Адаптация – это процесс взаимного приспособления работника к организации и организации к работнику.
Существуют два направления адаптации: первичная, т.е. процесс приспособления работников, не имеющих никакого трудового опыта, и вторичная – процесс приспособления работников, имеющих трудовой опыт, переходящих на новое рабочие место или в другую организацию.
В управлении персоналом выделяют следующие виды адаптации:
– профессиональная – это процесс совершенствования профессиональных способностей, на основе дополнительного освоения необходимых знаний и навыков;
– психофизиологическое – это процесс приспособления к новым физиологическим, психологическим и физиологическим условиям труда;
– социально-психологическая адаптация – это включение работников систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями;
– организационно-административная адаптация – работник знакомится с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и организационной структуре;
|
|
– экономическая адаптация позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.
Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему:
1) уменьшение стартовых издержек;
2) снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;
3) сокращение текущей рабочей силы;
4) экономия времени руководителя и сотрудников;
5) развитие позитивного отношения к работе.
К организационным решениям по технологии процесса управления адаптацией могут быть отнесены следующие:
1) организация семинаров, курсов;
2) проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
3) интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, впервые вступающих в эту должность;
4) проведение организационно-подготовительной работы при введении новшеств;
5) специальные курсы подготовки наставников;
6) использование метода постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником;
7) выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
8) поведение в коллективе подразделения специальных ролевых игр по сплочению сотрудников и развитию групповой динамики.
Список необходимых действий при адаптации персонала
Перед приходом нового работника необходимо:
Убедиться, что должностная инструкция подготовлена и соответствует действительности.
|
|
Договориться с кем-нибудь из его будущих коллег о неформальной помощи и опеке.
Проверить, подготовлено ли его рабочее место.
Проинформировать заранее всех сотрудников о приходе нового работника.
Приготовить все информационные материалы, которые будут выданы сотруднику в первый день работы.
Подготовить необходимые пропуска.
Позвонить сотруднику накануне его официального выхода на работу и убедиться, что все в порядке.
Первый день
Вместе с новым сотрудником проанализировать его должностные обязанности.
Объяснить правила компенсации возможных затрат.
Ознакомить с требованиями к конфиденциальности информации.
Ознакомить с правилами внутреннего распорядка работы.
Обсудить стиль управления, особенности культуры, традиции, нормы и т.д., принятые в организации.
Ознакомить с основными процедурами и политикой в отношении персонала.
Ознакомить с организационной структурой и структурой подчинения (если необходимо).
Провести инструктаж по технике безопасности.
Провести инструктаж по оказанию неотложной помощи.
Ознакомить с правилами и действиями на случай эвакуации, показать пожарные выходы.
Ознакомить с процедурой коммуникаций и связей по должности.
Ознакомить с требованиями к внешнему виду.
Ознакомить с требованиями пропускной системы, порядком
открывания и закрывания офиса/рабочего кабинета.
Представить сотрудника подчиненным, коллегам и руководителям.
Предоставить информацию личного плана: местонахождение столовой, туалетов, места для отдыха, курения и т.д.
Представить информацию о традициях отдела или группы.
До конца периода адаптации
Ознакомить со специальными процедурами.
Ознакомить со спецификой работы в отделе и организации.
Проанализировать компетенцию и разработать индивидуальную
программу перспективной подготовки.
Объяснить, как действует административно-хозяйственная система организации, существующие правила и процедуры.
Ознакомить с требованиями и стандартами выполнения работы.
Ознакомить с системой отчетности.
Тема 5. Обучение персонала в системе общественного питания.