительно выделяются, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса – Ма3;

сосок поднят над околососковым кружком, железа принимает округлую форму и размеры. как у взрослой женщины – Ма4.

Становление менструальной функции:

отсутствие – Ме0;

1-2 менструации к осмотру – Ме1;

нерегулярные менструации – Ме2;

регулярные менструации – Ме3.

 

Препубертатный период:

Оценивая нервно-психическое развитие ребенка в препубертатном периодепо ведущим линиям развития, можно отметить, что вобласти моторного развития происходят качественные изменения— дети могут быстро перестраиваться во время движения,выполнять ритмичные движения в указанном темпе,танцевать, кататься на лыжах, коньках, умеют плавать, работатьс различным материалом (шить, вырезать, вышивать ит.д.); в этом возрасте развиваются сложные координированныеи тонкие движения кистей рук, что позволяет освоитьнавыки письма.

В области сенсорного развития — дети хорошо отличают различные геометрические фигуры, как простые, так и сложные, используют не только основные цвета, но и их оттенки, полутона.

Умственное развитие также продолжает совершенствоваться — дети знают многие правила родной речи, правильно пользуются ими, строят образные, сложные предложения, решают задачи различной степени сложности, знают таблицы умножения и деления, выполняют различные задачи на компьютере, используя не только игровые, но и обучающие программы.

В игровой деятельности дети этого возрастного периода предпочитают коллективные игры, хотя с возрастом могут предпочитать творческие дела и игры, требующие уединения, любят игры, требующие внимания, сложные, во время игр строят планы, совершенствуют их замысел, в играх учитывают ситуацию, выбирая соответствующий стиль общения с окружением.

Поведение детей этого возраста становится более упорядоченным, они могут испытывать сложные моральные переживания за свои поступки, поступки других, критически их оценивать, соотносить с общепринятыми правилами поведения и общения.

Дети этой возрастной группы способны также критически оценивать черты характера и взаимоотношения людей, окружающих их.

В этом возрасте дети первыми здороваются со взрослыми, благодарят, уступают место, т.е. соблюдают определенные правила этикета.

Однако в связи с возросшими нагрузками на психику, связанными с поступлением в школу, необходимостью адаптироваться в коллективе, слабой подготовленностью к систематическим занятиям, возможны и негативные реакции, проявляющиеся в упрямстве, нежелании выполнять определенные задачи, неумении сосредоточиться, ослаблении памяти. Эти реакции часто являются проявлением излишней самостоятельности. Дети могут становиться нервными, легковозбудимыми.

В конце возрастного периода могут возникать реакции негативизма, дети хотят принимать решения, не зависящие от контроля окружающих, сверстники и друзья оказывают влияние на выбор игр, интересы и предпочтения; часто пренебрежительно относятся к своему внешнему виду, могут не следить за порядком в своей комнате, проявлять плохие манеры за столом.

Пубертатный период является одним из переломных этапов в жизни человека, одинаково тяжелым как для девочек, так и для мальчиков.

Этот период тяжел и для окружения подростка, что связано не только с соматическими изменениями, происходящими в организме подростка, но и с особым этапом формирования психики, развитием личности, переходом индивидуального сознания в общественное.

Подростковый возраст обычно связывается с понятием физического развития, и прежде всего полового созревания.

Однако темпы физического развития подростков неодинаковы: один мальчик (или девочка) в 14-15 лет выглядит уже взрослым, а другой — еще ребенком.

Как влияет физическое развитие на психические процессы и свойства личности?

Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, поскольку прямую связь между физическим и психическим развитием установить трудно.

Однако опосредованное воздействие соматотипа (врожденные конституциональные особенности организма) и темпа физического созревания на психику и поведение подростка несомненно.

В результате бурного и неравномерного роста у подростка удлиняются конечности, движения его становятся неуклюжими и угловатыми.

Осознавая это, подросток смущается, старается замаскировать свою нескладность, принимая порой неестественные позы. Даже легкий намек на особенности внешности вызывает у подростка бурные аффективные реакции и грубость.

Современная наука различает три основных соматотипа (Кондрашенко В. Т., 1988):

эндоморфный (рыхлый, с избытком жира);

мезоморфный (стройный, мускулистый);

эктоморфный (худой, костлявый).

Мезоморфный тип (атлетическое сложение, высокий рост) всегда ассоциируется у подростков с такими понятиями, как мужественность, сила, спортивность. Для подростка-мальчика высокий рост и величие почти синонимы.

