Принципы обучения персонала

Принцип Характеристика принципа
1 Принцип профессионализма - Ключевое место должны занимать разделы, усвоение материалов которых будет непосредственно влиять на качество выполнения работниками их должностных обязанностей; - Предъявляются требования к квалификации преподавательского корпуса.
2 Принцип целенаправленности Реализуется непосредственно уже в ходе разработки и реализации программы обучения при выявлении целей и приоритетных направлений обучения.
3 Принцип непрерывности Обеспечение постоянного роста квалификации работников исходя из производственной потребности, а также обоснованный выбор момента обучения.
4 Систематичность и последовательность в обучении Достигается строгим соблюдением системы обучения по программе, постоянным переходом от известного материала к неизвестному, от простых работ к сложным, правильным подбором упражнений, программ и заданий.
5 Прочность усвоения знаний и навыков Достигается запоминающимся объяснением и показом, систематическим повторением и постепенным усложнением изучаемого материала.

 

В целях определения потребности в обучении целесообразно использовать результаты оценки труда и персонала, выяв­ляющие проблемы, с которыми сталкиваются работники; оценивать специфику общих программ подготовки, кото­рую проходят студенты университетов, приходящих на работу в организацию; диагностировать средний уровень подготовленности новых сотрудников.

 Направлению сотрудников на профессиональную переподготовку или повышение квалификации предшествует работа кадровых служб. Расчет потребности в обучении кадров производится в следующем порядке:

1. Руководители структурных подразделений подготавливают предложения по переподготовке и повышению квалификации сотрудников организации.

2. Кадровая служба организации выполняет расчет потребности в переподготовке и повышении квалификации персонала.

Базаров Т.Ю. в своей работе «Управление персоналом» выделяет 2 типа учебных программ: «сохраняющие» и «инновационные». Целью «сохраняющего»обучения является усвоение фиксированных взглядов, методов и правил для того, чтобы эффективно работать в известных и повторяющихся ситуациях, для развития способностей обучаемых решать те проблемы, которые актуаль­ны. Этот тип программ особенно эффективен для передачи но­вых знаний взамен устаревших и устранения пробелов в знаниях и умениях работников и предназначен для поддержания сущест­вующей системы деятельности. Исследователи замечают, что во многих современных орга­низациях сохраняющее обучение в достаточной мере разработа­но и используется.

 «Инновационное»обучение ориентировано на перспективу, подготовку организации к работе в новых условиях. Разработке инновационных обучающих программ должен предшествовать прогноз потребности организации в изменении профессионально-кадрового потенциала, исходя из соответствующих измене­ний во внешней среде, в технологии деятельности и системе управления. Административный и управленческий персонал обычно хорошо подготовлен к поддерживающему обучению, но обязанность управленца, ориентированного на развитие организации, — обеспечить потенциал для этого развития, что возможно только путем «инновационного» обучения.

В последние 20 лет большинство ведущих организаций взяло на себя основные функции обучения сотрудников. Многие из них создали постоянно действующие учебные центры, институты и университеты.

Можно выделить следующие необходимые условия эффективного обучения:

- для обучения необходима мотивация, причем сотрудники организации должны ясно понимать цели программы;

- руководство должно создать климат, способствующий обучению, а это подразумевает активное участие сотрудников в процессе обучения, стремление к познанию нового, поддержку со стороны преподавателей и руководства, проведение обучения в специальных учебных центрах;

- процесс обучения следует разбивать на последовательные этапы с закреплением практических навыков, приобретенных на каждом этапе;

- необходима положительная обратная связь, похвала, поощрение обучающихся и т.п.

Любое обучение, которое проводится в организации, должно работать на нее, должны удовлетворяться производственные требования организации в специалистах определенного уровня, квалификации. Определяя необходимость и целесообразность проведения обучения, руководитель выясняет, какие из стоящих перед организацией задач могут быть решены с помощью обучения.

 Цели обучения:

1. С позиции работодателя:

- организация и формирование персонала управления;

- овладение умением определять, понимать и решать проблемы;

- адаптация персонала;

- внедрение нововведений и другие;

2. С позиции сотрудника:

- поддержание на соответствующем уровне профессиональной квалификации и повышение квалификации;

- приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности и др.

Известны 2 основные формы обучения:

- На рабочем месте.

Осуществляется в обычной рабочей обстановке: обучаемый использует настоящие рабочие инструменты, оборудование, документацию или материалы, которые он будет использовать и после завершения курса обучения. При этом обучаемый работник рассматривается как частично производительный работник. В то же время, такое обучение часто бывает слишком специальным для развития потенциала сотрудника, поскольку не дает сотруднику выйти за рамки традиционного поведения.

 

Таблица 3.

                           Методы обучения персонала на рабочем месте.

Методы обучения Характерные особенности метода
1 Введение в должность Знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями
2 Инструктаж Разъяснение приемов работы с их некоторой демонстрацией непосредственно на рабочем месте
3 Практика привлечения персонала на роль заместителя Планомерная подготовка сотрудника к занятию соответствующей руководящей должности
4 Поручение выполнения особых специальных задач Совершенствование особых навыков сотрудников через поручение выполнять специальные одноразовые задания, которые необходимо тщательно отработать.
5 Наставничество Наставник обеспечивает непрерывную, беспристрастную обратную связь и периодически проверяет уровень исполнения работы наставляемых.
6 Коучинг Наставление, тренировка; занятия с репетитором, инструктором и т.д.
7 Метод усложняющихся заданий. Предоставление сотруднику возможности выполнения сначала достаточно легких, а затем все более и более сложных заданий и производственных операций (самостоятельно).
8 Ротация персонала При процессе ротации характер работы может коренным образом изменяться и в таких случаях формируется работник с квалификацией широкого профиля.
9 Копирование Прикрепление к умелому сотруднику молодого работника
10 Делегирование Использование практики передачи сотруднику четко очерченного круга задач, причем с соответствующими полномочиями для принятия решений (под контролем руководства)
11 Использование специальных инструкций Сотруднику до начала работы предоставляется возможность изучить специальную методику, инструкцию, положение и т.п. [17;243]

 

- Вне рабочего места.

Данная форма обучения более эффективна, но связана с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей.

 

Таблица 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: