Неустойчивый ТИП – краткая характеристика

Основные черты Ситуации психологического комфорта Провоцирующие факторы и непереносимые ситуации
Ведущая особенность этого типа – патологическая слабость воли, что особенно ярко проявляется в учебе, трудовой деятельности, исполнении обязанностей, требований родных, старших, педагогов. Неустойчивые подростки не уверены в себе, нерешительны, безынициативны, податливы случайным влияниям, подчиняемы, зависимы от лидера. Неустойчивые подростки не обнаруживают напористости и в поиске развлечений. Плывут по течению, примыкая к более активным стеничным подросткам, склонны к злоупотреблению алкоголем, наркотиками. Самооценка неадекватна (не способны к самоанализу, трезвой оценке собственных действий). Отсутствует сложная мотивация поступков, к будущему равнодушны, внушаемы, ситуативно криминогенны. Комфортно чувствуют себя в группе сверстников, предаваясь праздности и бесцельным развлечениям. Склонны к нецелеустремленной криминогенности под влиянием внезапно возникших желаний, ситуации, давления группы или ее лидера. В запущенных случаях, при попадании в компанию асоциальных сверстников, неустойчивые быстро приобретают вредные привычки и стереотипы девиантного поведения. Личность неустойчивых в гораздо большей мере от непосредственного окружения, чем от себя самой. Однако неустойчивый подросток достаточно комфортно чувствует себя в условиях полного, но не унижающегося личность, контроля со стороны взрослых. Такие условия могут обеспечить приемлемый уровень социализации неустойчивых. Воспитание в условиях жестких взаимоотношений, в условиях потворствующей гипоопеки, безнадзорности в условиях эмоционально бедной семейной среды. Несмотря на то, что неустойчивый тип имеет явную биологическую почву, значительную роль в его формировании играет недостаток воспитывающего влияния на ребенка со стороны родителей и близких в раннем детстве. особенно опасен "откуп" незрелых родителей от собственного ребенка игрушками, вещами, развлечениями, отсутствием контроля. Непереносимые ситуации: базнадзорность; отсутствие руководства жизнью подростка и требовательности; подавляющая опека, унижающий личность контроль, подавление самостоятельных решений.

Таблица 20

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП – индивидуальный подход и коррекция

Общие требования



Индивидуальный подход и коррекция

в урочной деятельности по внеурочной деятельности
Прежде всего необходимо установить полный (но не унижающий личного достоинства) контроль за поведением и деятельностью подростка. Четко регламентировать его урочную, внеурочную и досуговую деятельность. Неукоснительно соблюдать режим дня. Исключить возможное появление неструктурированного и неконтролируемого свободного времени подростка. Важно организовать самое тесное взаимодействие всех взрослых, занимающихся обучением и воспитанием неустойчивого подростка. Полезно стимулировать инициативу подростка, поощрять самые малые ее проявления, давать ему несложные, но разнообразные задания. Очень важно также сформировать у подростка осознание неизбежности наказания за проступок. Учитель, начинающий урок, должен знать неустойчивых подростков "в лицо", для того чтобы выполнить по отношению к ним три обязательных действия контроля: контроль начала деятельности на уроке (домашнее задание, готовность к работе); контроль деятельности по ходу урока; контроль результативности учебной деятельности на уроке. Одновременно с контролем педагог должен оказывать подростку дополнительную помощь: разбивать сложный материал на части и давать их по мере усвоения; создавать спокойную, способствующую концентрации внимания обстановку на уроке; давать время на исправление ошибок; оценивать не только результат, но и старание, прилежность. Поручения неустойчивому подростку даются самые разные, но все они должны быть несложными, непродолжительными, сопровождаться контролем и помощью со стороны взрослых. Обязательна тщательная регламентация досуговой деятельности подростка. Внушение: требователен к себе и другим, хозяин своего слова, сознательный, дисциплинированный, обязательный. Обучение: планированию режима жизни, доведению дела до конца, преодолению трудностей субъективного характера, оцениванию возникающего желания с позиции пользы и вреда для себя и других. Воспитательные воздействия:беседа-разъяснение, предупреждение, обсуждение опыта, нравственное упражнение, параллельное педагогическое воздействие, требование, поощрение, наказание.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: