№ | Принцип | Характеристика принципа |
1 | Принцип профессионализма | - Ключевое место должны занимать разделы, усвоение материалов которых будет непосредственно влиять на качество выполнения работниками их должностных обязанностей; - Предъявляются требования к квалификации преподавательского корпуса. |
2 | Принцип целенаправленности | Реализуется непосредственно уже в ходе разработки и реализации программы обучения при выявлении целей и приоритетных направлений обучения. |
3 | Принцип непрерывности | Обеспечение постоянного роста квалификации работников исходя из производственной потребности, а также обоснованный выбор момента обучения. |
4 | Систематичность и последовательность в обучении | Достигается строгим соблюдением системы обучения по программе, постоянным переходом от известного материала к неизвестному, от простых работ к сложным, правильным подбором упражнений, программ и заданий. |
5 | Прочность усвоения знаний и навыков | Достигается запоминающимся объяснением и показом, систематическим повторением и постепенным усложнением изучаемого материала. |
|
|
В целях определения потребности в обучении целесообразно использовать результаты оценки труда и персонала, выявляющие проблемы, с которыми сталкиваются работники; оценивать специфику общих программ подготовки, которую проходят студенты университетов, приходящих на работу в организацию; диагностировать средний уровень подготовленности новых сотрудников.
Направлению сотрудников на профессиональную переподготовку или повышение квалификации предшествует работа кадровых служб. Расчет потребности в обучении кадров производится в следующем порядке:
1. Руководители структурных подразделений подготавливают предложения по переподготовке и повышению квалификации сотрудников организации.
2. Кадровая служба организации выполняет расчет потребности в переподготовке и повышении квалификации персонала.
Базаров Т.Ю. в своей работе «Управление персоналом» выделяет 2 типа учебных программ: «сохраняющие» и «инновационные». Целью «сохраняющего»обучения является усвоение фиксированных взглядов, методов и правил для того, чтобы эффективно работать в известных и повторяющихся ситуациях, для развития способностей обучаемых решать те проблемы, которые актуальны. Этот тип программ особенно эффективен для передачи новых знаний взамен устаревших и устранения пробелов в знаниях и умениях работников и предназначен для поддержания существующей системы деятельности. Исследователи замечают, что во многих современных организациях сохраняющее обучение в достаточной мере разработано и используется.
|
|
«Инновационное»обучение ориентировано на перспективу, подготовку организации к работе в новых условиях. Разработке инновационных обучающих программ должен предшествовать прогноз потребности организации в изменении профессионально-кадрового потенциала, исходя из соответствующих изменений во внешней среде, в технологии деятельности и системе управления. Административный и управленческий персонал обычно хорошо подготовлен к поддерживающему обучению, но обязанность управленца, ориентированного на развитие организации, — обеспечить потенциал для этого развития, что возможно только путем «инновационного» обучения.
В последние 20 лет большинство ведущих организаций взяло на себя основные функции обучения сотрудников. Многие из них создали постоянно действующие учебные центры, институты и университеты.
Можно выделить следующие необходимые условия эффективного обучения:
- для обучения необходима мотивация, причем сотрудники организации должны ясно понимать цели программы;
- руководство должно создать климат, способствующий обучению, а это подразумевает активное участие сотрудников в процессе обучения, стремление к познанию нового, поддержку со стороны преподавателей и руководства, проведение обучения в специальных учебных центрах;
- процесс обучения следует разбивать на последовательные этапы с закреплением практических навыков, приобретенных на каждом этапе;
- необходима положительная обратная связь, похвала, поощрение обучающихся и т.п.
Любое обучение, которое проводится в организации, должно работать на нее, должны удовлетворяться производственные требования организации в специалистах определенного уровня, квалификации. Определяя необходимость и целесообразность проведения обучения, руководитель выясняет, какие из стоящих перед организацией задач могут быть решены с помощью обучения.
Цели обучения:
1. С позиции работодателя:
- организация и формирование персонала управления;
- овладение умением определять, понимать и решать проблемы;
- адаптация персонала;
- внедрение нововведений и другие;
2. С позиции сотрудника:
- поддержание на соответствующем уровне профессиональной квалификации и повышение квалификации;
- приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности и др.
Известны 2 основные формы обучения:
- На рабочем месте.
Осуществляется в обычной рабочей обстановке: обучаемый использует настоящие рабочие инструменты, оборудование, документацию или материалы, которые он будет использовать и после завершения курса обучения. При этом обучаемый работник рассматривается как частично производительный работник. В то же время, такое обучение часто бывает слишком специальным для развития потенциала сотрудника, поскольку не дает сотруднику выйти за рамки традиционного поведения.
Таблица 3.
Методы обучения персонала на рабочем месте.
№ | Методы обучения | Характерные особенности метода |
1 | Введение в должность | Знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями |
2 | Инструктаж | Разъяснение приемов работы с их некоторой демонстрацией непосредственно на рабочем месте |
3 | Практика привлечения персонала на роль заместителя | Планомерная подготовка сотрудника к занятию соответствующей руководящей должности |
4 | Поручение выполнения особых специальных задач | Совершенствование особых навыков сотрудников через поручение выполнять специальные одноразовые задания, которые необходимо тщательно отработать. |
5 | Наставничество | Наставник обеспечивает непрерывную, беспристрастную обратную связь и периодически проверяет уровень исполнения работы наставляемых. |
6 | Коучинг | Наставление, тренировка; занятия с репетитором, инструктором и т.д. |
7 | Метод усложняющихся заданий. | Предоставление сотруднику возможности выполнения сначала достаточно легких, а затем все более и более сложных заданий и производственных операций (самостоятельно). |
8 | Ротация персонала | При процессе ротации характер работы может коренным образом изменяться и в таких случаях формируется работник с квалификацией широкого профиля. |
9 | Копирование | Прикрепление к умелому сотруднику молодого работника |
10 | Делегирование | Использование практики передачи сотруднику четко очерченного круга задач, причем с соответствующими полномочиями для принятия решений (под контролем руководства) |
11 | Использование специальных инструкций | Сотруднику до начала работы предоставляется возможность изучить специальную методику, инструкцию, положение и т.п. [17;243] |
|
|
- Вне рабочего места.
Данная форма обучения более эффективна, но связана с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей.
Таблица 4.