Напротив, подростки низкого роста, щуплые кажутся окружающим «маленькими» не только в физическом, но и в социально-психологическом смысле.

Наблюдения показывают, что рослые мальчики послушнее, держатся естественнее и требуют к себе меньшего внимания, чем их низкорослые сверстники. По оценке психологов, подростки мезоморфного типа обычно более популярны, менее интроспективны и кажутся более социально зрелыми, чем мальчики со слабовыраженными мезоморфными компонентами.

Подростки с эндоморфной конституцией, наоборот, редко занимают ведущее положение среди сверстников, часто бывают предметом насмешек товарищей, имеют меньше возможностей в выборе друзей и больше нуждаются в поддержке.

В старшем подростковом возрасте подростки с ретардацией физического развития (замедлением) чаще акселератов испытывают чувство собственной неполноценности, отверженности.

Однако влияние соматотипа на психику и поведение подростков не обязательно и не однозначно. Одни, осознав свою физическую слабость, смиряются с ней, другие компенсируют физический недостаток в иной, чаще интеллектуальном, сфере, третьи начинают усиленно заниматься спортом и нередко достигают завидных результатов.

Влияние соматотипа и темпа физического развития на психику и поведение у девочек выражено не так резко, как у мальчиков. Если мальчику быть выше, сильнее сверстников всегда престижно, то высокий рост и раннее половое созревание нередко создают для девочки дополнительные психологические трудности, отдаляют ее от сверстниц.

Однако то, что неприятно для девочки в раннем подростковом возрасте, может оказаться весьма желательным в старшем подростковом.

Всегда ли раннее физическое созревание благоприятно воздействует на формирование психики подростка? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Нередко раннее половое созревание вызывает у подростка тревогу, а появившееся половое влечение накладывает отпечаток на поведение.

С возрастом (после 20 лет), когда вопросы физической силы и роста для человека становятся менее актуальными, бывшие акселераты долгое время могут оставаться более напористыми, конфликтными, претендующими на лидерство, а ретарданты — психологически более тонкими, чувствительными, гибкими.

На психическое формирование подростка, несомненно, влияет степень его социального возмужания.

Некоторые исследователи считают рубежом социальной зрелости начало самостоятельной трудовой деятельности. Этот критерий, безусловно, важный, но он не единственный. Если взять за основу только этот критерий, получится, что раньше взрослеет сельская молодежь, потом рабочая, позже всех — учащиеся и студенты.

Социальное созревание — сложный процесс, темпы и этапы которого определяются такими основными критериями, как завершение образования, приобретение стабильной профессии, начало трудовой деятельности, материальная зависимость от родителей, совершеннолетие, служба в армии, вступление в брак, рождение первого ребенка и т. д.

Темпы социального созревания в младшем и среднем подростковом возрасте невелики, так как подавляющее большинство подростков в это время учится в школе и находится на иждивении у родителей. Однако у некоторых из них, особенно у акселератов, чувство взрослости и связанные с этим претензии «взрослого» человека появляются очень рано. У таких подростков обостряется желание сбросить с себя «иго» родительской опеки, получить полную самостоятельность.

В старшем подростковом периоде темпы социального развития заметно возрастают.

На это время приходятся такие важные для самоутверждения события, как получение паспорта, призыв в армию, выбор профессии, начало трудовой деятельности, которые во многом определяют поведение и психику подростка.

Общеизвестно, что у работающей молодежи раньше формируется чувство личной ответственности, определяется цена труду и деньгам. Претензии на полную эмансипацию сменяются поисками своего места в мире взрослых.

Следует, однако, учитывать, что социальное развитие, так же как и физическое, протекает неравномерно. Подросток может, например, быть достаточно зрелым в сфере трудовой деятельности, но оставаться беспомощным в вопросах быта (такая диспропорция социальной зрелости у многих людей может сохраняться на долгие годы). Кроме того, социальное созревание по времени чаще всего не совпадает с физическим.

Таким образом, диспропорция физического и социального созревания с явным преобладанием темпа физического развития создает дополнительные психологические трудности и во многом определяет особенности психики и поведения подростков.

Важным этапом подросткового возраста является процесс формирования самосознания.

В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности. Это отношение к своему осознанному бытию способствует формированию определенного представления о себе самом, о своих способностях и возможностях.

Представление о себе (субъективный образ своего «я») складывается под влиянием мнений и оценок окружающих, при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков с нормами поведения, принятыми в данном обществе.

Самооценка — обязательный компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Правильная самооценка помогает отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы и возможности с поставленной целью и реальными трудностями.

В подростковом возрасте, на который приходится процесс формирования самосознания, самооценка чаще всего бывает неадекватной. При этом подросток или завышает, или занижает свои возможности.

В первом случае подросток относится к себе как к уже обладающему нужными, престижными качествами и способностями (завышенная самооценка), во втором - относит себя к типу людей, у которых таких качеств и способностей нет (заниженная самооценка).

Процесс формирования личности у мальчиков и девочек имеет свои особенности, которые касаются всех сфер психической деятельности, но в большей мере — интеллектуальной и эмоциональной.

У мальчиков обычно больше выражена способность к абстрагированию, круг интересов их более широк и дифференцирован. Однако они часто бывают беспомощнее сверстниц в решении практических задач, связанных с повседневной жизнью.

Девочки превосходят мальчиков в словесно-речевой деятельности, у них более выражено чувство сострадания, сопереживания. Вместе с тем для девочек важнее, как они выглядят, что о них думают другие, они чувствительнее к критике и насмешкам, относящимся к их внешности. Девочка-подросток, например, может спокойно отнестись к тому, что ее посчитают «глупой», но будет глубоко уязвлена, если ее назовут «некрасивой».

У мальчиков и девочек обычно различается и оценка своих психических качеств.

Мальчики склонны считать себя храбрыми, сильными, энергичными, девочки более самокритичны и зачастую не стесняются своей слабости.

Важной и трудной проблемой подросткового возраста, имеющей как психологический, так и социальный аспекты, является проблема взаимоотношений подростков и взрослых.

Прежде всего это касается взаимоотношений с родителями и учителями. Анализируя мир собственных переживаний, оценивая свое поведение,подросток постоянно сравнивает их с переживаниями и поведениемвзрослых. Да и сам мир воспроизводится подростком через посредство взрослых людей.

Преемственность поколений всегда предусматривает два мира — мир взрослых и мир детей. Взаимоотношения этих миров неравноправны, но и взрослые, и дети считают их вполне естественными. У подростка эта естественность взаимоотношений вызывает сомнения, которые все более возрастают по мере взросления.

Самым главным новообразованием подросткового возраста является многогранное и противоречивое чувство взрослости. Считая себя взрослым, подросток протестует против мелочной опеки, контроля, беспрекословного послушания, несправедливого, с его точки зрения, наказания. Формой протеста может быть непослушание, грубость, упрямство, замкнутость и т. п. Эти реакции эмансипации бывают особенно выраженными, когда взрослые, видя в подростке ребенка, «несмышленыша», полностью игнорируют его желания, интересы и инициативу.

Очень часто между подростками и взрослыми возникают разногласия в художественных вкусах, во взглядах на моду, формы проведения досуга. В этих вопросах молодежь всегда опережает старших, заставляя их в итоге приспосабливаться к веяниям времени.

Реже предметом разногласий служат вопросы, касающиеся потребительских ориентации, мировоззрения и политических взглядов.

Разговоры на эту тему редко заканчиваются миром, и причина разногласий заключается не только в незрелости и безапелляционности подростков, но в значительной мере и в психологии взрослых, не желающих замечать изменений внутреннего мира подростка.

Сложность взаимоотношений подростка и взрослого заключается еще и в том, что, с одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой — сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом.

Чрезвычайно важным фактором, влияющим на формирование личности подростка, является его общение со сверстниками.

Такая потребность возникает уже в 4-5 лет и достигает апогея в подростковом возрасте.

Общаясь со сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни которые по тем или иным причинам ему не могут дать взрослые (например, информацию о взаимоотношении полов).

Группа сверстников вырабатывает у подростка навыки социального взаимодействия. Только здесь он может выступить в качестве ведомого и ведущего, командира и подчиненного, виновного и судьи учителя и ученика и т. д.

Для подростка очень важно, что о нем говорят и думают сверстники. Принадлежность к компании повышает уверенность в себе и дает дополнительные возможности для самоутверждения.

Ориентируясь на сверстников и подражая им подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся товарищами.

Происходит своеобразная «переоценка ценностей», складывается новая иерархия морально-этических требований. При этом нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, нередко становятся психологически более значимыми, чем те, которые существуют у взрослых.

Условно выделяют организованные, формальные (школьный класс, молодежный лагерь, спортивная секция и т. п.), и неформальные, стихийно образующиеся группы-коллективы.

Если в младших классах наиболее значимый критерий «ценности» сверстника — успеваемость, школьные отметки, то со временем межличностные отношения более дифференцируются, а критерии социометрического статуса усложняются.

Более резкой становится разница в положении «признанных» и «отвергнутых».

В свою очередь положение подростка в коллективе влияет на его поведение.

Исследования показали, что неблагоприятное положение в классном коллективе — одна из основных причин формирования «трудных» подростков.

Такие подростки обычно преждевременно оставляют школу и чаще сверстников попадают под дурное влияние вне школы.

При обследовании несовершеннолетних правонарушителей оказалось, что 90 % из них были в школах «изолированными», почти все были недовольны своим положением в классе, более 50 % относились к одноклассникам безразлично или враждебно.

Менее изучено влияние на формирование психики и поведение подростка так называемых стихийных (неформальных) групп, которые охватывают примерно 80—85 % подростков. Численность таких групп — 5—15 человек. Состав их обычно смешанный и по возрасту, и по социальной принадлежности.

Очень часто уровень организованности неформальной группы не уступает уровню организованности классного коллектива, а иногда и превосходит его. Вожаком такой группы обычно бывает подросток, обладающий реальным авторитетом и чьи психологические лидерские качества совпадают с его официальным статусом.

Неформальные группы прежде всего удовлетворяют потребность подростков в свободном общении, которая в этом возрасте очень велика. Свободное общение подростков — это не просто форма проведения досуга, а прежде всего средство самовыражения личности, установления новых межличностных отношений.

В младшем подростковом возрасте неформальные группы обычно бывают однополыми, а в среднем и старшем — носят смешанный характер. По своей функции неформальные группы тесно связаны с подростковой субкультурой, включающей в себя такие компоненты, как своеобразие, другие, чем у взрослых, способы общения и манеры поведения, обостренное чувство групповой общности и солидарности, специфическое понятие о вкусах, моде, внешнем виде, языке и т. д.

Подросток, с одной стороны, всегда хочет быть оригинальным, «современным», с другой — он раб штампов и стандартов. Так, своеобразный внешний вид, следование моде в старшем подростковом возрасте являются одновременно средством самовыражения, принадлежности (выглядеть «своим»), идентификации (выглядеть «как все») и средством приобретения авторитета в своей среде.

То же можно сказать относительно подросткового словотворчества (молодежное арго). Взрослыми оно воспринимается как коверканье языка, однако молодежный жаргон выполняет и важные коммуникативные функции, служит средством отличия «своих» от «посторонних», барьером для взрослых на пути к проникновению во внутренний мир и групповые интересы подростков.

Взрослым чаще всего бывает трудно понять, почему интеллектуально развитые подростки придают такое большое значение фирменным штанам, длинным волосам, сознательно коверкают язык и т. п. Дело тут не только в разных вкусах отцов и детей. Главное в том, что подростки хотят отличаться от старших. В фирменных джинсах и своеобразной прическе они видят символ своей индивидуальности.

Важной формой межличностных отношений подростков является дружба, которая отличается высокой степенью избирательности, устойчивости и интимности.

У девочек дружба обычно возникает на 2-3 года раньше и бывает более эмоциональной и избирательной, чем у мальчиков.

Мальчики младшего и среднего подросткового возраста чаще выбирают друзей среди сверстников своего пола.

Девочки же начинают раньше тяготеть к мальчикам, причем более старшего возраста.

Потребность в психологической близости с возрастом увеличивается и достигает апогея в юности. Нередко дружба, зародившаяся в подростковом возрасте, несколько видоизменяясь, сохраняется на долгие годы. Смешанная, разнополая дружба существенно отличается от однополой и нередко бывает проявлением зарождающейся любви.

Половое созревание активно влияет на формирование личности и поведение подростка. Сначала мальчика (или девочку) волнуют сроки появления вторичных половых признаков. Сознание того, что «у меня не так, как у всех», очень часто сопровождается чувством тревоги, эмоциональной напряженности.

С возрастом более актуальными становятся критерии «маскулинности» (для мальчиков) и «фемининности» (для девочек).

Особенно сложно обстоит дело с «маскулинностью». Если у девочек быть слабой и «женственной» считается престижным, то феминизированный изнеженный мальчик вызывает у сверстников осуждение.

Поэтому подростки, воспитывающиеся без отца и в коллективах, где нет мужчин (детские сады, школы), тяготеют к спортивным секциям и неформальным подростковым группам.

Именно эти группы-коллективы чаще всего помогают мальчику утвердиться в мужской роли. Завышенные критерии «маскулинности» нередко компенсируются подростками подчеркнутой агрессивностью, грубостью и способствуют образованию неформальных асоциальных групп.

В последние два-три десятилетия отмечается тенденция к либерализации половой морали и более раннему началу половой жизни среди подростков. К этому предрасполагают раннее половое созревание, все нарастающая эмансипация подростков, а также широкая доступность полупорнографической информации по вопросам пола.

Важной особенностью процесса полового созревания в переходном возрасте является его «экспериментальный» характер. Возникающая половая потребность «исследуется» подростком, что сопровождается большим числом транзиторных половых отклонений, близких по форме как к норме, так и к патологии.

Следует также учитывать гендерные психологические аспекты полового созревания подростков.

У девочек половое созревание происходит раньше, что во многом определяет их отношение к мальчикам-сверстникам.

Вместе с тем эротические чувства у девочек появляются позже и носят несколько иной характер чем у мальчиков. Эротическому чувству у девочки-подростка часто предшествует потребность в психологической близости с мальчиком, обычно старше ее по возрасту.

У мальчиков половое созревание наступает позже, но протекает более бурно.

На определенной фазе полового созревания мальчики отличаются гиперсексуальностью, которая, в свою очередь, сопровождается повышенной половой возбудимостью, ростом эротических интересов и фантазий.

Подростковый возраст сложен еще и тем, что именно в это время происходит становление мировоззрения личности.

В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в мире людей. При этом мировоззренческий поиск отличается крайним максимализмом. Подростку обязательно нужен универсальный ответ, формула, которая разом бы объяснила ему и смысл собственного существования, и смысл существования человечества в целом.

Рефлексия, самоанализ, проявляющиеся в основном в поиске смысла собственного существования, сопровождаются переоценкой ценностей, изменением отношений к установившимся «правилам» и авторитетам, склонностью к философствованию, «самокопанию» в ощущениях и переживаниях.

Большинство современной молодежи в социальном отношении взрослеет очень медленно. Вернее сказать, многие молодые люди не спешат становиться взрослыми и брать на себя их обязанности.

Проблема эта не нова, но особенно актуальной она стала примерно четыре десятилетия тому назад, когда на горизонте впервые замаячили длинноволосые, неопрятные, отрешенные от мира юноши-подростки, именовавшие себя «битниками», потом появились «хиппи», «байкеры», «гамлеры», «панки», «металлисты» и др.

Стараясь подвести какую-то теоретическую базу под проблему «загадочной молодежи», одни социологи объясняют это упорное нежелание молодых людей взрослеть психологическим конфликтом отцов и детей, истолкованным с позиций психоанализа, другие — конфликтом между молодежью и обществом, третьи — конфликтом нового поколения с современной культурой и цивилизацией в целом.

Статус взрослого человека дает определенные права (например, право на половую жизнь, право распоряжаться материальными ценностями, реализовать свои жизненные установки и т. д.), но одновременно накладывает ряд обязанностей и обязательств, среди которых на первом месте — обязанность трудиться и обязательство отвечать за себя и за свои поступки перед обществом.

Основные корни «трагедии позднего повзросления» заключаются в принципиальном нежелании «хиппизирующей» молодежи принимать на себя обязанности и обязательства взрослых. Однако это не означает, что они одновременно отказываются от прав и привилегий взрослых. Совсем наоборот, именно эта часть молодежи очень рано (еще в подростковом возрасте) экспроприирует у взрослых их права и привилегии, даже не задумываясь об их связи с соответствующими обязанностями и обязательствами.

Важным моментом социального самоопределения является выбор профессии.

Профессиональная ориентация — сложный и многоступенчатый процесс. Обычно выделяют несколько этапов профессионального самоопределения: первый — детская игра; второй — подростковая фантазия; третий — предварительный выбор, где различные виды профессии оцениваются уже не только с точки зрения интересов подростка, но и с точки зрения его способностей и социальной значимости профессии; и, наконец, четвертый этап — практическое принятие решения, выбор конкретной специальности. Поздний выбор профессии, так же как и чересчур ранний, нежелателен.

Задержка профессионального самоопределения обычно связана с общей социальной незрелостью, инфантильностью, что уводит подростка в мир бесплодных хобби или вырабатывает в его поведении иждивенческие, асоциальные тенденции.

Ранний выбор профессии часто бывает случайным. В погоне за «престижной» специальностью подросток нередко обращает внимание лишь на внешние, романтические ее стороны и не учитывает других, будничных и более трудных. Позже это может привести к разочарованию в выбранной профессии и смене ее.

Лекция № 44.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: